методическая практика
проект

Сухотина Наталья Васильевна

в материалах представлен опыт работы по направлению «Предметно-пространственная среда детского сада  как условие развития личностного потенциала участников образовательных отношений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-пространственная среда детского сада как условие развития личностного потенциала участников образовательных отношений»

Краткое отступление:

В мае 2021 года в рамках Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» командой управленцев и педагогов детского сада был разработан, прошел профессиональную экспертизу, организованную ККИПК, принят к реализации проект создания ЛРОС на тему «Детский сад как пространство общих ценностей, раскрытых потенциалов, счастливого детства», На понимание и для сравнения на слайд понятия:

ЛРОС- личностно развивающая образовательная среда. По мнению Ясвина Витольда Альбертовича (главного разработчика модели развивающей образовательной среды) – это среда, обеспечивающая комплекс возможностей для эффективного личностного саморазвития всех субъектов образовательных отношений.

Образовательная среда в ДОУ – ряд условий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста в рамках образовательного учреждения.

Ключевая (глобальная) цель проекта:

Создание личностно-развивающей образовательной среды творческого типа с набором таких характеристик как осознаваемость, обобщенность и структурированность для развития личностного потенциала всех участников образовательного сообщества.

Видение главных результатов жизнедеятельности после создания в ходе реализации проекта ЛРОСреды:

  • Образовательные результаты соответствуют вызовам времени и ожиданиям всех участников образовательного сообщества
  • ОС обеспечивает развитие личностного потенциала всех участников образовательного сообщества

Для воспитанников- учтены потребности в: уважении, защите, в самореалиции и успешности, в поддержке интересов, потребность общения, право выбора, право на ошибку

Возможность свободно мыслить, высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальным (самим собой).

Расширение возможностей для удовлетворения потребностей детей в творческом самовыражении; развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие эмоционального интеллекта воспитанников.

Для педагогов:

Наличие внутренней мотивации для профессионального и личностного роста, наличие навыков конструктивной работы в команде; навыков критического и креативного мышления. Овладение и применение личностно-развивающих технологий, адекватных специфике дошкольного возраста, способствующих развитию у детей личностного потенциала, эмоционального интеллекта. Овладение методиками и инструментами оценивания результатов. Развитие мобильности.

Для семей воспитанников:

Обеспечение открытости образовательного пространства;

создание условий для их включенности в образовательные отношения на основе их инициатив и их личностного потенциала.

Итоговые эффекты реализации проекта

  • Организация привлекательна для взаимодействия в рамках социального партнерства.
  • ОО является ресурсом для развития образовательных организаций города.

Детский сад активно взаимодействует с музеем- заповедником, центром детского образования, детской музыкальной школой, енисейским народным театром, средней школой №3 и №9 (экскурсии и другие мероприятия).

Участвует в роли опорного детского сада в СМО, имеет в своей сети 4 сада района.

  • Сформирована корпоративная культура на основе доброжелательных отношений и эмоционального благополучия всех участников образовательного сообщества.

Коллективное участие в мероприятиях города и сада, социальных акциях, торжествах.

Одним из компонентов, работающим на достижение образа желаемого состояния, является

пространственно-предметный компонент, который предполагает

  • Расширение пространства для самостоятельной активности старших дошкольников за рамками группового помещения;
  • Создание в рамках постоянно действующих выставок детско-взрослого творчества ситуаций для презентации детьми своих творческих продуктов ;
  • Обустройство «Стены творчества» в общем пространстве детского сада и в каждой группе;
  • Повышение эффективности использования для детской деятельности музыкального и спортивного залов;
  • Обустройство в пространстве учреждения «Центра открытого планирования и профессиональной поддержки»;
  • Размещение в приемных групп «Экрана прожитого дня»;
  • Обустройство в макросреде учреждения экранов признания достижений и успешности «Сотрудник месяца», «Открытие года», «Лучшая профессиональная идея (идея дня)»
  • Создание на территории учреждения зон эстетической, познавательно-исследовательской направленности, условий для детской игровой и двигательной активности, не привязанных к конкретным групповым участкам.
  • Создание экспозиции «Тополек» – вчера, сегодня, завтра».

Формально срок реализации проекта – 2023 год. Но все смыслы, ценности и принципы, заложенные в проекте, не предполагают конечной точки, полного удовлетворения, когда можно сказать себе: какие мы замечательные, потому что достигли всего и теперь можем наслаждаться своими качествами, потому что мы развили свой потенциал, и нам нет равных.

Программа по развитию личностного потенциала задумана фондом Вклад в будущее в контексте понятия VUCA-мир. VUCA-мир — это представление о современном мире как о нестабильной, неоднозначной среде, в которой тяжело делать точные прогнозы и рассчитывать на исполнение всех планов и целей.

На слайд

  1. V — volatility (нестабильность). Мир не стоит на месте, всё меняется с высокой скоростью — рынки, тренды, курсы валют, запросы потребителей, спрос и предложения. Чтобы удержаться на плаву, нужно под это подстраиваться.
  2. U — uncertainty (неопределённость). Нестабильность порождает трудности с прогнозами — предсказывать будущее очень тяжело. Формируешь рекламный бюджет на год, но в него вмешиваются «чёрные лебеди». Это редкие события, которые тяжело предсказать, но их влияние на экономику может быть разрушительным. Пример такого «чёрного лебедя» — пандемия коронавируса.
  3. C — complexity (сложность). Чтобы принять верное решение, нужно учитывать слишком много переменных. Не всегда понятно, какие из них повлияют на конечный результат, а какие отвлекают от цели. Например, когда компания выходит на зарубежный рынок, приходится следовать новым правилам — юридические и налоговые моменты, другой клиентский опыт, национальные особенности аудитории и так далее.
  4. A — ambiguity (неоднозначность). Бизнес быстро развивается, открывается всё больше новых сфер и направлений. Компании не знают, как себя вести при столкновении с чем-то новым — например, с новыми технологиями. Точных инструкций ни у кого нет, поэтому каждый пытается делать так, как видит. Это приводит к неоднозначности. В работе с инновациями нет единых правил игры.

Для того, чтобы быть успешным в этом мире

неопределённости, неоднозначности и неясности необходимо быстро принимать решения и соотносить их со своими целями. Новые вкусы и привычки людей, их потребности приходят и уходят в течение нескольких недель, дней или часов. Быть успешными и эффективными без инноваций, без новых идей и инструментов невозможно.

Каждому сегодня необходимо осознать и использовать весь свой потенциал, чтобы не просто адаптироваться к имеющимся условиям, а уметь менять их под свои ценности и для своего благополучия.

Наши дети должны быть успешными в мире, который, скорее всего, будет еще стремительнее и неопределеннее, чем наш сегодня. Мы должны суметь их к этому подготовить.

Это основной целевой ориентир данной программы и нашего проекта. Так что работы еще очень и очень много.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

Методическая практика в ДОУ.

Я проходила методическую практику на базе МДОУ №118. В ней были рассмтреныразные принципы и подходы к формированию программ, особенности осуществления образовательного процесса, план мероприятий с дет...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

Методическая практика в ДОУ

Цели и задачи программы методической практики  – требования к результатам освоения программы производственного обучения...

методическая практика

Из опыта работы инновационной площадки по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформ...