Взаимодействие специалистов и воспитателей в образовательном процессе ДОУ
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_so_spetsialistami.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.

 

Подготовила Кирягина М.И.

Аннотация: Статья обобщает практический опыт взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с дошкольниками. Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества. 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, дошкольное учреждение, специалисты службы сопровождения, тетрадь взаимодействия, комплексный подход. 

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Нами  проанализирован опыт работы по взаимодействию специалистов и воспитателей в образовательном процессе.

На уровне нашего дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность воспитателя и всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, выстраиванию взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками. Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Одной из форм взаимодействия воспитателя со специалистами, является «Тетрадь взаимодействия». Тетрадь взаимодействия включает в себя раздел «Рекомендации специалистов» по работе с детьми, где даются рекомендации всех специалистов по проведению индивидуальной работы воспитателя с детьми. Воспитатель реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, и детьми с особыми образовательными потребностями. Планирует  и корректирует  образовательные задачи совместно с другими специалистами с учетом  индивидуальных особенностей каждого воспитанника по результатам педагогической диагностики (мониторинга). Воспитатель ежедневно планирует и реализует индивидуальную работу с воспитанниками по рекомендациям специалистов. Отмечая дату реализации проведения индивидуальной работы с детьми в тетради взаимодействия специалистов. 

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Успех организации взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработка интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Когда в детском саду работают несколько узких специалистов, возникает потребность в перераспределении и распределении их функциональных обязанностей. Поэтому необходимо предусмотреть следующие функции специалистов:

  • координирующую (на уровне годового, квартального, месячного и перспективного планирования);
  • консультационную (по планированию развивающей среды, занятий, совместно-организационной деятельности, диагностирующих занятий, работе с родителями);
  • контролирующую (качество планирования образовательной и индивидуальной работы по конкретному разделу программы в соответствии с рекомендациями узкого специалиста).

Необходимо помнить, что воспитатель несет основную ответственность за развитие ребенка. Узкий специалист обладает широкими знаниями в своей области, но его главная задача состоит в оказании помощи воспитателям и родителям группы по раскрытию всех способностей дошкольника. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. 

Индивидуальная работа учителем-логопедом ведется по следующим направлениям:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование правильного звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, автоматизация звуков, дифференциация звуков);
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие моторики;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия);
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие лексической стороны речи (знакомство с новыми словами, конкретизация, формирование обобщающих функций слова);
  • совершенствования грамматического строя речи;

Деятельность педагога-психолога направлена на: 

  • создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;
  • развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
  • активизацию отработанной лексики;
  • снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
  • обеспечение психологической готовности к школьному обучению;
  • повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.

Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития;заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста;осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

По результатам мониторингов, проведенных узкими специалистами, старшим воспитателем проводится анализ деятельности специалистов, намечаются пути решения возникших проблем в организации коррекционной работы.

Работа воспитателя тесно переплетается с работой учителя-логопеда, она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи.

Воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов Учреждения. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.

На лого-ритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. 

Помимо традиционных физкультминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, психологической гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

Инструктор по физической культуре совместно с учителем – логопедом занимается оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием просодических компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. 

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года совместно с родителями проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители.

Необходимо отметить, что специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Воспитатель осуществляет развитие связной речи в непосредственно  образовательной деятельности и руководство коммуникативным развитием детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, воспитатели и специалисты детского сада – достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач – задач личностно-ориентированного образования.

Тесное взаимодействие специалистов Учреждения, положительно сказывается на качестве работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей.

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении.

Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования являетс...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе ООД и праздников"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического разви...