Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении.
статья по логопедии

Барсукова Анастасия Александровна

Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования является дошкольное детство,  как первоначальный уровень непрерывного получения образования. В дошкольном образовательном учреждении происходит не только формирование определенного багажа знаний, но и становление осознанной личности. Реализация инклюзивного образования – это реализация доступности в развитии и образовании, в приспособлении к различным нуждам всех нуждающихся детей.

Ежегодно дети с ограниченными речевыми, психическими и физическими возможностями только увеличиваются в численности. И если в случаях нормативно развивающихся детей, дошкольное образовательное учреждение является в основном местом общения и игры, то для детей с определенными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дошкольное учреждение является полноценным адаптационным социумом не только в развитии, но и жизненном приспособлении ребенка. Данная среда вполне реализуема благодаря тесному взаимодействию всего педагогического состава. В свою очередь, для реализации полной и емкой работы, специалистов и воспитателей координирует коррекционно-развивающая программа, разработанная в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) согласно необходимой категории детей и их возраста.

Создание условий реализации инклюзивной практики в ДОУ так же имеет свои требования:

- профессиональная подготовка специалистов и педагогов;

- организация и доступность развивающей предметно-пространственной среды;

- систематизация (определение одного и того же времени и места для осуществления того или иного занятия);

- творческая подача материала согласно ведущей игровой деятельности;

- индивидуальный учет особенностей;

- корректное подгрупповое деление детей;

- доступная подача материала;

- ведение  вспомогательной документации ДОУ: индивидуальные маршруты, тетради взаимодействия, индивидуальные карты развития.

В состав осуществляющих инклюзивную работу входят:

1.                     Педагог-психолог, который занимается организацией взаимодействия педагогов, психопрофилактической и психодиагностической работой с детьми, повышением компетентности воспитателей касаемо определенной группы детей.

2.                     Учитель-логопед, который использует в работе с детьми апробированные коррекционные методики в исправлении тех или иных речевых, фонетических и фонематических нарушений, развитии органов артикуляционного аппарата, выполняет работу над развитием силы воздушной струи, а так же модуляции голоса.

3.                     Учитель-дефектолог, который формирует психологическую базу речи, расширяет понимание обращенной речи, стимулирует подражание и формирование речи, активизирует мыслительную деятельность, формирует умение сотрудничества, как со сверстниками, так и со взрослыми, формирует первичные личностные представления.

4.                     Музыкальный руководитель, который отвечает за эстетическое и музыкальное воспитание детей, занимается  подбором материала согласно физическому, речевому и психологическому развитию детей, с использованием элементов музыкотерапии.

5.                     Инструктор по физической культуре, организует и проводит мероприятия по укреплению здоровья детей, улучшает психомоторные их способности, проводит работу над развитием ориентировки в пространстве, а также работает над крупной моторикой рук.

6.                     Воспитатели, которые стараются закрепить всё то, что было проделано со специалистами, а также самостоятельно организуют и проводят занятия как индивидуально, так и подгруппами. На подобных занятиях осуществляется развитие мелкой и общей моторики, прививание культурно-гигиенических навыков. Также воспитатели создают благоприятную обстановку и уютную, располагающую атмосферу.

На плечи воспитателя также ложится не простая работа в подготовке как детского коллектива к внедрению в их микроклимат ребенка имеющего особые образовательные потребности, так и родительского коллектива. В целях профилактики непонимания и конфликта интересов. Для этого воспитателям необходимо владеть соответствующей правильной информацией касаемо особенностей приходящего ребенка. Также в работе с родителями систематически необходимо проводить работу в виде детско-родительских семинарах практикумах подгруппами, с присутствием особого ребенка с родителями также на подобных мероприятиях.

Для качественной реализации инклюзивного образования в ДОУ, необходимо строгое распределение обязанностей, качественный подход каждого задействованного звена в системе оказания педагогической помощи, создание новых нестандартных форм, условий и способов в организации работы. Данная работа требует творческого подхода и вложения души от каждого участника – специалистов, воспитателей, родителей, детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barsukova_a.a._kirilyuk_m.a._sablina_n.a.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении

Барсукова А.А.

Кирилюк М.А.

Саблина Н.А.

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов, BarsukovaA.A@mail.ru

Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие специалистов и воспитателей, дошкольное образовательное учреждение.

Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования является дошкольное детство,  как первоначальный уровень непрерывного получения образования. В дошкольном образовательном учреждении происходит не только формирование определенного багажа знаний, но и становление осознанной личности. Реализация инклюзивного образования – это реализация доступности в развитии и образовании, в приспособлении к различным нуждам всех нуждающихся детей.

Ежегодно дети с ограниченными речевыми, психическими и физическими возможностями только увеличиваются в численности. И если в случаях нормативно развивающихся детей, дошкольное образовательное учреждение является в основном местом общения и игры, то для детей с определенными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дошкольное учреждение является полноценным адаптационным социумом не только в развитии, но и жизненном приспособлении ребенка. Данная среда вполне реализуема благодаря тесному взаимодействию всего педагогического состава. В свою очередь, для реализации полной и емкой работы, специалистов и воспитателей координирует коррекционно-развивающая программа, разработанная в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) согласно необходимой категории детей и их возраста.

Создание условий реализации инклюзивной практики в ДОУ так же имеет свои требования:

- профессиональная подготовка специалистов и педагогов;

- организация и доступность развивающей предметно-пространственной среды;

- систематизация (определение одного и того же времени и места для осуществления того или иного занятия);

- творческая подача материала согласно ведущей игровой деятельности;

- индивидуальный учет особенностей;

- корректное подгрупповое деление детей;

- доступная подача материала;

- ведение  вспомогательной документации ДОУ: индивидуальные маршруты, тетради взаимодействия, индивидуальные карты развития.

В состав осуществляющих инклюзивную работу входят:

  1. Педагог-психолог, который занимается организацией взаимодействия педагогов, психопрофилактической и психодиагностической работой с детьми, повышением компетентности воспитателей касаемо определенной группы детей.
  2. Учитель-логопед, который использует в работе с детьми апробированные коррекционные методики в исправлении тех или иных речевых, фонетических и фонематических нарушений, развитии органов артикуляционного аппарата, выполняет работу над развитием силы воздушной струи, а так же модуляции голоса.
  3. Учитель-дефектолог, который формирует психологическую базу речи, расширяет понимание обращенной речи, стимулирует подражание и формирование речи, активизирует мыслительную деятельность, формирует умение сотрудничества, как со сверстниками, так и со взрослыми, формирует первичные личностные представления.
  4. Музыкальный руководитель, который отвечает за эстетическое и музыкальное воспитание детей, занимается  подбором материала согласно физическому, речевому и психологическому развитию детей, с использованием элементов музыкотерапии.
  5. Инструктор по физической культуре, организует и проводит мероприятия по укреплению здоровья детей, улучшает психомоторные их способности, проводит работу над развитием ориентировки в пространстве, а также работает над крупной моторикой рук.
  6. Воспитатели, которые стараются закрепить всё то, что было проделано со специалистами, а также самостоятельно организуют и проводят занятия как индивидуально, так и подгруппами. На подобных занятиях осуществляется развитие мелкой и общей моторики, прививание культурно-гигиенических навыков. Также воспитатели создают благоприятную обстановку и уютную, располагающую атмосферу.

На плечи воспитателя также ложится не простая работа в подготовке как детского коллектива к внедрению в их микроклимат ребенка имеющего особые образовательные потребности, так и родительского коллектива. В целях профилактики непонимания и конфликта интересов. Для этого воспитателям необходимо владеть соответствующей правильной информацией касаемо особенностей приходящего ребенка. Также в работе с родителями систематически необходимо проводить работу в виде детско-родительских семинарах практикумах подгруппами, с присутствием особого ребенка с родителями также на подобных мероприятиях.

Для качественной реализации инклюзивного образования в ДОУ, необходимо строгое распределение обязанностей, качественный подход каждого задействованного звена в системе оказания педагогической помощи, создание новых нестандартных форм, условий и способов в организации работы. Данная работа требует творческого подхода и вложения души от каждого участника – специалистов, воспитателей, родителей, детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

Формы взаимодействия с родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и мет...

Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты   Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...

Консультационно-просветительская работа специалистов с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается нами как система коммуникативного взаимодействия специалистов с лицами, нуждающимися в консультативной помощи рекомендательного...

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в дошкольном образовательном учреждении"

Воспитатель - вторая мама для ребенка. Поэтому очень важно, чтобы педагог осознавал, как в нем нуждается каждый воспитанник. Но для этого нужно создать определенные условия, ведь дети не могуть любить...

Способы взаимодействия с родительской общественностью в дошкольном образовательном учреждении

Рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в работе с родителями учащихся младшего школьного возраста. Представлен опыт педагога по организации педагогического...