Консультационно-просветительская работа специалистов с родителями в дошкольном образовательном учреждении
материал на тему
Консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается нами как система коммуникативного взаимодействия специалистов с лицами, нуждающимися в консультативной помощи рекомендательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультационно–просветительская работа специалистов с родителями в ДОУ.
Консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается нами как система коммуникативного взаимодействия специалистов с лицами, нуждающимися в консультативной помощи рекомендательного характера.
Основное направление консультирования в ДОУ – это решение проблем, обусловленных неблагополучием ребенка. Чаще всего неблагополучие ребенка выражается в расстройстве его поведения или проблемах воспитания, что и побуждает родителей или других близких ребенку лиц, воспитателей обратиться за помощью.
Современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегодняшней ситуации фрустрированы.
Цель консультирования: оказание помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей, гармонизации детско-родительских отношений.
Формы и методы консультативной работы специалистов в ДОУ.
В ДОУ реализуется:
- индивидуальная
- групповая форма работы
Основным методом консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация родителя.
Консультативная беседа является сложной конструкцией, с использованием различных психологических техник, таких как:
- стимулирование высказываний
- краткость и ясность речи консультанта
- активность слушания и прояснение
- использование открытых и закрытых вопросов.
В беседе с родителями уточняется причина обращения к специалисту, данные о наследственности, социальное окружение ребёнка, состав семьи, социально бытовые условия, характер воспитания, общая характеристика поведения ребёнка, воспитание и обучение в детском саду. Установление контакта с ребёнком и родителями, осуществляемое в ходе первичной беседы, определит в дальнейшем дистанцию общения и её составляющие.
А также используются такие формы работ как:
Индивидуальные занятия-практикумы «Родитель+ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: “Учимся у тех, кого любим”.
«Почта одного дня» - форма организации разовой консультативной помощи родителям. Специалист не всегда имеет возможность встретиться с родителями вживую, но возникает необходимость срочной передачи какой-либо информации. Для этих целей у каждого ребенка на шкафчике для раздевания приклеен конверт, в который педагоги группы могут положить небольшое письмо. Эти небольшие записки очень информативны и адресованы родителям конкретного ребенка.
Групповое консультирование родителей.
Основная форма группового консультирования – родительское собрание.
Родительское собрание - мероприятие жестко ограниченное по времени, не предоставляющее значительных ресурсов для активных социально-психологических форм работы. Вместе с тем мы часто стремимся выйти за пределы лекционной формы подачи материала и ищем возможности расширить формы фронтальной работы с родителями.
Чтобы узнать, понять, что родителям действительно нужно и важно от нас услышать, можно спровоцировать родителей на вопросы, на общение друг с другом. Ведь иногда родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы, педагоги. Узнавая советы других родителей, начинает складываться особая родительская общность. Лучше всего здесь работают экспресс-мониторинги «Волшебная палочка», «Большая мечта» (проговаривание своих желаний), «Запись на листе», «Шапка вопросов».
Основные методы: тематические выступления, наглядная информация, игры и упражнения.
На традиционных родительских собраниях психологическое консультирование группы родителей происходит через тематическое сообщение.
Наиболее эффективные методы группового консультирования – интерактивные (беседа, диалоги, диспуты, тренинговые упражнения, мозговой штурм, ИКТ).
Именно данные методы позволяют нам выстроить работу в «Школе молодого родителя» и «Родительском клубе»
В «Школе молодого родителя» оказывают квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации. Вырабатываются единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- «Родительский клуб» затрагивает наиболее актуальные вопросы воспитания:
- - эмоциональные взаимоотношения в семье,
- -развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребенка;
- - моральные и нравственные нормы и принципы в семье, их влияние на детей и др.
Обобщая опыт работы консультативной деятельности специалистов в ДОУ, к наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями, на наш взгляд относятся:
- поддержка со стороны руководства; сотрудничество с воспитателями и педагогами, сопровождающими ребенка;
- мотивация родителей, хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями, умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей;
- инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий ( в определенных пределах), инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества.
Просветительская деятельность специалистов в ДОУ с родителями сейчас особенно актуальны. Просветительская работа может проводиться в различных формах: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий и рекомендаций психолога.
Традиционные формы просветительской работы специалистов с родителями:
-родительские собрания - проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и в конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми специалисты. Для этого в начале сентября, на родительском собрании специалист сообщает о целях и задачах своей работы. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы.
-беседы – самая распространённая форма общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения
- информационные стенды в группе, в кабинете логопеда и психолога-
для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных уголков, информационных стендов, тематических выставок книг. Там выставляется: справочный материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Также выставляются фотоотчеты с занятий, буклеты, папки-передвижки и памятки.
- семинары–практикумы - семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя со специалистом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.
Современные формы работы специалистов с родителями с использованием ИКТ:
- газета дошкольного учреждения, в котором также отображается работа специалистов. Газета, которая выходит ежеквартально в двух формах: в электронном виде на сайте ДОУ и распечатанная на бумажных носителях, которую родители могут забрать домой. Красочная, яркая, распечатанная на цветном принтере газета интересна как родителям, т.к. содержит конкретный материал по предложенной теме, так и детям, потому что ее можно забрать домой, почитать и поиграть всей семьей. Каждый номер газеты имеет ведущую тему: «Развиваем память», «Обучение чтению», «Учите, играя». По каждой из этих тем учителем-логопедом подбирается материал для родителей, а также подборка игр, в которые родители смогут поиграть дома с детьми.
- использование сайта детского сада
На сайте ДОУ, создана страничка «Специалисты советуют». Здесь размещается информация для родителей: материалы родительских собраний, психологические особенности детей разных возрастов, информацию о проблемах в поведении детей, различные рекомендации.
- общение специалистов с родителями по электронной почте. Еще одним преимуществом сайта является возможность организовать конфиденциальную переписку, отвечая на вопросы родителей. Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с родителем, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно немного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до родителей.
Таким образом, консультативно - просветительская работа специалистов с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дальнейшем, повысит уровень психологического и речевого развития, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дом - это основа истинной добродетели. ...
Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников обр...
Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 47»
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Дет...
Методическая разработка по теме: «Работа воспитателя с родителями в дошкольном образовательном учреждении с использованием нетрадиционных форм»
Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей и семьи по воспитанию подраст...
Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении.
Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования являетс...
- Мне нравится (1)