ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по теме

Наталья Викторовна Васильева

 

Дом - это основа истинной добродетели.

                                                        Если правильным ценностям не научат в семье,

то, вероятно, им не научат совсем

Гордон Б. Хинкли

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   И   ЭФФЕКТИВНОСТЬ    РАБОТЫ    С   РОДИТЕЛЯМИ    В   ДОШКОЛЬНОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ

 

Дом - это основа истинной добродетели.

Если правильным ценностям не научат в семье,                                                                                   то, вероятно, им не научат совсем

Гордон Б. Хинкли

      За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Проблемы развития и воспитания детей  дошкольного возраста    изучали   многие    отечественные   и   зарубежные   учёные, исследователи пришли к выводу, что ни одна из    проблем  не может быть успешно решена детским садом без сотрудничества с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения,   прежде   всего   это сотрудничество   и взаимодействие.   Сотрудничество -  это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - это представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса   (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.      Пример открытости демонстрирует педагог,    личной готовностью открыть самого себя  он "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса -  прежде всего  дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое - они учатся   с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают.  Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. 

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать                                         с расположенными на его территории социальными институтами. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в   удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Родители, наблюдая жизнь детского                      сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей  и тогда вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе,   а это - первые ростки сотрудничества.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

   Содержание   работы   с   родителями   реализуется   в   ДОУ   через   разнообразие   форм.   Существуют   традиционные   и   нетрадиционные   формы   общения   педагогов   с   родителями   дошкольников, суть   которых – обогатить   их   педагогическими   знаниями. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

В   практике   МДОУ  № 8 «Росинка»  г.   Нягани     используется   организация   клубов    для   родителей.   В   детском   саду    с   2008  года      работает   клуб  «Моя   семья».   Он   является    дополнительным   компонентом    воспитательного   процесса,   где   родители    и   педагоги   ДОУ,   объединяют   свои   усилия   и   обеспечивают    эмоциональный   комфорт,  интересную   и   содержательную   жизнь   детей   в   детском   саду   и   дома.   Задачи   клуба:  создать    единое   воспитательно-образовательное   пространство   «детский   сад - семья»,  повысить   педагогическую   компетентность   родителей,  приобщить   родителей   к   участию    в   жизни   детского   сада    через   поиск   и   внедрение    наиболее   эффективных   форм   работы,   создать  условия   для    реализации   собственных   идей,  способствующие   проявлению   творческих   способностей,   полноценному   общению  родителей,   педагогов,   детей. Клуб   делится    на   боки:

  1. Блок «Молодая   семья». Цель:   способствовать    укреплению    молодой   семьи,   улучшению   внутрисемейных   отношений,    повышать   педагогическую  компетентность   родителей,   дать   представление    о   законодательной   основе    и   функциональных   обязанностях   взрослых   членов   семьи.
  2. Блок «Учусь   быть   родителем». Цель:   сплотить   родителей   в   коллектив   единомышленников   и   сделать   их   союзниками    в   решении   воспитательно-образовательных   задач.   Расширить   педагогические   знания   родителей,   способствовать   улучшению   взаимопонимания    между   родителей   и   детей   в   семье.
  3. Блок « Успешный   родитель».  Цель: помочь   родителям   найти  ответы   на   вопросы   направленные     на   обобщение   полученных   знаний,    на   подготовку   родителей    к   новой   социальной   роли – «родитель   школьника».

  Данная   форма   общения   предполагает   установление  между   педагогами   и   родителями   доверительных   отношений,   осознание   педагогами   значимости   семьи   в   воспитании   ребёнка,   а   родителями –                 что   педагоги   имеют   возможность   оказать   им   помощь   в   решении   возникших   трудностей   воспитания. Заседание   клубов   для                             родителей   проводятся   регулярно,  выбор   темы   для   обсуждения   обуславливается   интересами   и   запросами   родителей.   Педагоги   стремятся   не   просто    сами   подготовить  полезную   и   интересную   информацию   по   волнующей   родителей   теме,   но   и   приглашают   различных   специалистов.  

С   большим   успехом   в   детском   саду    проводится   работа   в   кружке   для   родителей «Поиграем  вместе». 

Цель   кружка: Повышение успешности общения через процесс взаимодействия ребенка и взрослого в игровой деятельности.

Задачи:

1.Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной игровой, двигательной, конструктивной и творческой деятельности.

2. Способствовать развитию у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной деятельности.

3.Развивать у ребенка психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение.

4.Развивать у ребенка ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость.                          

5.Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитание чувства благодарности к родителям при совместной деятельности.

Ожидаемый результат: 1. Разработка пакета рекомендательных документов по организации взаимодействия ДОУ «родителей в форме работы кружка. Поиграем вместе».

2.Обобщение опыта работы кружка «Поиграем вместе» на заседании городского метод объединения по программе «Развитие»

3. Разработка рекомендаций по взаимодействию взрослого и ребенка (в форме памятки)  

4.Получение положительного отклика от общения ребенка со сверстниками, взрослыми детского сада и родителями.

Требования по проведению заседаний кружка: 

1.Подбор материала с учетом возраста детей.

2.Использовать в работе все средства: музыкальное сопровождение произведения художественной литературы (стихи, сказки, загадки, потешки, игрушки, спортивный инвентарь и т. д.)

3.Для поддержания интереса родителей и детей к предлагаемому виду деятельности – проигрывание игр и упражнений педагогом заранее.

4.Предварительный подбор дидактического и раздаточного материала.

5.Добрая, доверительная обстановка в ходе заседаний кружка

Как показали наши исследования,   использование нетрадиционных форм наряду с традиционными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует их разнообразию,  повышению эффективности работы с родителями .

      Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее: - если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными   формами;

- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Список литературы

  1. •  Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.
  2. •  Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.
  3. •  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
  4. •  Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
  5. •  Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 1980.
  6. •  Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  7. •  Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.
  8. •  Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.
  9. •  Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
  10. •  Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  11. •  Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
  12. •  Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  13. •  Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М., 1978.
  14. •  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  15. •  Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.
  16. •  Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  17. •  Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
  18. •  Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М, 1994.
  19. •  Закон Российской Федерации <Об образовании>. - М.: ООО <Издательство Астрель>: ООО <Издательство АСТ>, 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
  20. •  Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М., 1983.
  21. •  Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1979.
  22. •  Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М, 1995.
  23. •  Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.
  24. •  Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
  25. •  Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  26. •  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - 416 с.
  27. •  Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
  28. •  Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - С. 389 - 399.
  29. •  Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. / Сер. <Педагогика и психология>. - М., 1987. - N 5.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формы работы с родителямив группе детей с ФФНР"

Формы работы с родителями в группе с ФФНР,Игры на развитие мелкой моторике....

Игры с родителямии

Консультация   для  родителейподвижные  игры  с детьми  дома  и  на  улице.(инструктор  по  физической  культуре  Кищак  Надежда...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Годовое планирование работы с родителямив старшей группе

гГодовое планирование работы с родителями в старшей группе...