семинар для педагогов Проектная деятельность в ДОУ
материал

Великжанина Юлия Александровна

 Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великжанина Ю.А.,

 старший воспитатель МБДОУ № 28

Семинар для педагогов, участников сетевого муниципального проекта «Развитие и поддержка творческих инициатив педагога»

Проектная деятельность в ДОУ

Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

                                                                                                           А. Эйнштейн

План мероприятия

  1. встреча участников сетевого проекта.
  2. деление на 3 группы по цвету – желтые, красные, зеленые

уважаемые коллеги, сейчас нам необходимо разделиться на 3 команды. Для того, чтобы понять в какую команду вы попали, разверните конфету, которую получили при входе в детский сад. Там цветовое обозначение. Объединитесь в команды  желтых, красных, зеленых.  

Теперь каждая команда вытягивает жребий. Кому достался музыкальный зал проходят за Лилией Валерьевной

Кому средний холл идут в сопровождении Светланы Викторовны

И у кого кабинет психолога проходят за Марией Вячеславовной

Задание, которое вам предстоит выполнить. По канонам детского проекта вам необходимо создать проект о том, помещении в которое вы сейчас пойдете. (что это за помещение, что в нем происходит, что еще может в этом месте происходить)

На выполнение задания 10 минут.

  1. Анализ проектов (какая форма детского проекта чаще всего использовалась)
  2. Игровой блок
  3. Теоретический блок

коллеги, кто еще знает другие способы разработки проектов???

 Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

   Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Сл. “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Сл. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Сл. Метод проектов направлен на …

При механизме проектирования Воспитатель – является организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом. При этом воспитатель не должен забывать, что он партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей на экскурсии если это необходимо для реализации проекта.

 

 Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»

Сл.

  •  Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск  информации,
  • Продукт, (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .
  • Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

           Шестое "П" проекта – это портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют несколько способов разработки проектов.

Сл.

  • «Модель трёх вопросов»
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
  • Системная паутинка по проекту
  • Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

«Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом? Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Полезно будет придумать с детьми разные символы - сбора информации.

«Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, чтобы они видели что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок;

Второй способ - метод «Мыслительных карт». Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавит каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Системная паутинка по проекту. Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. В этом поможет системная паутинка. Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям. Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов. 

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) Заир-Бек Елена Сергеевна доктор педагогических наук

Сл.

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).  
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  •  Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем...  Мы(представляются идеи, гипотезы).  намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Благодаря вышеназванным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Сл. проекты кдассифицируются

  • ПО ТЕМАТИКЕ (ТВОРЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ИГРОВЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ);
  • ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И ФРОНТАЛЬНЫЕ);
  • ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ (КРАТКОСРОЧНЫЕ, СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ);
  • ПО ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКЕ.

Сл. в ДОУ выделяют следующие  Виды проектов

  • ТВОРЧЕСКИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА);
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (ДЕТИ ПРОВОДЯТ ОПЫТЫ, ПОСЛЕ ЧЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ОФОРМЛЯЮТ В ВИДЕ ГАЗЕТ, КНИГ, АЛЬБОМОВ, ВЫСТАВОК);
  • РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ (ЭТО ПРОЕКТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР, КОГДА РЕБЯТА ВХОДЯТ В ОБРАЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ, ПО-СВОЕМУ РЕШАЯ ПОСТАВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ);
  • ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫЕ (ДЕТИ СОБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ И РЕАЛИЗУЮТ ЕЕ, ОФОРМЛЯЯ ГРУППУ, ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛКИ И ПР.)
  • ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (РЕЗУЛЬТАТ ОРИЕНТИРОВАН НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ)

Сл. л. в.  Киселева выделяет еще такие типы проектов.

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна

Старшая группа

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Вторая младшая

группа

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Средняя группа

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая

группа

Основные этапы проектной деятельности

1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.

2 этап. Основной (реализация проектного замысла)

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.

  1.  Практический блок

Сейчас предлагаю поработать в командах. Каждой команде необходимо разработать проект на любую тему, только тем способом, который вам выпадет по жребию.

  1. Мозговой штурм

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Семинар для педагогов "Проектный метод в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге"

Цель семинара систематизация знаний педагогов о правилах дорожного движения, создание условий для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма мреди воспитанников ДОО....

Семинар для педагогов "Проектная деятельность педагога в детском саду"

Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду....

Семинар - практикум для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...

Семинар для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ, как средство познавательного развития дошкольников» форма проведения «Деловая игра»

совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;повышать методический уровень; способствовать творческому поиску....