План по самообразованию педагога на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе

пальчиковых игр.

 

Задачи:

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых

игр.

• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность;

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

        Заведующий  МДОУ № 133                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

План по самообразованию педагога                                                  Приходько Оксаны Александровны                                                

группа раннего возраста 1,5-3 лет

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего

возраста»

на 2023-2024 учебный год

г.Покачи 2023-2024 г

План по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего

возраста»

Воспитатель – Приходько Оксана Александровна

Пояснительная записка

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных

действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной

системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе

пальчиковых игр.

Задачи:

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых

игр.

• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность;

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми.

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того,

как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический 

 При выявлении уровня развития мелкой моторики

руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности:

образовательной, познавательной, физической и т. д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое

содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и

самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать образовательную и

игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи,

творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой

моторики руки каждого ребенка.

III этап этап формирования навыков и умений при разучивании

пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

Форма отчётности:

1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики

дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

-индивидуальная работа с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная

дифференцированная работа с детьми;

• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во

второй половине дня);

• Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми;

• Работа с родителями - консультации и беседы.

План реализации темы:

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме

самообразования. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

Выбор и определение темы самообразования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для

малышей»

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики здороваются».

2. Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый»

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых

игр для группы раннего возраста

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Сорока-сорока».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия «Гладкий-шершавый»

Папка-передвижка: Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Как у нашего кота…». «Этот пальчик бабушка…».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная-дидактическая игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

Январь

1.Заучивание пальчиковых игр: «Ладошки», «Обезьянки»

2. Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик», «Иголки»

3. Дидактические игры: «Цветочная поляна», «Разрезные картинки-фрукты»

4. Игры с прищепками

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

Февраль

1.Заучивание пальчиковых игр:

«Мальчик-пальчик», «Водичка, водичка»

2. Заучивание игр с массажными мячиками:

«Горка», «Месим тесто»

Дидактические игры:

«Пазлы», «Где, чей домик?»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством

использования крупы»

Март

Заучивание пальчиковых игр:

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» «Сидит белка на тележке»

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Апрель

1.Заучивание пальчиковых игр:

«Капуста» «Вышли пальчики гулять»

Дидактические игры:

«Бусы для мамы», «Пазлы».

Открытое занятие

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших

дошкольников»

Май

1.Диагностика уровня развития мелкой моторики

2.Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Отчет по теме самообразования.

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать

внимание родителей на успехи детей в развитии мелкой моторики рук; отметить

успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...

ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района        ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.

Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...