Методические рекомендации для педагогов по написанию рабочей программы
рабочая программа

Золотницкая Анастасия Павловна

Методические рекомендации для педагогов по написанию рабочей программы. 

От структуры до оформления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы: 

  1. Титульный лист. 
  2. Пояснительная записка. 
  3. Организация режима пребывания детей в группе 
  4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. 
  5. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы. 
  6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной         программы.

 

РП педагога  должна отвечать следующим характеристикам: 

  • Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
  • Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
  • Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
  • Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
  • Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
  • Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
  • Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.

 

Рабочая программа разрабатывается на основе образовательной программы по следующим образовательным областям: 

  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

 

Цели и задачи рабочей  программы педагога 

Цель РП – планирование, организация и управление воспитательным процессом РП:

  • конкретизирует цели и задачи;
  • определяет объем и содержание   материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники;
  • оптимально распределяет время по темам;
  • способствует совершенствованию методики проведения занятия;
  • активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей;
  • отражает специфику региона;
  • применяет современные образовательные технологии.

 

Требования к содержанию рабочей программы РП должна: 

  • Четко определять место, задачи;
  • Реализовать системный подход в отборе программного материала;
  • Конкретно определить требования к приобретаемым воспитанниками знаний и умений рационально определить формы организации процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

 

Требования к оформлению РП 

  • Набор текста производится в текстовом редакторе Word   for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.

 

Оформление титульного листа (Приложение №1): 

  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ;
  • Где, когда и кем утверждена РП;
  • Название группы возраст детей;
  • Указание примерной программы, ее авторов, на основе которой разработана данная РП;
  • Ф.И.О. педагогического работника, составившего данную РП;  Название населенного пункта и год разработки программы.

По контуру листа оставляются поля: 

  • левое и нижнее - 25 мм; верхнее - 20 мм; правое - 10 мм. 
  • Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ. 

Советы: 

  • Программу необходимо составлять с учетом приоритетов в направлении работы педагога, уровня развития детей группы;
  • Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка;
  • Все содержание программы по компонентам должно находить свое отражение в задачах, плане, мониторинге, литературе;
  • Не перегружайте содержание рабочей программы. Так воспитателям будет проще планировать свою работу;
  • В качестве примера используйте заполненный образец положения. (Пример РП);
  • Используйте компилятивную форму написания РП (таблицы, графики и т.д.)
  • Тематическое планирование должно совпадать с общепринятыми праздниками в ДОО
  • Рекомендации для педагогов по написанию РП по программам раннего возраста: «Первые шаги», «Теремок», «Цветные ладошки», «Будь здоров». А также использование других программ развития «Детство», «От рождения до школы» адаптированных для детей раннего возраста. Рекомендации по написанию рабочей программы для раннего возраста 
  1. Титульный лист

 Обеспечить полноту информации, придерживаться заданных норм

  1. Пояснительная записка
  • Опираться на нормативные документы, на которые необходимо ориентироваться при работе с дошкольниками: закон об образовании (главный инструмент развития ребенка - семья), ФГОС (целевые ориентиры, принципы организации работы, требования к развивающей среде), СанПин и др.
  • Использовать такие парциальные программы как «Цветные ладошки», «Расти малыш».
  • Использовать игровые, здоровье сберегающие, личностно ориентированные образовательные технологии.
  • Учитывать, что дети раннего возраста удерживают внимание 5-10 минут.
  • Учитывать контингент группы (если имеются дети разных групп здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, билингвальные дети, дети из неблагополучных семей и т.д.)
  • Учитывать, что в раннем возрасте у детей преобладает нагляднодейственное мышление (то есть они не могут адекватно воспринимать абстрактные, словесные и логические объяснения).  
  • Учитывать, что для детей раннего возраста свойственна предметная игра, ближе к трем годам – символическая.
  1. Содержательный раздел
  • Одна тема может быть поставлена на 1-2 недели. В праздничные периоды одна тема ставится на 2 недели.
  • Наибольшую эффективность имеют занятия, проходящие в игровой форме.
  • Образовательную деятельность допускается осуществлять в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут), также на игровой площадке во время прогулки.
  • Образовательная деятельность осуществляется в группах/ подгруппах по 6-8 детей.
  • В занятия необходимо включать двигательные паузы.
  1. Организационный раздел
  • В расписании занятий их количество должно быть равно 7-12 в неделю.
  • В первой половине дня рациональнее ставить интеллектуально насыщенные занятия.  

Адаптация 

Задачи воспитания на адаптационный период

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:  
  • организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;  
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;  
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;  
  • воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:  

  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;  
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;  
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:  

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 

Образовательные области 

Совместная деятельность 

Физическое развитие. 

 

Прием детей на воздухе в теплое время года 

 

Утренняя гимнастика 

 

Закаливание в повседневной жизни 

 

Физминутки на занятиях 

 

Физкультурные занятия 

 

Прогулка в двигательной активности 

 

Гимнастика после сна 

 

Физкультурные досуги. 

Познавательное развитие. 

 

Занятия познавательного цикла 

 

Дидактические игры 

 

Наблюдения 

 

Беседы 

 

Экспериментирование 

 

Индивидуальная работа. 

Речевое развитие. 

  • Чтение художественной литературы 
  • Беседы 
  • Обсуждения прочитанного 
  • Инсценирование литературного произведения 
  • Продуктивная деятельность по мотивам

прочитанного. 

Социально - коммуникативное развитие. 

  • Утренний прием детей, индивидуальная работа 
  • Совершенствование культуры поведения за

столом. 

  • Дежурства в столовой, природном уголке 
  • Совершенствование навыков культуры общения 
  • Театрализованные игры 
  • Сюжетно-ролевые игры. 

Художественно - эстетическое развитие. 

  • Занятия по музыкальному и воспитанию и изобразительной деятельности 
  • Экскурсии в природу 
  • Музыкальные досуги 
  • Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных. 

 

 

 

 

РППС 

«Спортивный уголок»

■ Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

  

 

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

Для прыжков

Для катания, бросания, ловли

 

Атрибуты к подвижным и спортивным играм

 

Нетрадиционное физкультурное оборудование

 «Уголок природы»

■ Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

  

 

Сезонный материал

Паспорта растений

Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику

 

Макеты

 

Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы

 

Материал для проведения элементарных опытов

 

Обучающие и дидактические игры по экологии.

 

 Инвентарь для трудовой деятельности

 

Природный и бросовый материал.

«Уголок развивающих игр»

■ Расширение познавательного  сенсорного опыта детей

 

Дидактический материал по сенсорному воспитанию

 

Дидактические игры

 

Настольно-печатные игры

 

Материал для детского экспериментирования

 «Строительная мастерская»

■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

   

 

Напольный строительный материал;

Настольный строительный материал

Пластмассовые конструкторы

 Транспортные игрушки

 «Игровая зона»

■ Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

 

 

Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья»,

«Больница», «Магазин», «Парикмахерская»,

Предметы- заместители

 «Уголок безопасности»

■ Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности

  • Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП
  • Макеты перекрестков, районов города,
  • Дорожные знаки
  • Литература о правилах дорожного движения

«Маленький Патриот»

■ Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта

  • Государственная символика
  • Образцы национальных костюмов
  • Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
  • Предметы народно- прикладного искусства
  • Предметы русского, мордовского быта

 «Книжный уголок»

■ Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

  • Наличие художественной литературы
  • Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  • Материалы о художниках – иллюстраторах. Портрет поэтов, писателей. Тематические выставки
  • Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

«Театральный уголок»

■ Развитие творческих

способностей ребенка, стремление проявить себя в играх- драматизациях

  • Ширмы
  • Элементы костюмов
  • Различные виды театров

«Уголок творчества»

■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

 

 

 

Бумага разного формата, разной формы, разного тона.

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона.

 

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

 

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

 

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

 

Место для сменных выставок произведений изоискусства

 

Альбомы- раскраски

 

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

 

Предметы народно - прикладного искусства

 «Музыкальный уголок»

■ Развитие творческих способностей в самостоятельноритмической деятельности

  

 

Детские музыкальные инструменты

Портрет композитора (старший возраст)

Магнитофон

 

Набор аудиозаписей

 

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

 

Музыкально- дидактические игры

Режим дня 

Режим дня 

Время 

Режимные моменты 

7.00 - 8.00

Приём детей на свежем воздухе, игровая зарядка.

8.00 - 8.20

Свободная игра, самостоятельная деятельность.

8.20 - 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 - 10.00

Непосредственная образовательная деятельность («физическая культура» и «музыка»), игры.

9.45 – 10.00

Второй завтрак.

(холодный период года) 

Время 

Режимные моменты 

7.00 - 8.10

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика.

8.10 - 9.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 - 9.30

Непосредственная организованная образовательная деятельность.

9.30 - 9.45

Второй завтрак.

9.45 - 11.30

Подготовка к прогулке, прогулка.

11.30 - 11.55

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.

11.55 - 12.30

Подготовка к обеду, обед.

12.30 - 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 - 15.15

Постепенный подъём,  гимнастика после сна.

15.15 - 15.25

Полдник.

15.25 - 16.00

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность.

16.00 - 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

17.00 - 17. 30

Подготовка к ужину, ужин.

17.30 - 19.00

Самостоятельная деятельность, уход домой.

Режим дня 

(тёплый период года) 

10.00 – 11.45

Подготовка к прогулке, прогулка. Закаливающие мероприятия (солнечные и воздушные ванны).

11.45 - 12.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры.

12.00 – 12.30

Подготовка к обеду, обед.

12.30 – 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 – 15.25

Постепенный подъём,  закаливающие и гигиенические процедуры.

15.25 – 15.50

Полдник.

15.50 – 16.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность.

16.40 – 17. 10

Подготовка к ужину, ужин.

17.10 – 19.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы дополнительного образования

Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду нормативных документов, определяющих содержание дошкольного образования?...

Методическая разработка по написанию рабочих программ педагогов

Презентация поможет воспитателям  выстроить и структурировать материал при написании рабочей программы...

Методические рекомендации для педагога первой младшей группы (программа "Радуга")

Методические рекомендации для педагога (программа Радуга)....

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ.

Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретн...

Методическая рекомендация заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»

Методическая рекомендации заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе  «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»...

Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ по дополнительному образованию

Методические рекомендации по оформлению рабочих программ по дополнительному образованию разных направленностей....

Консультация для педагогов ДОО «Разработка образовательных областей по ФГОС ДО для написания рабочей программы педагога.»

Как известно, с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Федеральный государственный стандарт дошкольного о...