Модель методического сопровождения профессиональной деятельности молодых педагогов
статья

Коняшова Елена Владимировна

В статье раскрывается опыт работы старшего воспитателя по сопровождению педагогической деятельности молодых педагогов ДОУ.  Дано описание этапов,которые проходит молодой педагог в процессе профессионального становления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya_deyatelnosti_molodyh_pedagogov.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Модель методического сопровождения профессиональной деятельности молодых педагогов

  Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого - педагогической науки. В связи с этим, актуализируется проблема специалистов, молодых, активных и компетентных педагогов. Период вливания молодого педагога в профессиональную деятельность отличается напряженностью, большой значимостью для его профессионального и личностного развития. С началом педагогической деятельности ему приходиться принимать решения, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. В связи с этим у молодого педагога возникают трудности в профессиональной деятельности, т.к. у него нет достаточного уровня педагогического мастерства, опыта, и профессиональной интуиции.  Молодой педагог особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. Поэтому моя задача, как старшего воспитателя дошкольного учреждения - помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути; помочь в выборе форм и методов организации взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями).  От того насколько успешно войдет в профессию молодой педагог, зависит его будущая профессиональная компетентность, психологический комфорт и развитие воспитанников, зависит, останется ли молодой воспитатель в сфере дошкольного образования или уйдет в другую сферу деятельности.  

   Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто отпустить его в свободное плавание, то после первых недель душевного подъема и эйфории, начнутся конфликты, могут появиться сомнения в собственной состоятельности, как  в профессиональной, так и в личностной. Поэтому я поставила перед собой цель и определила задачи своей работы:

1. Помочь  молодым педагогам, начавшим  профессиональную  деятельность,  адаптироваться  в новом коллективе.

2. Выявить затруднения педагогов в осуществлении педагогической деятельности и оказать им помощь в преодолении данных затруднений.

3.Создать эффективную модель методического сопровождения по обеспечению практической деятельности  молодых педагогов.

4.  Способствовать формированию индивидуального стиля  профессиональной деятельности.

5.  Формировать потребность у молодых  педагогов в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности.

    Главное в работе с молодыми специалистами оказать реальную действенную помощь в развитии их мастерства, а также необходимые современному педагогу свойства и качества личности. Этапы становления определяются по стажу работы молодого специалиста. От 0 до 1 года это этап адаптации. 2 этап – 1-3 года, этап развития. 3 этап -4-5 лет – этап становления.

Профессиональное становление молодого специалиста проходит в несколько этапов. Поэтому я выстроила следующую модель методического сопровождения.

 

1 этап адаптации самый сложный как для новичка, так  и для  помогающих ему коллег.   Всем известно, что особенностью труда начинающих педагогов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. А в это время, молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло,   я провожу большую работу по оказании целенаправленной  помощи молодым воспитателям. С целью оказания методической помощи молодым педагогам  в повышении их профкомпетентности была создана Школа молодого педагога. Было утверждено положение, приказом назначены наставники, согласован план работы на 3 года. Занятия распланированы с учетом запросов и трудностей, которые испытывают начинающие педагоги. Работа школы строится на использовании разных форм (теоретических, практических, игровых). С целью обучения саморегуляции, т.е. умением управлять своим психоэмоциональным состоянием в план включены всевозможные тренинги, которые проводит педагог-психолог. Наставник же демонстрирует на личном примере, методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют  будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта ООД. Помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время, подводит итоги предыдущего дня, дает необходимые советы, рекомендации, может ответить на возникающие вопросы. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Я использую те формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности.  Стараюсь в своей работе использовать разнообразные формы работы, так активные формы (игры, практикумы, семинары, ярмарки идей) стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Пассивные (Консультации, семинары, лекции, мастер-классы) сориентированы в основном на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на актуальную зону развития. А интерактивные основаны на взаимодействии.

В результате педагоги легче адаптировались к новым условиям труда, произошло формирование его заинтересованности в работе.

2 этап - знаменуется развитием профессиональных умений, накоплением опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формированием своего стиля в работе. 

На этом этапе педагог изучает опыт работы коллег нашего ДОУ. Повышает свое мастерство, посещая открытые городские методические объединения. На этом этапе мы определяем методическую тему, над которой педагоги будут работать более углубленно. Привлекаю молодых педагогов к показу ООД на уровне детского сада, начинаем собирать методический портфель, т.е. заводим папку, куда молодой специалист «складывает» все свои методические наработки (описание дидактических игр, пособий, конспекты). Продолжаем работу в школе молодого педагога и активно работаем с наставниками.

3 этап (4-5 год работы): складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Конечно же, прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому подхожу к каждому педагогу дифференцированно. С кем- то использую традиционные формы работы, а кому-то нравится участвовать в новых интерактивных формах. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Традиционной формой, вызывающей интерес, является проведение аукциона педагогических идей, что позволяет обмениваться педагогическими находками новичкам и опытным педагогам. Результатом такой формы работы в ДОУ является создание и наполнение методической копилки. Таким образом, выстроенная система    методического сопровождения, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение профессионального становления молодых педагогов ДОУ

Опыт работы по сопровождению профессионального становления  молодых педагогов в ДОУ...

МОТИВАЦИЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Совершенствование и модернизация всех сторон образовательного процесса в детском саду возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений развития качества образования и воспит...

План мероприятий, посвященных неделе стандарта по теме: «Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План мероприятий, посвященных неделе стандартаМария Клочкова План мероприятий, посвященных неделе стандартаУтверждаю:Заведующий МБДОУ д/с №14___С. В. КозловаПлан мероприятий,посвященных неделе ст...

Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности

В своей деятельности руководствуюсь Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ...

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

программа саморазвития на тему "Методическое сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов"

Саморазвитие -необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.  Для повышения  професси...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...