Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
методическая разработка

Организация ППРС в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

          Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2)      Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)      Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4)      Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)      Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)      Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности

и безопасности их использования.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

МБДОУ № 187

возраст

Спокойная зона

Зона средней активности

Зона насыщенного движения

2-3 года

«Центр познания»

«Уголок уединения»

«Центр книги»

«Центр природы»

«Центр конструирования»

«Цент воды и песка»

 «Центр социально-эмоционального развития»

«Центр ИЗО -деятельности»

«Центр двигательной активности»

«Цент ряженья»

«Центр музыки»

«Центр театра»

«Центр игры»

3-4 года

«Центр познания»

«Уголок уединения»

«Центр книги»

«Центр природы»

«Центр конструирования»

 «Лаборатория»

«Центр социально-эмоционального развития»

«Центр ИЗО-деятельности»

«Центр двигательной активности»

«Центр ряженья»

«Центр музыки»

«Центр театра»

«Центр игры»

4-5

 лет

«Центр познания»

«Уголок уединения»

«Цент книги»

«Цент природы»

«Центр патриотического воспитания»

«Центр занимательной математики»

«Центр конструирования»

 «Лаборатория»

«Центр социально-эмоционального развития»

«Центр творчества»

«Центр двигательной активности»

 «Центр музыки»

Центр театра»

«Центр игры»

«Цент дежурства»

5-6

лет

«Центр познания»

«Уголок уединения»

«Центр книги»

«Цент природы»

«Центр патриотического воспитания»

«Центр занимательной математики»

«Центр конструирования»

 «Центр экспериментирования»

«Центр социально-эмоционального развития»

«Центр творчества»

«Центр безопасности»

«Центр двигательной активности»

 «Центр музыки»

Центр театра»

«Центр игры»

«Центр дежурства»

6-7

лет

«Центр познания»

«Уголок уединения»

«Цент книги»

«Цент природы»

«Центр патриотического воспитания»

«Центр занимательной математики»

«Центр конструирования»

 «Центр экспериментирования»

«Центр социально-эмоционального развития»

«Центр творчества»

«Центр безопасности»

«Центр двигательной активности»

«Центр музыки»

Центр театра»

«Центр игры»

«Центр дежурства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

Вопрос организации предметно - развивающей среды  в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением  Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»  (в соответствии с ФГОС ДО...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»

Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада.  Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...