План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год
методическая разработка

Лариса Григорьевна Коновал

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazov_po_matematike.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

филиал «Сотниковский детский сад»

                                   План работы по самообразованию

на 2023 – 2024 учебный год

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

        

                                                                       Воспитатель: Л.Г.Коновал

2023


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира. 

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым. 

Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики. 

Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой. 

Тема:«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
  2. Разработать  перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Оформить в группе  уголок «Математический»;
  5. Выставка работ. Тема: «Лучшая математическая игра своими руками»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Веселая математика»;

7.Отчет о проделанной работе за учебный год.

Дата начало работы над темой: сентябрь 2023 год.

Дата окончания работы:  май 2024 год.

Планируемые результаты:

  1. У детей повысится уровень математических знаний;
  2. Дети дополнят первичные математические знания новыми в интересной игровой форме.

Мною были использованы следующие средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность  детей;

- Работа с родителями.

Этапы работы:

I. – организационный (сентябрь 2023):

Изучение научной и учебно-методической литературы.

II. – основной (октябрь 2023 – апрель 2024)

1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана  работы.

2.Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».

3.Создание игр-головоломок.

4. Создание консультаций для родителей.

III. – заключительный (май 2024)

Итоговая презентация для родителей по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - «Мы играем в математику».

Пополнение РППС:

  1. Создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
  2. Пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры);
  3. Пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек»;
  4. Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
  5. Создание игр-головоломок;
  6. Пополнение картотеки с математическими сказками.

Изучение методической литературы по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой
  2. Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
  3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  4. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
  5. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
  6. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
  7. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
  8. «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б. В.
  9. Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.
  10. Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.


Перспективный план работы по теме самообразования:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка»

Изучение научно-методической литературыПрограмма «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; обзор информации по исследуемой теме в Интернете

Октябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки во времени»

1. Д/И «Назови сутки»

Д/И  «Живая неделя»

2. Чтение математической сказки «Курочка ряба»

Консультация для родителей
«Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.

РППС: создание консультации для родителей«Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Ноябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки в пространстве»

1. Д/И «Линии и точки»

Д/И «Сравни и заполни»

2. Чтение математической сказки «Граф Треугольник»

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками

Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.

РППС: пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры)

Декабрь

Дидактические игры на закрепление «Количество и счет»

1. Д/И «Назови соседей числа»

Д/И «Встань на свое место»

2. Чтение математической сказки «Сказка о точке»

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов»

З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

РППС: пополнение картотекидидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек»

Январь

«Геометрические формы»

1. Д/И «С одним обручем»

Д/И «Сложи из палочек»

2. Чтение математической сказки «Сказка о нуле».

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

РППС:создание консультации для родителей«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Февраль

«Величина»

1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд»

Д/И «Поездка»

2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат»

Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»

О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

РППС:пополнение картотеки с математическими сказками

Март

«Цвет и форма»

1. Д/И «Разноцветные фигуры»

Д/И «Каких фигур не достает»

2. Чтение математической сказки «Про козленка, который умел считать до 10»

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры»

Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

РППС:пополнение картотекиД/И Познавательное развитие «Каких фигур не достает»

Апрель

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «Справа как слева»

Д/И «Соберём бусы»

2. Игры–головоломки (Танграм, )

3.Чтение математической сказки «Купец Круг»

Индивидуальные беседы и консультации

Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.

РППС: создание игр-головоломок

Май

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «12 месяцев»

2.Чтение математической сказки «Длинный-короткий»

Презентация-отчет с фотографиями«Мы играем в математику»

Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

РППС:Оформление математического центра

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

  1. Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
  2. Консультации, беседы, родительские собрания.
  3. Выставки.
  4. Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план инновационной темы на 2023-2024 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Годовой план работы МБДОУ на 2023-2024 учебный год

В материале представлена авторская разработка планирования воспитательно- образовательной работы в ДОО- годовой план....

Родительское собрание: «О планах работы на новый 2023-2024 учебный год».

Цели:1. Расширение контакта между педагогами и родителями.2. Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.3. Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. Рассмотреть возрастны...

План работы ММО на 2023-2024 учебный год

ММО воспитателей и педагогов-психолого ДОУ...