Образовательный проект
методическая разработка


Предварительный просмотр:

    «Куклы из бабушкиного сундучка» по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет на основе книги 5 «Семейные традиции».

        Семья – это первый коллектив, где у ребенка закладывается основа нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции – это основное средство формирования социально – культурных ценностей. Они создают неповторимые детские воспоминания, о которых они когда - то расскажут своим детям. Если в семье нет традиций? Их  необходимо придумать или вернуть забытые старые. Это сделает нашу жизнь и детство наших детей намного богаче.

       Прекрасные традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушание и заботы о старших, традиции благодарения и милосердия всегда были присущи нашему русскому народу.  Поэтому мы стали знакомить детей  с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов, и их роли в жизни человека, семьи, рода.

           С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.

         На первом этапе работы в этом направлении, мы познакомили родителей с традицией изготовления куклы «Зерновушки», провели мастер – класс  по изготовлению кукол (Приложение 3). Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы.

           Затем  на основе книги 5 «Семейные традиции» программы «Социокультурные истоки» разработали и провели  занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» для детей 6 – 7 лет  (Приложение 1, 2)

        На заключительном этапе занятия после обсуждения и экспертной оценки, дети с пожеланиями добра и благополучия своим близким,  повязали  ленточки   Зерновушкам.

     Эта замечательная кукла, от которой как – бы исходит душевное тепло, понравилась и нашим детям, их родителям и моей семье. Разновидностей кукол – оберегов много, есть чем  увлечься и детям и взрослым.

        К празднику Рождества мы изготовили  куклы – обереги  и с пожеланиями добра, благополучия подарили друзьям. А осенью в отпуске из нового урожая зерна  совместно с детьми нашей многочисленной родни, сшили  для всех  Зерновушек и подарили их, как символ семейного благополучия и достатка,  своим близким.

       Вот так традиция изготовление кукол оберегов, сделалось  нашей семейной традицией.

       

 



Предварительный просмотр:

       Конспект занятия «Куклы из бабушкиного сундучка» по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет на основе книги 5 «Семейные традиции».

       

C:\Users\hp\Desktop\VP91QIMHcc4.jpg

 

Задачи

1.Продолжать освоение социокультурной категории «Семейные традиции»;

 2.Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций;                                                

3.Приобщить детей и родителей к народной культуре и формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;

4.Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому.

Предварительная работа.

  • Домашнее чтение О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
  • Провести с родителями и детьми мастер - класс «Кукла Зерновушка своими руками» (Приложение 1)
  • Мультимедийный просмотр «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)

Материалы к занятию:

1.Выставка книг для развития детей 3 – 7 лет под общей редакцией профессора РАЕН. И.А.Кузьмина

2. Образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок (если нет мультимедийного оборудования).

3. Мультимедийное оборудование, презентация «Куклы из бабушкиного сундучка» (Приложение 2)

4.На отдельных карточках напечатаны ключевые слова: «Родительское благословление», «Трудолюбие и старание», «Имянаречение», «Сохранение семейных реликвий», «Гостеприимство», «Продолжение дела», «Милосердие».

5. Простой карандаш (все по количеству присутствующих)

6.Куклы Зерновушки, сделанные совместно с родителями и детьми; ленточки для кукол  (по количеству детей)

Ход занятия:

1.Присоединение к теме ( воспитатель и дети сидят в круге)

       Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим эти книги на полке, с которыми вы вместе росли, становились добрее и мудрее. Каждая из них вас знакомила с обычаями, традициями, творчеством нашего народа. В руках у меня книга  «Семейные традиции» и вы, догадались, что сегодня мы поговорим о традициях, которые передавались из поколения в поколение в семьях. Прекрасные традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушание и заботы о старших, традиции благодарения и милосердия всегда были присущи нашему русскому народу. Книга «Семейные традиции» раскрывает нам некоторые из них. К этому занятию мы с вами прочитали  замечательные произведения: О. С.Абрамовой «Семейная радость», И,С.Шмелева «Благовещение», П.П.Бажова «Живинка в деле. Давайте вспомним о чем говорится в них и поразмышляем над важностью семейных традиций.

     -   Имянаречение детей связано с какой традицией? (смотрели в православный календарь и при крещении ребенка выбирали имя святого, который будет ему заступником и защитником на всю жизнь).

     - Назовите день своих именин и расскажите, как празднуются именины в вашей семье? (ответы детей)

     - О каких традициях говорится в сказе И.П.Бажова «Живинка в деле»?   (традиция передачи дела)

     - Какие традиции празднования Благовещения были раньше? (готовили праздничные постные блюда с рыбой, грибами, овощами)

     - Расскажите о традициях ваших семейных праздников (ответы детей).

    Вы хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем в игру. в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.

   Физминутка : игра «Баба и пирожок»

Баба шла, шла, шла       (Дети выполняют движения по тексту)

Пирожок нашла.

Села, поела

И опять пошла.

Стала баба на носок,

А потом на пятку.

Стала русского плясать,

А потом в присядку

2.Основной этап.

  Воспитатель. Мы с вами поговорили о некоторых семейных традициях, поиграли в старинную русскую игру.

     

  Вариант 1. (При наличии мультимедийного оборудования, воспитатель показывает слайды и рассказывает про кукол – оберегов (Приложение 2 слайды  1 – 17))

    Воспитатель. А теперь я хочу  познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов и их роли в жизни человека, семьи, рода (Просмотр слайдов)

  Вариант 2.  

    Воспитатель: А теперь я хочу  познакомить вас с замечательной древней традицией изготовления кукол – оберегов, и их роли в жизни человека, семьи, рода .

        С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки. Ведь женщина - это мать. Мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага.  Большинство кукол на Руси были оберегами. Считалось, что куклы - обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Кукла была  берегиней, хранительницей доброго духа.  Берегиня – от слова «беречь», «оберег».                                

   Воспитатель. Сейчас известно около   90 видов кукол оберегов  и  пришла пора   познакомиться с некоторыми из них, а наши девочки мне помогут. А пока они готовятся, давайте поиграем.                                                                                                                                    Игра «Заря» .                                                                                                                                                Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря -ходит сзади с лентой и говорит:                                                                                                                                                         «Заря-зареница, красная девица,                                                                                                                   По полю ходила, ключи обронила,                                                                                                                Ключи золотые, ленты голубые,                                                                                                                                    Кольца обвитые-за водой пошла!»

     С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй  

 (Появляется сундучок с куклами и девочки с лентами на голове садятся около него). 

  Воспитатель.                                                                                                                                  Собрались как-то девчушки                                                                                                                     Озорные хохотушки,                                                                                                                                         Посидеть и поболтать                                                                                                                                                В куклы вместе поиграть…                                                                                                                        Вдруг глядят - сундук стоит!                                                                                                                             Что же он в себе таит?                                                                                                                                   Не простые в нем игрушки!                                                                                                                      Обереги - наши куклы!                                                                                                                                    Чтобы их узнать поближе -                                                                                                                             Надо всем нам сесть потише  …                                                                                                                                 И прислушаться к девчушкам                                                                                                             Развеселым хохотушкам! (педагог открывает сундучок и достает поочередно кукол)                  

Девочка 1                                                                                                                                                             Эта кукла - не простая,                                                                                                                                        Про нее я много знаю                                                                                                                               Кубышка - Травница здоровье бережет,                                                                                                                       Защита-утешение от нее идет!                                                                                                       Наполнена душистою, целебною травой,                                                                                                          Несет она здоровье, несет она покой                                                                                           Девочка 2                                                                                                                                     Куколка Счастья – с длинной косой                                                                                                                   Счастье, здоровье несет нам с тобой!                                                                                                                        К солнышку ручки она протянула                                                                                                                              Успех и удачу к нам притянула!                                                                                                            Девочка 3                                                                                                                                               Кукла-Колокольчик – для добрых   вестей                                                                                                            Приносит в дом радость и море затей!                                                                                                                  У куклы три юбки, конечно, для счастья!                                                                                                                        Чтоб нас обходили любые напасти!                                                                                                    Девочка 4                                                                                                                                                                 Кукла - Куватка была первой, которую видел малыш                                                                                                Она оберегала его от зла и от бед

Воспитатель:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Воспитатель.  Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего  владельца, его дом. Оберег приносит  любовь и счастье, достаток в семью.

 И сегодня мы познакомимся и поговорим подробнее о таком обереге - кукле Зерновушке  или Крупенничке.

Девочка 5  

Она тоже не случайна

В ней большая скрыта тайна

Куклу Зерновушку

Отборным  зерном наполняют

И в красный угол ее сажают

В новом году богатый урожай ожидают

Воспитатель: (слайд 15-17Приложеие 2) Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов. Этот оберег еще называли Крупеничкой  или Зерновкой. Кукла делалась на богатство, достаток и благополучие в семье. Она изготавливалась из мешочка, наполненного отборным зерном. Вид зерен предполагал особое значение для оберега  - например:        

 Греча – символ здоровья. Особенно рекомендуется для наполнения оберегов тем, кто страдает от непонятных и частых болезней.                                                                                    Пшеница – королева зерновых. Это и символ богатства, и дух плодородия.                                Рожь – единство и мир в семье. Рожь убирает разногласия и усмиряет ссоры.

 Куколку , как вы убедились легко смастерить своими руками и использовать для украшения дома. А также как подарок друзьям и близким  в  любой праздник.

 

3.Заключительный этап.

Задание 1(воспитатель задает вопросы детям)

- Почему кукол называют оберегами,  берегинями (от слова «беречь», «оберегать»)

- Что общего у всех кукол-оберегов? (отсутствие лица)

- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина - это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).

Работа в паре «Семейные традиции»

Задание 2. Детям предлагается внимательно прочитать ключевые слова,  выслушать друг друга,  прийти к совместному решению и подчеркнуть традиции нашего  народа.

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ И СТАРАНИЕ

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ

ГОСТЕПРИИМСТВО

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЛА

МИЛОСЕРДИЕ

Обсуждение в группе. Экспертная оценка.

        Одна из пар представляет результаты совместной оценки. Заслушивается мнение других пар детей. Педагог высказывает свое экспертное мнение .

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о важности соблюдения семейных традиций. Я желаю вам, чтоб в ваших семьях соблюдались старые и появлялись новые замечательные  традиции. А  теперь мысленно пожелайте своим близким благополучия и  повяжите ленточки на своих куколок Зерновушек. И пусть она станет добрым талисманом для вашей семьи, и  быть может началом новой  семейной традиции.

 

C:\Users\hp\Desktop\Занятие на конкурс\DSCN2445.JPG

Используемый материал:

1.Книга 5 для развития детей 6 – 7 лет под общей редакцией профессора РАЕН. И.А.Кузьмина «Семейные традиции»

2.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

3.Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.                         -4.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.                                                                                           5.Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.                                                           6.Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.                                                                                                                          7.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz .                                                 8.Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.                       9.http://grimuar.ru/zashita/kukly/kubyishka-travnitsa.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Форсайт-центр

ФОРСАЙТ-ЦЕНТР

 

01 ДЕКАБРЯ 2020
СЫЛКА НА САЙТ: HTTPS://DOU31.EDU-NV.RU/FORSAJT-TSENTR

Форсайт-центр

 Нормативные документы

 Программа, план, состав совета

Протоколы заседаний 

Бланк методических продуктов (результаты   заседаний) 

 Фотогалерея

Муниципальный уровень

1. Программа "Социокультурные Истоки"

2. План работы РМЦ на 2020-2021   учебный год. (Ознакомиться с планом)

3. Состав совета ознакомиться

1. Протокол заседания ресурсного методического центра   (форсайт-центра)

1. Выступление Хайдаровой М.С. Д/С №66 (Презентация)

Профессиональная роль педагога и приоритетные ценности, убеждения в духовно-нравственном воспитании обучающихся (PDF)  (DOC)

2.Выступление Бикташевой Д.Р. Д/С №56 (PDF)  (DOC)

3.Выступление Дербиловой А.В. Д/С №37 (PDF)  (DOC)

4.Ярощук И.Т. Д/С №29 (PDF)  (DOC)

5. Выступление Полежаевой Ю.А. Д/С №15 (PDF) (DOC)

6. Выступление Лопатюк И.И. Д/С №9 (PDF) (DOC) (DOC)

 

Муниципальный уровень

1. Программа "Социокультурные Истоки"

2. План работы РМЦ на 2018-2019   учебный год. Ознакомиться с планом

3. Состав совета ознакомиться

1. Протокол заседания ресурсного методического центра   (форсайт-центра)

Выступление Щербицкой С.А., Борш А.Г.

Выступление Юсуповой В.Ф.

Презентация Тимошенко А.А.

Методическая разработка Файзуллина Р.М., Смоль М.Н.

 

Приказ на 2019 - 2020 учебный год и положение о форсайт центрах (PDF)

 Протокол №1

 от 26.11.2019 (PDF)

Выступление  Ишмуратовой З.С.

Методическая разработка Ишмуратовой З.С.

Выступление Лимаренко Е.М.

Выступление Серпиченко С.А. Выступление Лысаковой С.С.   Лысаковой С.С. 

Выступление Жидковой А.А. Выступление Гавриловой Н.А.

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...