Рекомендации для воспитателей по руководству творческой игровой деятельностью дошкольников
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Таскаева Лариса Владимировна

Методические рекомендации предназначены для воспитателей детских садов по руководству творческой игровой деятельностью дошкольников. Данные рекомендации помогут воспитателям детских садов создать необходимые условия, обеспечивающие право ребенка на игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Иркутска детский сад № 62

Рекомендации

для воспитателей по руководству

творческой игровой деятельностью дошкольников

                                       Составитель: 

                                                                                                             воспитатель 

                                               Таскаева Л.В.

Иркутск, 2024

Оглавление

       Введение

1.   Характеристика творческой игровой деятельности дошкольников

2. Последовательность руководства творческой игровой деятельностью    дошкольников

3.   Рекомендации воспитателю по руководству творческой игровой деятельностью с детьми младшего дошкольного возраста

4.   Рекомендации воспитателю по руководству творческой игровой деятельностью с детьми среднего дошкольного возраста

5. Рекомендации воспитателю по руководству творческой игровой деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста

      Заключение

      Список используемой литературы

Введение

«Игра - это самая детская жизнь, инстинктивная, связанная

с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие

и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха»  Е.О. Смирнова

 

Дошкольное детство – возрастной этап, определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности. Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, какие игрушки брать.

В игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Творческая игровая деятельность дошкольников способствует воспитанию у детей положительных нравственных качеств, формирования навыков взаимодействия и общения.

Методические рекомендации предназначены для воспитателей детских садов по руководству творческой игровой деятельностью дошкольников. Данные рекомендации помогут воспитателям детских садов создать необходимые условия, обеспечивающие право ребенка на игру.

  1. Характеристика творческой игровой деятельности дошкольников

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. Другие игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры.

Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр.

Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры.

Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их.

В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, который используется в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • например: младший дошкольный возраст - внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;
  • старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

  1. Последовательность руководства

творческой игровой деятельностью дошкольников

        Руководство творческой игровой деятельностью детей осуществляется в следующей последовательности:

I. Выявление игровых интересов детей. Заранее прописывается, где располагается воспитателем оборудование, игрушки и игры для самостоятельной игровой деятельности детей. Прямая речь начинается с обсуждения – кто во что хочет поиграть, какие игры и игрушки есть в группе; могут быть использованы сюрпризные моменты, внесение новых атрибутов, их поиск посредством организации специальной игры (поиски «клада»).

Затем обсуждается, во что и как можно поиграть с этими игрушками; для строительно – конструктивных игр вносятся игрушки для обстраивания (в младших группах), схемы, рисунки, фотографии, предметы для украшения построек (в старших группах). Воспитатель по возможности стимулирует самостоятельную творческую игровую деятельность детей. С теми детьми, которые сами не нашли игры по душе, организуется индивидуальная творческая игровая деятельность. Описывается весь ход игры от первого лица.

II. Организация сговора на игру. Вместе с детьми определяется – во что будем играть, где удобнее расположиться. В творческих играх в младших группах воспитатель берет игровой зачин на себя – начинает сам «играть» с куклой, а потом предлагает присоединиться ребенку.

В средней группе воспитатель включается в игру на второстепенных ролях, демонстрируя способы перехода с роли на роль, расширяя сюжет игры путем ведения новых ролей (врачи – специалисты в поликлинике), внесения новых атрибутов по ходу игры. В средней, а также старших группах воспитатель оказывает помощь в распределении ролей («волшебной стрелочкой», при помощи считалки, путем мотивированного выбора на роль).

Следует отметить, что при распределении ролей сначала обсуждаются и распределяются второстепенные роли, а только потом – главные. Для некоторых ролей уточняются игровые действия, обсуждаются и вносятся новые и дополнительные атрибуты. В играх уточняется круг играющих детей, определяется водящий (в младших группах им может быть воспитатель, со средней группы лучше выбирать на эту роль ребенка). Проводится уточнение правил и определение очередности хода игроков в знакомых играх; при внесении новой игры организуется ее рассматривание, объяснение игровых действий и правил.

III. Руководство по ходу игры. Влияние на развитие игры оказывается через выполняемую воспитателем игровую роль и ролевую речь. Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей новым способам построения игры (они специфичны в зависимости от возраста и уровня освоенности игровых умений детьми; так, в младшем возрасте это разворачивание цепочки взаимосвязанных игровых действий, в среднем – обучение смене роли по ходу игры, действиям из разных игровых позиций; в старшем – построение «куста ролей» и смена поведения и речи в зависимости от контакта с определенным игровым партнером, обучение детей сюжетосложению), а также воспитанию положительных нравственных качеств у детей (путем влияния через игровой образ – как поступает настоящий врач, парикмахер и т.п.).

Могут быть использованы подсказки, не нарушающие общий ход игры – как еще могут быть использованы атрибуты, что нового можно внести в сюжет. В организации театрализованных игр надо обязательно обозначить выполняемую воспитателем роль, не прописывая текст разыгрываемого произведения. Особое внимание в процессе непосредственного руководства играми уделяется предотвращению и разрешению конфликтов, причем влияние на ребенка желательно оказывать через образ его героя.

IV. Окончание игры. Завершать игры хорошо, исходя из их сюжета – магазин закрывается, в больнице окончен прием больных и т.п. Желательно провести краткий анализ игры – понравилось ли играть, как можно будет поиграть в эту игру по-другому. Организуется уборка игрушек и игрового пространства. Надо учитывать, что возведенные детьми постройки могут быть оставлены после окончания одной игры для дальнейшего обыгрывания или перестраивания.

  1. Рекомендации воспитателю по руководству творческой

игровой деятельностью с детьми младшего дошкольного возраста

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник и т.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10.  Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11.  Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12.  Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
  1. Рекомендации воспитателю по руководству творческой игровой деятельностью с детьми среднего дошкольного возраста

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10.  Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11.  Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12.  Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13.  Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
  1. Рекомендации воспитателю по руководству творческой игровой деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10.  Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11.  Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12.  Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13.  Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14.  Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15.  Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16.  Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6 - 7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Заключение

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей.

Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.

Список используемой литературы

  1. Недоспасова В.А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2002
  2. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Скрипторий, 2005
  3. Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

презентация "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею".

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра- лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Че...

Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...

Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»

В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятель...

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников...