Круглый стол «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
материал

Галина Васильевна Балабанова

Цель: совершенствовать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе, пополнить знания педагогов в области. Создать творческую атмосферу в коллективе.
Задачи: 
• Закрепить знание задач по художественно-эстетическому развитию.
• Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_balabanova_gv.docx25.73 КБ
Файл plastilinografiya_i_eyo_vidy.docx150.96 КБ
Файл kruglyy_stol.docx19.93 КБ
Файл rol_peska_v_razvitii_.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала личности

дошкольника через организацию работы

по художественно-эстетическому развитию».

Подготовила : старший воспитатель Балабанова Г. В.


Цель: совершенствовать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе, пополнить знания педагогов в области. Создать творческую атмосферу в коллективе.
Задачи: 
• Закрепить знание задач по художественно-эстетическому развитию.
• Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.

         Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. 
    Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. 
   Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. 
    Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. 
          Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? 
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка. 
       Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. 
Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов). 

Реклама 02

Основные средства художественно-эстетического воспитания –  Предметно-развивающая среда. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. 
Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации :
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания. 
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. 
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. 
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. 
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. 
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. 
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. 
               Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности,  определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой, музыкальной).
     Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности: 
   в литературе средство выразительности:
– слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
 в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации: 
– движения, жесты, мимика, голос, интонация;
    в изобразительной деятельности: 
– рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция); 
 в музыке:                                                                                                                                                                – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. 


     Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. 
Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность. В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми . Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег. Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
  3. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  4. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
  5. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  6. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  7. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)

Третья остановка «Наблюдай-ка»

Первая команда

. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист,) 

. Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

. Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

. Назовите виды детской деятельности.

(игровая, коммуникативная, трудовая и т. п.)

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению Лица человека? Военных действий? ( портретист, баталист)
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.
  •  Любая деятельность содействует тому, что ребенок…

(развивается, социализируется и т. п.)

По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Игры детей разнообразны по своему содержанию и видам.

Остановка «Конечная».

Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашего педагогического совета.

 

III часть. Заключительная часть

И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности 

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.

- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься.

Я надеюсь, что наша игра была для вас познавательна. Спасибо за участие!

 



Предварительный просмотр:

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей

(виды пластилинографии)

Подготовила  воспитатель Скворцова Светлана Владимировна

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

Дети работают с пластилиномВ чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

  • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

 

  • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Цветы 

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,

Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.

А ромашки, незабудки, лютики-малютки

Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков,

Сплющили их с боков.

Тут же получился блин,

Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина

Шарик, мячик и пингвина.

А вот это – бегемотик

У него большой животик.

Пластилиновые ушки

Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

Дети занимаются пластилинографией

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Девочка лепит из пластилина объемные формыПедагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.



Предварительный просмотр:

Круглый стол. «Работа с детьми старшего возраста по ХЭР»

 С использованием музыкальных игр и упражнений».

Подготовила Сиряченко Татьяна Николаевна

Особенность детского творчества заключается в относительной новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонности. Ребенок открывает себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Этим и отличается детское творчество от взрослого.

Критерии для определения детских творческих проявлений:

-отношение детей к творчеству, их интересы и способности. Характеризуется тем, что мотивы деятельности становятся связанными с её результатами, возникает интерес к творчеству, развивается творческое воображение и специальные художественные способности.

-качество способов творческих действий. Ребенок действует изменяя, дополняя и комбинируя известные элементы, применяя свои умения в новых условиях, находит новые варианты решения творческих задач.

-качество продукции. Индивидуальный почерк, адекватность выразительно-изобразительных средств.

Детское песенное творчество может быть связано с созданием интонационных оборотов, мотивов, мелодий, подражающих реальным звукам окружающего мира, ( вопросы-ответы, песенные разговоры) сопровождающих естественные игровые, плясовые движения ребенка ( подпевание во время ходьбы, танца, укачивания куклы).

Для песен создаваемых детьми характерны:

  • Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, постепенное движение)
  • Зачатки ладовой организации (пение в заданной тональности, тяготение к тонике при завершении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, простейшие народные звукоряды, лады, мажорные и минорные
  • Метроритмические соотношения ( метрическая чёткость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом соотношении.
  • Простейшая нюансировка песен (нахождение нужных темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста и мелодии)
  • Первичная структура песни (построение коротких музыкальных фраз, предложений)

Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка. Без решения этой проблемы невозможно говорить о развитии детского творчества.

Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии, что данная работа реализуется в ходе совместной деятельности педагога и музыкального руководителя. Это и организация режимных моментов под музыку, использование музыки при проведении занятий, музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия и индивидуальная работа музыкального руководителя.

В процессе музыкальных занятий и в ходе индивидуальной работы с детьми мы преодолеваем трудности, связанные с недостаточным развитием воображения, или недостаточно развитыми певческими навыками.

Свою работу я разделила на три этапа. Первый этап заключается в проведении индивидуальной работы с детьми. Для этого проводим 8 занятий (2 раза в неделю). Каждое занятие состоит из двух частей, 1 часть-творческое задание, 2-развитие песенных навыков. Кроме того этот этап подразумевает дифференциацию заданий для детей с высоким, средним и низким уровнями песенных умений и творчества.

ИГРЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Задания для развития творчества для детей с низким уровнем песенных умений.

Задания на развитие песенных умений для детей с низким уровнем:

« Весело-грустно».

Цель: Учить детей отличать веселые, задорные мелодии от грустных, печальных.

Ход игры: Дети сопоставляют мелодии с изображениями грустных и весёлых детей или животных.

Игра « Узнай по голосу».

Цель: Развивать дикцию, протяжное пение, тембровый слух.

Ход игры: Ребенок отворачивается спиной от группы детей которые по очереди пропевают фразу: « Угадай кто поёт?» играющий должен узнать ребенка по голосу и пропеть его имя.

« Волшебная мозаика»

Цель: Развивать фантазию детей

Ход игры: Сложить из предложенных фигур разных по форме фигуру инопланетянина.

« Пение песни по фразам»

Цель: Преодолеть стеснение перед исполнением песни целиком.

Ход игры: Педагог предлагает детям спеть песню по фразам цепочкой.

« Сыщики»

Цель: Развивать внимание, память, мышление.

Ход игры: По описанию предмета педагогом или детьми найти его.

«Пение попевок»

Цель: Расширять диапазон голоса и подвести голосовой аппарат к воспроизведению скачкообразных мелодий.

Ход игры: Педагог предлагает детям спеть попевку на одном звуке, на двух, на трёх.

« Чудесные рассказы»

Цель: Развивать воображение.

Ход игры: Детям даётся задание нарисовать несуществующее животное и придумать о нем рассказ.

Задания на развитие творчества для детей с высоким уровнем певческих умений:

Музыкально-дидактические игры для развития певческих умений для детей с высоким уровнем:

« Волшебный лес»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Ход игры: Детям предлагается дорисовать незаконченные картинки и придумать рассказ о своем рисунке.

Развитие чувства ритма:

« Прогулка»

Ход игры: выложить большие и маленькие кружочки и передать ритмический рисунок с помощью хлопков или музыкального молоточка.

« Определи по ритму»

Ход игры: По изображению ритмического рисунка определить песню, правильно сыграть ритмический рисунок на любом ударном инструменте ( ложки, барабан, треугольник)

« Про что сочиним?»

Цель: Развивать фантазию.

Ход игры: Педагог выбирает тему и характер героя, через 2-3 минуты дети рассказывают свою историю.

Развитие диатонического слуха:

« Громко-тихо запоём»

Ход игры: Педагог предлагает одному ребенку отвернуться, затем прячем в помещении игрушку на глазах у остальных детей. Ребенку предлагают найти игрушку по громкости звучания песни, исполняемой остальными детьми. Чем ближе ребенок к цели, тем громче поют дети.

« Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать фантазию, воображение.

Ход игры: Ребенку предлагается нарисовать то, чего на свете не бывает, рассказать об этом.

Развитие памяти и слуха:

« Наши песни»

Ход игры: Узнать знакомую песню по мелодии

« Что делают в домике?»

Ход игры: Ребенку предлагают определить жанр музыки (танец, марш, колыбельная) вставив картинку с нужным изображением в окошко домика.

« Шкатулка со сказками»

Ход игры: Каждый из детей по очереди вынимает из шкатулки предмет определенной формы и цвета, соответственной этому придумывает героя и начинает сказку, после этого второй ребенок вынимает предмет и продолжает сказку в соответствии со своим предметом.

Развитие звуковысотного слуха:

« Музыкальное лото»

Ход игры: Выложить на нотном стане мелодию сверху вниз, снизу вверх или на одном звуке.

« Ступеньки»

Ход игры: Детям предлагается пропеть простейшие попевки « Вот иду я вверх, вот иду я вниз», « По дороге Петя шёл», « Я пою, хорошо пою».

После пения предложить ребенку показать движение мелодии.

« Волшебные кляксы»

Ход игры: Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса, выигрывает тот, кто назовет больше вариантов.

На втором этапе мы продолжаем знакомить детей с музыкально-дидактическими играми с целью научить ребенка в них играть, накапливая песенный и творческий опыт. В рамках одной игры детям даются задания разного уровня сложности, чтобы ребенок смог самостоятельно подобрать задание в зависимости от его сложности. Этап состоит из 12 занятий. От занятия к занятию игры усложняются. Проводятся задания на коллективное творчество, инсценировки с пением любимых сказок: « Теремок», « Колобок» и пр.

На втором этапе дети так же поют знакомые песни без сопровождения, по очереди, один начинает, второй продолжает. Можно пропеть песню вдвоем или втроем, если ребенок стесняется петь один. Пение без сопровождения помогает ребенку услышать самого себя, тембр своего голоса и более умело пользоваться своим голосовым аппаратом.

На третьем этапе мы организуем самостоятельную игровую деятельность детей. На этом этапе усложняются задания знакомых детям игр, вводятся элементы драматизации с использованием кукол, предлагается самостоятельно придумать сюжет сказки применяя коллективное творчество. Третий этап рассчитан на 6 занятий.

Песня  одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок  напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе

пения,  помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать

дыхание  между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В работе над  развитием детского песенного творчества использую несколько

типов  упражнений, игр: Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков») Различать направление движения мелодии вверх и вниз;

(«Музыкальные  лесенки»)

Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?») Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?») Петь свои имена; Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото») Подражать ритмическому звучанию инструментов; Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?»,

«Что ты хочешь, кошечка?») Сочинение мелодии контрастного характера.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою  самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры.  Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое 

влияние на  развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых  нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также 

музыкальности в целом.



Предварительный просмотр:

«Роль песка в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»

   Подготовила воспитатель Коростелёва Елизавета Фёдоровна

Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.

Задачи:

- создать условия для развития творческого потенциала;

-осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;

-способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

-создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.

Методы и приемы песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций,  инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием  арт-терапии:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием  дидактического  материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные  следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание  «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем  пальчиком  картинку.

6. Конструирование  из песка.

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

         индивидуальности;

         повышения самооценки;

         мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

         воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

         речи;

         подготовка руки к письму;

         психических процессов у детей;

Песок - это таинственный, удивительный материал. Вы не будете отрицать, что порой часами и взрослые и дети могут играть в песке, что-то строить и просто пересыпать его с ладони на ладонь. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Строя из песка свой мир, он освобождается от напряжения.

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.

Что же необходимо для песочной терапии:

1. «Мини - песочница»: водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта, которых должны быть голубого, /синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь игрушки и вещи из металла, глины, пластмассы, словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

4. Коллекции фигурок:

-образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи);

-животные – дикая и домашняя фауна, сказочные и доисторические звери;

-всевозможные птицы и насекомые;

-рыбы, морские млекопитающие и пр.;

-различные растения – деревья, кустарники, цветы;

-небесные явления (луна, солнце, радуга, звезды);

-дома, предметы интерьера, продукты питания;

-различный транспорт (наземный, воздушный, водный);

-заборы, мосты, памятники и пр.;

Для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Непосредственно образовательные деятельности строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели должны стремится, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Песочная терапия – это одна из разновидностей арт-терапии.

Песочная игра для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. Этот метод подходит для детей тревожных, мнительных, агрессивных, с проблемами общения и поведения, испытывающих страх перед поставленной задачей, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей. Так как в процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка педагог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить дружеские взаимоотношения.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.

Работа с детьми:

• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей.

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

• Согласие и желание ребенка.

• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций.

Некоторые рекомендации:

- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

- не надо помещать лоток в углу комнаты.

- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.

- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

- до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Таковы гигиенические нормы.

- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

            Я пришла к выводу, что игры с песком:

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

- развивают воображение, творческий потенциал;

- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

- повышают самооценку и уверенность в себе;

- улучшают взаимоотношения со сверстниками;

-формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня ...