Развитие творчества личности – цель современного образования
учебно-методический материал

Иванова Виктория Валентиновна

Чем богаче, противоречивее и оригинальнее внутренний мир ребенка, тем радикальнее, неожиданнее его творческие преобразования. Любое новое впечатление, любое знание, преломляясь через уникальный внутренний мир ребенка, получает свой колорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Развитие творчества личности – цель современного образования»

        Проблема творчества детей  одна из самых приоритетных проблем дошкольного образования. Целый ряд ведущих ученых, как, например, Г.Б.Батищева, Н.Е.Веракса, Н.Г. Комратова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова Г.В.Урадовских и др. рассматривали проблему творчества как объединяющую все другие проблемы дошкольного образования. Они говорят о творчестве, как об универсальной способности, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности. Усвоение детьми общечеловеческой культуры и общественного опыта рассматривается ими как творческий процесс.  

        Существует несколько позиций теории развития творчества дошкольников:

  1. Творческий ребенок – это результат всего образа жизни дошкольника в семье и дошкольном учреждении, а также результат его собственной активности.

Чем богаче, противоречивее и оригинальнее внутренний мир ребенка, тем радикальнее, неожиданнее его творческие преобразования. Любое новое впечатление, любое знание, преломляясь через уникальный внутренний мир ребенка, получает свой колорит.

  1. Эвристическая структура личности и  индивидуальный опыт определяют самое разнообразное проявление творчества детей, творческий характер детской деятельности, свое оригинальное проблемно-творческое понимание мира, способность усматривать проблемы и противоречия в самых обыденных ситуациях.
  2. Важнейшей формой  проявления творчества детей являются вопросы, догадки, предположения. В свою очередь, основой детских предположений, догадок являются неясные, неопределенные проблемные знания, которые образуют значительную часть психики ребенка. Эти знания вместе с вопросами детей образуют особую, наиболее изменчивую и противоречивую сферу детского творчества. Такого рода знания дошкольников, их вопросы, догадки и предположения создают проблемное видение мира, проблемное отношение к окружающему и входят составной частью в эвристическую структуру личности ребенка.
  3. В психическом развитии ребенка имеют место две противоположные тенденции. Первая состоит в том, что в ходе мыслительной деятельности детей осуществляется непрерывный процесс превращения неопределенных, диффузных знаний  в знания определенные, ясные и точные. Этот процесс лежит в основе формирования четких знаний об окружающем мире и расширении их объема. Именно этой тенденции уделяется основное внимание на занятиях в детском саду. Но уменьшение неопределенности знаний ведет к снижению умственной активности детей.

Вторая тенденция прямо противоположна первой. Она состоит в возникновении и развитии круга неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.  Эта неопределенность является мощным  стимулятором умственной активности детей. Поэтому этот процесс имеет кардинальное значение в психическом развитии ребенка-дошкольника.

  1. Мышление ребенка начинается не с постановки вопроса, а гораздо раньше: с преодоления кажущейся ясности и точности своих знаний, осознания их неполноты, неопределенности и противоречивости. Такое преодоление кажущейся ясности, точности  своих знаний, превращение этих знаний в проблемные – это ярко выраженный акт творчества, поскольку в процессе этого акта ребенок получает нечто новое.

Концептуальная модель развития творчества воспитанников предусматривает создание в ней творческого пространства и как места творения, и как особого психологического состояния сообщества взрослых и детей. Это должно привести нас к принципиальным изменениям организации жизнедеятельности детей, среды их обитания в дошкольном учреждении, сути и форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, форм и содержания образовательного процесса.

Построение творческого пространства  возможно при соблюдении следующих условий:

- активизации развивающей образовательной деятельности детей при сохранении приоритетов обучения;

- поддержание высокого уровня умственной активности детей посредством обеспечения роста неопределенных неясных знаний, которые постоянно обгоняют рост ясных знаний;

- соблюдения психологической структуры занятий (мотивация – восприятие – осознание) и соответствующее ее дидактическое обеспечение;

- использование приемов интерактивного обучения детей;

- обеспечение права выбора и свободы волеизъявления при организации познавательной, художественно-речевой, изобразительной деятельности;

- бережного отношения  и практического использования  продуктов детской деятельности, в том числе и художественно-речевого и музыкального характера;

- предоставление беспрепятственной реализации творческих потенций детей;

- создания условий для активизации детского вопрошания  в образовательном и бытовом процессах;

- адекватности стиля общения взрослых и детей  характеру их деятельности.

Особое внимание при развитии творчества детей необходимо уделять внимание созданию взрослыми творческих задач, а также формированию такой эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению им в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

Основными показателями сформированности творческого пространства являются:

- способность проблематизации ясных и точных знаний, превращения их в неясные, неопределенные;

- способность детей порождать новые знания, по-особенному видеть окружающий мир;

- способность детей видеть проблемы и противоречия в обыденных ситуациях и обыденных объектах;

- рост и качество детских вопросов познавательного характера относительно окружающего  мира, а также в отношении собственных знаний и представлений;

- познавательная мотивация деятельности.

Наиболее подробно мне хотелось бы затронуть вопрос творчества детей в изобразительной деятельности.

Творческое пространство – это изостудия, место в группе. Творческое пространство – это состояние! Это создается не ради того, что это нужно, ты хочешь этим заниматься, это психологическое состояние человека, внутреннее горение.

МЕСТО + СОСТОЯНИЕ = ТВОРЧЕСТВО

Начиная с младшей группы минимальный размер листа для рисования должен составлять А – 3.

При этом качество бумаги может быть самое разнообразное, лучше отдавать предпочтение тонированной бумаге, старым обоям и даже оберточной бумаге.

Основное требование  к размеру!

Еще одно требование – дети должны рисовать стоя, можно использовать мольберты или стулья с дощечкой. (мольберт должен быть на уровне глаз ребенка).

При этом у ребенка появляется свобода в движении, ребенок сможет отойти и оценить свою работу с расстояния.

Необходимо не забывать, что вся работа должна строится на том, что ребенок знает о предмете и на основе образов о предметах, которые у него возникают.

Сложность заключается в следовании за образом  от впечатлений, которые возникают у ребенка от животного, человека. Необходимо научиться изображать ориентируясь не на структуру объекта, а на ощущения.

В этом возрасте запрещены схемы, они уводят ребенка от образа, портят творческие работы. Всегда необходимо говорить о впечатлениях (ворона, кошка).

Все, что ребенку необходимо знать о предмете, должен дать взрослый, показать на своем листке способ действия.

Средство: линия, цвет, расположение.

Каждая возрастная группа решает серьезные и важные задачи. Дети осваивают серьезный язык живописи, при этом происходит развитие творческих и умственных способностей.

Умственные способности – с помощью рисунка передает структуру объекта, то, что знает, увидел…

Творческие способности – способности к символизации, цвет особенно.

      Художественные способности -  в процессе развития изобразительной деятельности.

Этапы развития художественных способностей:

  1. В младшем возрасте дети осваивают линию, изучают возможность использования различных видов линий для разных объектов

                                                     «Дым из трубы»

Прямые, короткие линии – колючки ежа              пушистый мех

Давайте нарисуем узор, который увидели, когда веточки переплетаются….

Изобразите вечер. Изобразите вечер в городе… Тема одна, но разные образы.

  1. В беспредметной живописи  дети познают язык цвета – как живописное средство.

Рисование цветового пятна. Дети создают некоторый объект, заполняя его цветом «Облака».

В младшей группе 3 цвета (синий, желтый, красный) гуашь. Вводятся по 2 цвета в зависимости от темы, предлагается прием смешивания красок.

Детям необходимо давать экспериментировать с красками. Дети смешивают краску только на листе бумаги.

        Педагог выступает как носитель знания, он показывает детям у себя на листе, как нужно смешивать, показывает детям, что это совсем не трудно.

        

        Последовательность работы с цветами:

- сначала темы на реальные объекты (восход, закат);

- дети знакомятся с характерами цвета (холодный, теплый)

В качестве модели – радуга (какой цвет ближе всего к солнцу).

        Данный вид работы позволяет ребенку выйти на философский уровень.

Мы задаем тон, а дети работают. Обязательное условие – спросить у ребенка:  «Как называется твоя работа?»

  1. Использование характеристики в изображении предметов. (ежики, свинки морские, мышки…)Любую работу начинаем со знакомства .

Например,  приходит помидор:

- лепим помидор

- изображаем помидор (рисуем гостя) – красный контур, затем одеваем его в одежду – закрашиваем.

Техники могут быть разные: губка, вата ….

Н-р: «Рыбки в аквариуме»

Очень важно эмоционально настроить ребенка (3-5 минут), вспоминаем рыбок, рассматриваем рыбок, исследуем форму, цвет, на что похожи… Изучаем где живут, смотрим фото или в аквариуме…

Затем дети сами берут краски и сами рисуют. Необходимое условие  - рассмотреть всех рыбок.

В среднем возрасте начинается трудная работа, дети начинают изображать объекты в движении.

Этапы:

  1. Пластилин
  2. Графика
  3. Живописная композиция.

Лепим из одного куска, вытягивая детали, границы сглаживаем. Должна быть видна пластика. С каждым занятием объекты усложняются. Очень много занятий должна занимать работа с кошкой.

Пластилин: уточняют пропорцию, чувствуют пластику, гибкость, проработка объекта а пластилине  позволят перенести объект на бумагу.

        В средней группе переходим к изображению человека – клоун. Ребенок видит все основные компоненты.

         Затем рисуем  лицо,  автопортрет - я в роли клоуна.

        Даются контрастные персонажи: веселый клоун, грустный клоун, при сопровождении музыки.

        Дети в этом возрасте рисуют на основе своих наблюдений, деревья, дома, как объекты действий, линию горизонта: земля, небо.

В старшем возрасте добавляются сложные задачи:

1. пространственное изображение объектов;

- передача пространственных  отношений между объектами;

- понятие пейзаж, изображаем одновременно и небо и землю. Обращаем внимание на жизнь в небе и на земле. Количество неба и земли зависит от точки зрения художника.

2. учимся изображать предметы, которые находятся близко и далеко от тебя;

- взаимодействие между объектами (человек и неживой объект)

Можно моделировать на пластилине. На данном этапе важно четко формулировать тему, чтобы человек не получился статичным:

 «Мальчик катит снежный ком»

«Лошадь бежит»

«Мальчик забивает мяч»

«Футболист ловит мяч»

- человек и живой объект

«Мальчик гладит собачку»

«Девочка кормит кошку»

Обращает внимание на отклонение корпуса

- взаимодействие человека с человеком

«Борцы»

  1. Преобразование пространственных ситуаций, для этого используем схемы (пробуем, преобразуем)

«Как мы смотрим на эту ситуацию?»

«Что мы видим?»

Кто к нам лицом, кто спиной?

В подготовительной группе начинается серьезная работа художников.

Направления:

  1. Изображение реальных событий по впечатлениям (в городе, в д/с).

Дети изображают тот эпизод, который им показался наиболее интересным.

- размечают пространство листа

- пробуют на пластилине

-проговаривают атмосферу события

- приступают к использованию цвета (либо по графическому изображению, можно на новом листе)

В данном возрасте дети делают коллективную работу, оговаривая кто будет рисовать какой эпизод, н-р «Цирк»

  1. Изображение исторических событий «Освоение севера»…
  2. Создание композиций на основе фантастических событий (на материале сказок).

Творите сами, учите творить детей и творите вместе с ними!

Подготовила: В.В.Иванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности - цель современного образования

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гу...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....

"Личность, как цель современного воспитания"

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Одной из гл...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...