Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.
статья на тему

Николаева Татьяна Петровна

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста

        Проектная деятельность,

 как средство для развития интегративных качеств детей.

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.

 

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно - направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники  во время пребывания в детском саду.

Оценив результаты, педагог может определить  повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.

Использование развивающего обучения  и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком  позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности   детей.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени — дошкольной.

 Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?


Первое, на что хочется обратить внимание – это  целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста –  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений -  общается, использует вербальные и невербальные средства общения,  играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это - показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

И в зависимости от этих сочетаний – происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним – педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.


Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».

Что же может быть интегрировано в педагогическом процессе?
Что может и должно интегрироваться воспитателем?

1.   Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.

2.   Интеграция способов познания (представления, навыки  и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области).

3.  Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.

4.   Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии. Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

В результате такой интеграции можно предположить вариативность   интегрированных задач:

1.   На основе нескольких образовательных областей.

2.   На базе одной образовательной области.

3.   При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4.   Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.    

5. Общая проблема (задача)  объединяет различные образовательные области и занятия.

 Тематическая интеграция происходит тогда, когда  каждая последующая тема логически строится на  основе предыдущей.

   Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.

Решением этих  задач  может стать  использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

 Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.

Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки – это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.


Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.


Автор Богданова О.В.

Мониторинг развития – методическая разработка.

Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):

Проект: _______________________________________ (название).

Срок проведения________________________ Возраст детей  __________

Количество участников проекта:  дети _______  взрослые ___________

Показатели мониторинга.

№1). Владение способами познавательной деятельности.

№2). Умение использовать различные источники информации.

№3). Коммуникативные и адаптивные  умения:  работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

№4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.

Критерии бинарные: +  или  –

( плюс - владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес),

( минус - не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности не проявляет).

Способ мониторинга – педагогическое наблюдение.

«Процент успеха» высчитывается по формуле:  100% / В * С = D; где:

А – количество детей в группе.

В – максимальное количество баллов: А* 4.

С – фактическое количество баллов.

D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.

Форма регистрации показателей:

Таблица из 6 столбцов:

- № по порядку;
- Фамилия имя ребенка;
- показатель №1;

- показатель №2;

- показатель №3;

- показатель №4.

- Баллы.

Количество строк зависит от количества детей, участников проекта.


Можно сделать вывод, что развитие интегративных качеств детей может быть запланировано  и осуществлено с помощью проектной деятельности в любом возрасте, начиная от малышей и заканчивая старшими дошкольниками.   Отследить динамику развития поможет мониторинг, который целесообразно проводить по окончании каждого проекта.

   От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает каждый ребенок; степень прочности приобретенных ребенком интегративных качеств.  Многолетний опыт доказывает, что использование технологии проектной деятельности развивает детей дошкольного возраста, помогает ребенку становиться личностью, умеющей проявить свои приобретенные интегративные качества, а грамотно организованная работа поможет стать объективным, даст возможность отследить качественный уровень развития детей в проектной деятельности.

Автор: Ольга Владимировна Богданова

http://prodetsad.spb.ru/