Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»
материал

Ткачева Ирина Владимировна

Познакомить педагогов с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; рассказать о истории и предпосылках формирования Реджио-подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_redzhio_pedagogika.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Сл 1      Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Цель: познакомить педагогов с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; рассказать о истории и предпосылках формирования Реджио-подхода.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Сл 2     Нашу встречу хочу начать со слов основателя Реджио-педагогики Лориса Малагуцциа «Малыш – творец самого себя. Если оставить его в покое, дать ему свободу созерцать, слушать, а затем воплощать, то мы увидим, что он способен выражать себя на 100 языках».

В современном ФГОСе дошкольного образования прописан один из важнейших принципов — свобода детского выбора, когда сам ребенок определяет содержание своего образования, выступает субъектом образования. Создание условий для развития творческих способностей и инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками является главным направлением программы. Как педагогам эффективнее реализовать эти положения с учетом методического опыта? На помощь приходят различные образовательные методики мировой педагогической коллекции. Одна из них Реджио – педагогика.

Что такое реджио-педагогика?

Во-первых, это не методика, а подход.

То есть, для воплощения идей Реджио-педагогики не нужны регламенты и пособия. Такая свобода помогает расслабиться и творчески подходить к развитию ребенка.

Сл 3  Это нетрадиционная учебная среда, в которой нет определенных мест для занятий. К примеру, за этим столом ребенок рисует, здесь он занимается спортом, там танцует, а здесь катает машинки, играет в куклы или строит что-то из конструктора.

Сл 4 Класс в стиле реджио — это аудитория, где дети имеют свободный доступ к учебным материалам и игрушкам, где их постоянно вдохновляют и поощряют заниматься самообучением.

Новаторский подход заключался в том, чтобы предоставить детям новый формат обучения, ориентированный на самостоятельности. Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори).

Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. 

Сл 5 Автором реджио-педагогики является итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци. Методику он разработал и применил на практике в послевоенные годы, когда в 1960-х создал сеть дошкольных учреждений для малышей от трех до шести лет.

Суть Реджио-педагогики заключается в том, что ребенок получает свободу исследования и сам выстраивает процесс познания, а педагог не воспитывает, а ассистирует.

Сл  6 Правила воспитания в Реджио-педагогике:

  • уважать ребёнка и смотреть ему в глаза;

Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью коллектива, где его ценят, как любого другого члена коллектива. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него.

Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детский стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Когда же ребенок рассматривает произведение искусства, нужно поднять его на уровень картины. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.

  • объяснить правила и задать вопрос;

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

  • не «неправильно», а «по-другому»;

Как вы это понимаете?

Сл 7 рисунок Если ребенок рисует, красное небо, ваши действия. (ответы)

Не спешите поправлять его, констатируя факт, что небо синее. Лучше организуйте совместное исследование. Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть.

Приведем пример. Ребенок нарисовал оранжевого ёжика. Взрослые понимают, что ежи серые, коричневые, ну уж никак не оранжевые.

Педагог задал вопрос группе: «Может ли быть ежик оранжевым?». В ответ получил больше десяти версий, почему ёжик оранжевый: Как вы думаете каких?

(вымазался в глине, на нем наколоты осенние листья, ежик весь в подосиновиках, это волшебный ёж, ежи сходил в парикмахерскую и др.)

А если нарисовал ребенок цветного ежика?

Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свой мнение.

Сл 8 Вернемся к правилам

  • предлагать выбор и не торопить;

Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать.

Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться.

Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса.

Родители часто путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

  • учиться в любой ситуации;

Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения.

Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность.

Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

  • фантазировать важнее, чем читать.

Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь в конечном счете все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать.

Фантазирование, образное мышление у людей развито тем лучше, чем они младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Сл 9 Если вы хотите развивать дошкольников, применяя Реджио методику необходимо начать с развивающей среды группы. В Реджио педагогики все пространство развивает детей. В данном подходе – среда – это третий учитель. Локаций должно быть много, с возможностью соединяться между собой. Поэтому практически вся мебель легко трансформируется.

ППРС состоит из:

• материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы);

• предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.);

• устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

По концепции, ребенок должен познавать мир трогая, двигая и двигаясь.

Сторонники Реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Чтобы такое разнообразные материалов содержалось в порядке, у каждого уголка есть свое назначение, а порядок поддерживают как взрослые, так и дети.

В Реджио-пространстве среда организованна таким образом, что у детей есть возможность и для занятий, и для игр: оборудованы плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, много зеркал. Под присмотром взрослых дети могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором. 

Я думаю, что Вам интересно с чего же начинается образовательное волшебство в духе Реджио? А начинается оно с педагогических провокаций.

Педагогическая провокация появляется внезапно. Это может быть колба с цветной водой, космический песок с рыцарями, сундук на воздушном шаре. Эффект неожиданности задаёт детям вопросы: Что? Почему? Зачем? А как это устроено? А можно и по-другому…? А дети на эти вопросы отвечают, и с помощью провокаций начинают творить в своем ритме.

Сегодня я хочу Вам тоже создать провокацию. Вы уже обратили внимание на эту привлекательную композицию? Как вы думаете, для чего она?

Провокация – это приглашение, а не приказ. Важно, чтобы созданная педагогом, провокация вдохновляла ребёнка творить, строить, обсуждать увиденное и придумывать новые идеи. Важно побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её, не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

Сл 10  Играя с вами, я показываю карточку с цифрой 7.

Перед вами на столе различный материал, который вы можете использовать.

Помните, что созданная провокация не всегда оправдывает педагогические задумки.

Если дошкольники вдруг начинают делать совершенно не то, что ожидалось (например, не выкладывать количество камешков, соответствующее цифре, а выкладывать разные фигуры из них), это все равно прекрасно! Кстати, заодно можно увидеть, что важно ребёнку прямо сейчас.

А теперь я предлагаю сделать вам из любого материала цветок Пиретрум

Пока творческая группа делает

Давайте перечислим способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства: движение; рисунок; конструирование; лепка; театральные постановки; создание коллажей; музыка.

Важной частью Реджио является Наблюдение и «документация»

«Документация» ― это фиксирование процесса обучения, всего, что происходит на занятиях.

К «документации» относятся:

• наблюдения взрослых по поводу детских исследований, организации их взаимодействия, хода работы;

• детские комментарии, которые хранятся в виде аудиофайлов, где дети делятся своими мыслями, рассказывают о ходе работы;

• результаты детской работы в виде поделок и рисунков, так же это могут быть фотографии и видео.

«Документация» позволяет:

• увидеть со стороны проделанную работу;

• отслеживать динамику личностных достижений ребенка;

• анализировать собранный материал.

Из каких же ключевых приемов строится Реджо-педагогика?

Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию». Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения.

После того, как выявлены интересы ребенка, необходимо помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджо-педагогике является проектная деятельность.

Особенность проектной деятельности детей дошкольного возраста является то, что в основу проекта должен быть положен самый сильный (устойчивый) интерес ребенка. Формы реализации проекта могут быть разными: 

практический проект (создание поделок, макетов);

художественный (создание картин);

научный (проведение опыта).

Так проектом может стать наш цветок ПИРЕТРУМ. Давайте сравним то, что вы сделали с оригиналом.

На какой цветок он похож? (ромашку) В чем сходства и различия? Чтобы узнать создаем проект и изучаем.

Или проект по строительсту города из картонных коробок, организация почтовых отправлений внутри семьи (включая бабушек из других городов), создание собственной книги.

Все моменты и этапы проекта документируются. Взрослый записывает для себя вопросы, предложения и пожелания по дальнейшему движению вперед. Для ребенка делаются «говорящие стены», т.е. взрослый зарисовывает и записывает на больших плакатах все то важное, что имеет отношение к теме проекта, делает фотохронику проекта.

Проект не имеет ограничений по времени. В Реджио-педагогике продолжительность проекта примерно три недели. При этом, если ребенок очень увлечен темой, то целесообразно увеличить время работы над проектом.

Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.

Для работы над проектом у ребенка должно быть рабочее место, место для демонстрации результатов, место для игры и для выступления.

Несмотря на то, что Реджио-педагогика разрабатывалась для детских садов, большинством методов и приемов могут воспользоваться родители, которые заинтересованы в развитии ребенка. В процесс организации взаимодействия с ребенком можно внедрять отдельные элементы Реджио-педагогики.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям. Помните, где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования.

Реджио-подход считается одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача взрослых — создавать условия для этого. 

Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.

 

https://mirfairytale.ru/raznoe/redzhio-podxod-v-pedagogike-6-pravil-vospitaniya-po-italyanskoj-redzhio-pedagogike-redzhio-pedagogika-redzhio-emiliya-detskij-sad.html

https://abakus-center.ru/blog/redzhio-pedagogika?ysclid=lnbca2xldz807448269

Мастер–класс для педагогов ДОУ «Реджио – педагогика как инновационный метод развития ребенка» | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

Цели:доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности о...

Консультация для педагогов «ECERS-R в оценке качества российского дошкольного образования: валидность, надежность, достоверность»

В консультации описаны шкалы оценки качества образования ECERS-R, адаптированные для российских детских садов. Рассмотрены все преимущества пименения в работе воспитателей, руководителей и замест...

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»...

Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Познакомить с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; узнать историю и предпосылки формирования Реджио-подхода;уточнить и закрепить представления о методах и пр...

Круглый стол «Лучшие практики дошкольного образования: перспективы развития». Выступление «Информатизация дошкольного образования: опыт, практика, перспективы» 15.11.2022 г.

Все мы знаем, что национальный проект «Образование» предусматривает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступно...