Консультация "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО"
материал

Ткачева Екатерина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Р.Б.

Муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

Детский сад «Полянка»

Консультация на тему:

«Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО».

 

Подготовила: старший воспитатель

Ткачева Е.Л.

Бичура 2024г.

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются людиРазработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия.

Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыкамикомпетенциями.

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Т. Г. Браже определение понятия «профессиональная компетентность»- определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования.

В педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Таким образом, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, которое включает в себя совокупность компетенций :

  1. Специальная компетентность. 

Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентностьПедагог сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентностьПедагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентностьПедагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентностьПедагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, это, прежде всего, саморазвитие.

 Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно, получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

   Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

 - исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы психолого-педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

 -педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

- обобщение собственного педагогического опыта на районных, городских мероприятиях и в интернет-пространстве;

- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

• Участие в методической работе ДОУ

• Самообразование

• Аттестация педагогических работников

• Участие в конкурсах профессионального мастерства

• Владение современными образовательными технологиями

• Владение ИКТ

• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов.

Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога.

В каждом ДОУ должны быть созданы определённые условия для профессионального роста педагога путем самообразования. Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Очень важно чтобы тема была связана с приоритетным направлением деятельности ДОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи ДОУ (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом составляется план работы. Педагогу важно собирать, накапливать факты, выводы. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участвовать в дискуссиях, конкурсах и т. д, т. е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.

Важно и то, что нужно поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно - образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно -коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

Литература:

 1. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж. Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.

2. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж. Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж. Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

 4. Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.

5. Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...

Консультация для педагогов "Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФОП ДО".

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к ...

«Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФАОП»

В данной статье представлены требования к педагогам ДОО в условиях реализации ФАОП...