Индивидуальный образовательный педагогический маршрут сопровождения ребёнка с УО(ИН)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный педагогический
маршрут сопровождения ребёнка с УО(ИН)
музыкального руководителя 2024-2025 уч.г.
Музыкальное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится с учётом «симптомов», характерных признаков детей, и направлено, помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, само реализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание уделяется развитию слухового внимания и памяти.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
4. Исправление ряда речевых недостатков.
Имя ребёнка – А.
Диагноз - УО(ИН)
Периодичность индивидуальной НОО – 1 раз в неделю
Длительность - 15 минут
Срок реализации – 1 год
Музыкальный руководитель –Щурик Ю.В.
Индивидуальный образовательный план даст ребёнку возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития его способностей, обеспечит тесную связь с другими специалистами и семьёй.
Развитие музыкальных способностей проходит в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами.
Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через НОО, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты - согласно возрастным и коррекционным потребностям ребёнка
Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы |
Продолжать формировать эмоциональное общение ребёнка с новым взрослым -музыкальным руководителем. Продолжать воспитывать у ребёнка интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки эмоционально откликаться на литературные произведения. | Совместно-организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения, пальчиковая гимнастика; восприятие музыки, распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения. Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий. Совместная деятельность детей: игры под пение, музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; праздники и развлечения. Игры на развитие слуха. Самостоятельная деятельность детей: игра на детских музыкальных инструментах в музыкальных игровых уголках (погремушка, колокольчик, маракас). Взаимодействие с родителями: Консультации по темам «Музыкотерапия дома», «Поём вместе», «Музыкальные игры для ребенка с ОВЗ». |
Продолжать формирование основных движений: (ходьба, взмахи рук, хлопки в ладоши). | |
Продолжать формирование элементарные плясовые навыки: (топать ногами). | |
Продолжать формировать активность в играх, плясках. (Введение на занятиях игрушечных персонажей) | |
Продолжать развитие эмоциональной отзывчивости на музыку | |
Продолжать развитие координацию движений. | |
Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на музыку | |
Продолжать формировать активного подпевания отдельных слогов: Да да-да, Гага-га. Би-би-би. | |
Продолжать развитие представления об окружающем мире. Показ картин с природой: «Дождик капает». «Солнышко улыбается». Продолжать учить выполнять простые пальчиковые игры с текстом. | |
Закрепление приобретённых навыков ранее. |
РЕПЕРТУАР МОЖЕТ ВАРЬИРОВАТЬСЯ ИСХОДЯ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА;
Индивидуальный план предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
1 квартал. Задачи:
Музыкально-ритмические движения
1. Учить детей ходить с остановкой на половинную ноту и легко бегать на носочках, останавливаться с окончанием музыки
2. Побуждать передавать характерные движения игровых образов и выполнять игровые действия.
3. Учить выполнять танцевальные движения: пружинка, прыжки, притопы, топотушки, повороты кистей рук, кружение шагом на носочках по одному и в парах, прямой галоп.
Развитие чувства ритма, музицирование
1. Развивать музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический).
2. Учить подпевать и петь звуки разной высоты, различным ритмом, темпом подражания интонациям музыкально-игровых образов.
Слушание
1. Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальными впечатлениями, развивать интерес к музыке и эмоциональную отзывчивость.
2. Формировать первоначальное представление о жанрах в музыке: марш, колыбельная, танец.
3. Учить различать на слух контрастное звучание инструментов (дудочка барабан, треугольник-барабан, металлофон-триола)
4. Учить распознавать и определять высоту звука как в широком регистровом диапазоне, так и в узком (в пределах октавы).
Распевание, пение
1. Развивать певческие навыки детей.
2. Развивать умение подпевать конец музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен, с инструментом и без него, со взрослым и самостоятельно.
3. Содействовать постепенному расширению певческого голоса детей.
Танцевальное, танцевально-игровое творчество
1. Развивать интерес к танцевальному творчеству.
2. Побуждать детей самостоятельно импровизировать движения под танцевальную музыку.
3. Развивать творческую активность, самостоятельность.
Игры, хороводы
1. Создать условия для инсценирования совместно с воспитателем песен, выразительно передавать образы (гордый петушок, хитрая лиса, косолапый
мишка и др.).
2. Развивать жестикуляцию рук с помощью простейших этюдов на выразительность жеста.
3. Воспитывать желание использовать игры, хороводы в самостоятельной деятельности
Содержание музыкального репертуара
Месяц | Музыкально-ритмические движения | Развитие чувства ритма, музициров ание | Слушание | Распевание, пение | Танцевальное, Танцеваль- ноигровое творчество | Игры, хороводы |
Сен тябрь | «Ножками затопали» муз. М. Раухвергера «Ай-да!» муз. Г.Ильиной Упражнение «Фонарики» «Кто хочет побегать?» (литовская нар.мел.) | «Веселые ладошки» «Птички летают» «Зайчики» Русская народная плясовая | «Прогулка » муз. В.Волкова «Колыбель ная» муз. Т.Назарово й | «Петушок» русская народная прибаутка «Ладушки» русская народная песня | «Гуляем и пляшем» муз. М. Раухвергер а «Гопак» муз. М.Мусоргс кого «Птички» | «Кошки и мышки» |
Октя- брь | «Погуляем» муз. Т.Ломовой «Кто хочет побегать?» муз. Л. Вишкарева «Птички летают» муз. А. Серова Упражнение с лентами (болгарская народная | Знакомство с бубном «Фонарики » с бубном Знакомство с треугольни ком Игра «Узнай инструмент » | «Осенний ветерок» муз. А.Гречани нова Русская народная плясовая «Марш» Э. Парлова «Колыбель ная» | «Где же наши ручки?» муз. Т.Ломовой «Птичка» муз. М. Раухвергера «Собачка» муз. М. Раухвергера «Осень» муз. И.Кишко | «Пляска с листочкам и» «Гопак» муз. М.Мусоргс кого «Осьмино жки» | «Хитры й кот» «Петуш ок» «Пойду ль я, выйду ль» |
Ноя- брь | «Марш» муз. А. Парлова «Кружение на шаге» муз. Е. Аарне «Стуколка» (укр.н.м.) «Ножками затопали» М. Раухвергера «Большие и маленькие ноги» муз.В. Агафонникова «Большие и маленькие птички» муз. И. Козловского мелодия) Упражнение «Пружинка» («Из-под дуба» русская народная мелодия) «Зайчики | Игра «Тихо - громко» | «Колыбель ная песня» «Прогулка » муз. В.Волкова «Дождик» муз. Н.Любарск ого «Марш» | «Кошка» муз. Ан.Александ рова «Собачка» муз. М. Раухвергера «Осень» муз. И.Кишко «Ладушки» русская народная песня «Зайка» русская народная песня | «Пальчики и ручки» русская народная мелодия «Пляска с погремушк ой» муз. и сл. В.Антонов ой «Плюшевы й мишка» | Игра с погрему шками «Прятки с собачко й» украинс кая народна я мелодия «Птички и кошка» |
2 квартал. Задачи:
Музыкально-ритмические движения
1. Воспитывать интерес к танцу, желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
2. Учить выполнять под музыку основные движения, танцевальные: пружинка, прыжки, топотушки, поворот кистей рук, кружение шагом на носочках по одному и в парах; и другие движения, соответствующие музыкально-образному содержанию знакомых попевок, песен;
3. Формировать умение ритмично ходить под музыку в быстром, умеренном, медленном темпе, с ускорением и замедлением.
Развитие чувства ритма, музицирование
1. Продолжать знакомить детей с детскими музыкальными инструментами: дудочкой, барабаном, ксилофоном, колокольчиком
2. Развивать музыкально-сенсорные способности, ладовое чувство, чувство ритма, обучая детей игре на музыкальных инструментах и игрушках;
3. Вызывать положительные эмоции от игры на детских музыкальных инструментах, желание играть на них в свободное время.
Слушание
1. Радовать детей музыкой, вызывать и поддерживать интерес к ней, к разным видам музыкальной деятельности (слушание);
2 .Содействовать развитию в процессе музыкальной деятельности складывающейся личности ребенка, его воображения, чувства самоценности, гуманных взаимоотношений;
3. Слушать и понимать тексты вокальных произведений.
Распевание, пение
1. Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ;
Танцевальное, танцевально-игровое творчество
1. Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать движения под танцевальную музыку;
2. Побуждать передавать характерные движения игровых образов;
3. Вызывать положительные эмоции от самостоятельного танцевального и танцевально-игрового творчества.
Игры, хороводы
1. Содействовать развитию интереса к песенному, песенно-игровому и песенно-инструментальному творчеству, стимулировать первые самостоятельные попытки детей в этой сфере;
2. Накапливать опыт детей в передаче музыкально-игровых образов в пении, движении, игре на муз инструментах;
3. Развивать способность передавать взаимоотношения персонажей, их настроение (грустно, весело).
Месяц | Музыкально-ритмические движения | Развитие чувства ритма, музициров ание | Слушание | Распевание, пение | Танцевальное, Танцеваль- ноигровое творчество | Игры, хороводы |
Дека- брь | «Зимняя пляска» муз. С.Старокадам ского Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой «Сапожки» русская народная мелодия Упражнение для рук «Бег и махи рук» муз. А.Жилина | Игра в имена Игра с бубном «Паровоз» «Узнай инструмент » Игра «Веселые ручки» Пляска персонаже й | «Медведь » муз. В.Ребиков а «Вальс Лисы» Ж.Калоду ба «Полька» муз. Г.Штальб аум | «Елочка» муз. Н.Бахутов ой «Елочка» муз. М.Красева «Дед Мороз» муз. А.Филипп енко | «Поссорили сь – помирились » муз. Т.Вилкорей ской «Пальчики – ручки» «Веселый танец» муз. М.Сатулино й | «Зайчики и лисичка» муз. Г.Финаров ского «Игра с мишкой» муз. Г.Финаров ского |
январь | «Гуляем и пляшем» муз. М. Раухвергера Спокойная ходьба и кружение (русская народная мелодия) «Автомобиль » муз. М. Раухвергера Упражнение «Пружинка» («Ах, вы сени») «Галоп» («Мой конек» чешская народная мелодия) Упражнение «Топающий шаг» (топотушки) «Кружение на шаге» муз. Е.Аарне | Упражнени е «Лошадка танцует» Игра «Звучащий клубок» | Колыбель ная» муз. С.Разорен ова «Марш» муз. Э.Парлова «Лошадка » муз. М.Симанс кого «Полянка » русская плясовая музыка | «Машеньк а-Маша» муз. и сл. С.Невельш тейн «Топ, топ, топоток» муз. В.Журбин ской «Баю-баю» муз. М.Красева «Самолет» муз. Е.Тиличее вой | «Пляска с султанчика ми» хорватская народная мелодия «Сапожки» русская народная мелодия | «Саночки» «Ловишки» муз. И.Гайдана Игра в лошадки «Самолет» |
февраль | «Пляска зайчиков» муз. А.Филиппенк о Упражнение «Притопы» «Медведи» муз. Е.Тиличеевой Упражнение «Пружинка» «Кружение на шаге» муз. Е.Аарне | «Песенка про мишку» «Учим мишку танцевать» «Учим куклу танцевать» «Играем и поем песню о мишке» | «Полька» муз. З.Бетмана «Шалун» муз. О.Бера «Плясовая » | «Заинька» муз. М.Красева «Маша и каша» муз. и сл. Т.Назаров ой «Машеньк а-Маша» «Маме песенку пою» муз. Т.Попатен ко | «Пляска зайчиков» «Маленький танец» муз. Н.Александ ровой | «Игра с мишкой» «Саночки» |
3 квартал. Задачи:
Музыкально-ритмические движения
1. Воспитывать интерес к танцу, желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
2. Совершенствовать движения: поочередное выставление ноги на пятку, носок, топающий шаг на месте, на ходу, кружение на носочках, подскоки;
3. Закреплять и совершенствовать разученные ранее движения;
4. Продолжать формировать умение ритмично ходить под музыку в быстром, умеренном, медленном темпе, с ускорением и замедлением.
Развитие чувства ритма, музицирование
1. Развивать музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический).
2. Учить подпевать и петь звуки разной высоты, различным ритмом, темпом подражания интонациям музыкально-игровым образам.
3. Приучать малышей петь и двигаться, передавая ритм мелодии. Учить воспроизводить ритмы попевок и песен на музыкальной лесенке, различать высоту звуков и ритм упражнений.
Слушание
1. Побуждать передавать свои эмоции и впечатления от музыки, соотносить их с характером музыкального произведения, используя различные виды уподоблений характеру музыки (вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и др.);
2. Содействовать различению на слух контрастного звучания музыкальных инструментов (оркестровое исполнение и соло, вокальное произведение и инструментальное);
3. Углублять представления детей о танцевальном жанре; учить слушать и слышать вальс и польку.
Распевание, пение
1. Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ;
2. Формировать певческие умения и навыки: петь естественным голосом, без напряжения, не форсировать звук, вместе начинать и заканчивать пение, слушать вступление и заключение и т.д.;
3. Обучать детей петь и одновременно двигаться, передавая ритм мелодии.
Танцевальное, танцевально-игровое творчество
1. Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать движения под танцевальную музыку;
2. Развивать творческую активность и способности детей;
3. Активизировать детей в поиске разнообразных движений в свободном танце;
4. Развивать выразительность движений в передаче игровых образов в играх;
5. Вызывать положительные эмоции от самостоятельного танцевального и танцевально-игрового творчества.
Игры, хороводы
1. Содействовать развитию интереса к песенному, песенно-игровому и песенно-инструментальному творчеству, стимулировать первые самостоятельные попытки детей в этой сфере;
2. Накапливать опыт детей в передаче музыкально-игровых образов в пении, движении, игре на муз инструментах;
3. Развивать способность передавать взаимоотношения персонажей, их настроение (грустно, весело);
4. Активизировать музыкальное мышление, воображение, побуждая к творчеству в придумывании песен и инструментальных импровизаций;
Месяц | Музыкально-ритмические движения | Развитие чувства ритма, музициров ание | Слушание | Распевание, пение | Танцевальное, Танцеваль- ноигровое творчество | Игры, хороводы |
март | Упражнение бег с платочками Да-да-да!» муз. Е.Тиличеево й «Птички летают и клюют зернышки» швейцарская народная мелодия Упражнение «Воротики» «Бег» муз. Т.Ломовой «Кошечка» муз. Т.Ломовой «Бег и подпрыгива ние» муз. Т.Ломовой | Ритм в стихах «Тигренок» «Песенка про Бобика» «Учим Бобика танцевать» «Игра с пуговицами » Ритм в стихах «Барабан» Ритмическая цепочка из больших и маленьких солнышек | «Капризул я» муз. В.Волкова «Марш» муз. Е.Тиличеев ой «Лошадка» муз. М.Симанск ого | «Я иду с цветами» муз. Е.Тиличеев ой «Пирожки» муз. А.Филиппе нко «Бобик» муз. Т.Попатенк о «Игра с лошадкой» муз. И.Кишко | «Пляска с платочками » «Поссорили сь – помирились » «Приседай» (эстонская народная мелодия) «Пляска с султанчика ми» муз. Р.Рустамова | «Кошка и котята» «Серенька я кошечка» муз. В.Витлина |
апрель | Упражнение с лентами (болг. нар.м.) «Воробушки » венгерская народная мелодия «Ножками затопали» муз. М. Раухвергера «Марш и бег»муз. Е.Тиличеево й | Ритмическая цепочка из жучков Ритм в стихах «Тигренок» Игра «Паровоз» | «Резвушка » муз. В.Волкова » «Воробей» муз. А.Руббаха «Марш» муз. Э.Парлова | «Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличеев ой «Петушок» русская народная прибаутка «Кап-кап!» муз. А.Филиппе нко «Самолет» муз. Е.Тиличеев ой | «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера «Березка» муз. Р. Рустамова «Чебурашка » | «Самолет» муз. Л.Баннико вой «Солнышк о и дождик» |
май | Упражнение топающий шаг («Ах, вы сени» русская народная песня) Упражнение «Пружинка» , русская народная мелодия «Побегали – потопали» муз. Л.Бетховена Упражнение «Выставлен ие ноги на пятку», русская народная мелодия Упражнение «Бег с платочками» (укр.н.м.) | Ритмически е цепочки Учим лошадку танцевать «Пляска собачки» | «Мишка» муз. М. Раухвергер а «Курочка» муз. Н.Любарск ого Колыбельн ая «Лошадка» муз. М.Симанск ого | «Машина» муз. Т.Попатенк о «Цыплята» муз. А.Филиппе нко «Поезд» муз. Н.Метлова «Воробушк и и автомобиль » муз. М. Раухвергер а | «Приседай» (эстонская народная мелодия) «Пляска с платочками » «Пальчики – ручки» | «Воробуш ки и автомобил ь» муз. М. Раухверге ра «Черная курица» (чешская народная игра с пением) Игра «Табунщи к и лошадки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, ...

индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ
индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ состоит из взаимосвязанной работы всех специалистов (воспитателя, психолога, учителя-логопеда)...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.
В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи).
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи). Особые проблемы-дисфункции: нарушение развития речи, имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирова...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одарённого ребёнка
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка представляется очень важной и актуальной задачей,поэтому для работы с Оливией был составлен индивидуальный образовательный маршрут....
