Диагностические возможности измерения особенностей самосознания и идентичности детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)
Семинар для педагогов для понимания механизмов формирования самосознания и идентичности у детей, а также в разработке и применении эффективных диагностических методик, которые позволят исследовать эти аспекты психического развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект семинара для педагогов ДОУ
Диагностические возможности измерения особенностей самосознания и идентичности детей среднего дошкольного возраста
Здравствуйте, коллеги. Тема моего выступления (на слайде). В последние десятилетия в области психологии и педагогики наблюдается значительный интерес к вопросам самосознания и идентичности у детей, особенно в возрасте среднего дошкольного периода. Этот возрастной этап является критически важным для формирования основ самосознания, поскольку именно в это время дети начинают осознавать себя как отдельные личности, развивают свои представления о «Я» и начинают активно взаимодействовать с окружающим миром. Важность изучения самосознания и идентичности детей среднего дошкольного возраста обусловлена тем, что именно в этот период закладываются основы их будущей социальной адаптации, эмоционального благополучия и личностного развития. Актуальность данной работы заключается в необходимости глубокого понимания механизмов формирования самосознания и идентичности у детей, а также в разработке и применении эффективных диагностических методик, которые позволят исследовать эти аспекты психического развития. В условиях современного общества, где дети сталкиваются с множеством социальных и культурных факторов, важно не только выявлять особенности их самосознания, но и понимать, как эти особенности влияют на их поведение, эмоциональное состояние и взаимодействие с окружающими. В рамках моего выступления будут рассмотрены несколько тем. Первая тема - что такое самосознание и идентичность детей, как они формируются в детском возрасте, а также какие факторы влияют на их развитие. Важно отметить, что самосознание включает в себя не только осознание себя как личности, но и понимание своих эмоций, желаний и потребностей, что в свою очередь связано с формированием идентичности.
Вторая тема — методика «Нарисуй себя» как инструмент диагностики. Эта методика, модифицированная А.М. Прихожан и З. Василяускайте, позволяет исследовать эмоционально-ценностное отношение к себе. Я расскажу вам о применении данной методики в моей группе, а также ее результаты и выводы, которые можно сделать на основе полученных данных. Третья тема — методика «Лесенка» для изучения самовосприятия детей. Эта методика позволяет детям определить особенности их самооценки и представлений о том, как их оценивают другие люди. Четвертая тема — методика «Изучение уровня самосознания» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Эта методика в виде опросника для изучения особенностей развития уровня самосознания дошкольников. Наконец, пятая тема — систематизация диагностических методик. В этой части работы будет проведен обзор существующих методик, направленных на изучение самосознания и идентичности детей, а также предложены рекомендации по их применению в практике. Таким образом, данная работа направлена на всестороннее изучение диагностических возможностей измерения особенностей самосознания и идентичности ребёнка среднего дошкольного возраста.
Тема 1 Самосознание у детей среднего дошкольного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, который формируется под воздействием различных факторов как внутренней, так и внешней природы. Этот этап детства характерен значительным прогрессом в познании себя, окружающего мира и межличностных отношений. Наиболее ярко это проявляется в взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, а также с окружающими людьми. Основное внимание уделяется тому, как дети осознано относятся к своим чувствам, желаниям и поведению, что, в свою очередь, сказывается на формировании их самосознания.
Психологическая структура самосознания ребенка в этом возрасте изменяется: эмоции становятся более сложными и осознанными, детская активность направляется на оценку собственных успехов и неудач в деятельности. Самосознание охватывает как когнитивные аспекты (мышление, внимание, речь, память и тд) так и эмоциональные, что делает его интегральной характеристикой личности. Воспринимая себя и окружающий мир через призму взаимодействий, дети учатся различать свои чувства, эмоции и личные качества, которые начинают осмысляться в рамках опыта, приобретенного в семье и с равными по возрасту.
Для формирования самосознания необходимы структурированные взаимодействия, в которых дети могут экспериментировать с разными ролями и ситуациями. В рамках семьи такие взаимодействия могут реализовываться в обычной повседневной жизни, через ролевые игры, совместные занятия и общение. Родители, выступая в роли моделей, влияют на то, как дети воспринимают и интерпретируют различные социальные ситуации, обучаются регулированию своих эмоций и формирования личных границ.
Важной составляющей процесса развития самосознания в дошкольном возрасте выступает эмоциональная поддержка со стороны родителей. Дети чувствуют себя более уверенно и защищенно в тех семейных условиях, где есть выраженная поддержка и признание их индивидуальности. Коммуникация с родителями в виде откровенных разговоров о чувствах и переживаниях помогает детям осознать свою индивидуальность, в то время как отсутствие такой связи может привести к замешательству в отношении к себе и своим действиям.
Также стоит отметить, что важным компонентом самосознания является уровень социализации ребенка. Процесс взаимодействия с другими детьми, отношений в группе сверстников и взаимодействий со взрослыми значительно обогащает личный опыт и становится основой для формирования понимания себя. Этот социальный опыт создает определенные ожидания и нормы, через которые ребенок выстраивает свое самосознание. Часто успешные и положительные опыты общения с другими активизируют у детей желания, побуждают их к поиску новых знаний и целей.
Отмечу, что в процессе развития самосознания крайне важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые могут оказывать влияние на его самоощущение. Различия в темпераменте, способностях, уровне развития, а также в окружении могут привести к различным путям формирования самосознания. В этой связи осознание своего места в семье и в более широком социальном контексте становится основой для самовосприятия.
Тема 2 методика «Нарисуй себя» как инструмент диагностики
Тест для определения особенностей эмоционально-ценностных отношений к себе у детей. Для проведения диагностики необходимы следующие материалы: лист белой бумаги формата А4, сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый, красный и синий. Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке.
На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой мальчик / девочка " (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я сам(а)".
Процедура исследования: ребёнок рисует плохого и хорошего мальчика или девочку (в зависимости от пола) и затем себя. Нарисовать плохого персонажа предлагается нарисовать чёрным или коричневым карандашами, хорошего — синим и красным, себя ребёнок рисует всеми четырьмя карандашами.
В моей группе в эксперименте участвовало 20 детей. Данная методика может выполняться фронтально и индивидуально.
Этап 1. Проводить методику я начала с инструкции: «Давай создадим изображения. Сначала изобразим «плохого» персонажа - мальчика или девочку, используя лишь два оттенка - черный и коричневый. Имей в виду, что чем более отрицательными будут черты персонажа, тем меньшую площадь он должен занимать на листе».
Этап 2. «Теперь изобрази «хорошего» мальчика/девочку, используя для этого красные и синие цветные карандаши. В зависимости от качеств, которыми обладает мальчик/девочка, он или она будет занимать больше пространства на листе».
Этап 3. «Сейчас изобрази себя, используя все карандаши».
Обработка и интерпретация данных включают анализ «автопортрета»: наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, «разукрашенность», статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение «себя в какой-либо сюжет-игру» и т. п. исходное количество баллов 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, «разукрашенность», представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Также сопоставляется «автопортрет» ребёнка с рисунком «хорошего» и «плохого» персонажа по таким параметрам, как размер, цвета, повторение деталей рисунков и другие. (диаграмма, слайд 4)
Тема 3. Методика «Лесенка» (М.И. Лисиной и Я.Л. Коломинского)
Методика предназначена для измерения самовосприятия детей, то есть степени их удовлетворенности собственной персоной.
Для проведения диагностики необходимо подготовить материалы: нарисованная лесенка с семью ступеньками, фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги. Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой — не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети».
Интерпретация результатов: Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для дошкольников является нормой. Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка. Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень. Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка. Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.
Проводя исследование в своей группе, детская группа продемонстрировала следующие итоги: (слайд 5, диаграмма)
Тема 4 «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) проводится в виде индивидуальной беседы с ребёнком.
Цель: изучение особенностей развития уровня самосознания дошкольников.
Материалы: вопросы для детей, оформленные в табличном виде на бланках.
Процедура: Каждому участнику предъявляются индивидуальные наборы вопросов, которые делятся на две категории: интересы и предпочтения участника, а также его прошлые и будущие действия. Вопросы адаптируются под настроение и восприятие ребенка, целью является убедиться, что суть вопроса понята верно. Ответы заносятся в специально предназначенную для этого форму. Оценка за каждую группу может достигать пяти баллов.
Обработка результатов заключается в том, что все полученные ответы детей анализируются и оформляются в таблицу, в которой подсчитывается количество определённых категорий ответов в %. Разработчики методики выделяют пять категорий ответов для анализа предпочтений и желаний ребёнка: отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего»), ситуативный ответ (ребёнок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле), предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные), виды деятельности или любимые игры, общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе).
Для анализа предпочтений о прошлых и будущих действиях ребёнка авторы методики выделили следующие категории: отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего»), стереотипное повторение одного ответа, перечисление режимных моментов, сообщение о своих действиях, развёрнутый рассказ о прошлых и будущих событиях.
По мнению исследователей, чем более развито самосознание, тем более сложные виды деятельности ребёнок выбирает в качестве желаний.
Варианты вопросов: «Что ты любишь делать больше всего на свете?», «Чем бы ты занималась, если бы тебе разрешили делать все, что ты захочешь?», «Скажи, что ты не любишь делать больше всего на свете?», «Представь, что я волшебница. Что бы ты попросил у меня?» , «Что ты делал до того, как я тебя позвала?», «Расскажи мне, что вы сегодня делали на занятиях?», «Случалось, ли с тобой вчера или позавчера что-нибудь интересное? Расскажи мне.», «Что ты будешь делать сегодня вечером или завтра? Расскажи мне.»
С помощью данной методики, мы выявили уровень саморегуляции ребенка среднего дошкольного возраста и понимание своих действий и желаний.
Дети-участники выборки 1 дали следующие результаты:
20% детей (2 человека) имеют самый низкий уровень формирования собственных желаний.
40% детей (4 человека) имеют средний уровень в анализе собственных предпочтений и анализе своих действий.
40% детей (4 человека) ясно и четко знают о своих желаниях и могут спокойно описать свои прошлые и будущие действия. Дети давали четкие ответы на вопросы и раскрывали их полностью.
70% детей (7 человек) имеют средний уровень в анализе собственных предпочтений и анализе своих действий. Дети кратко отвечают на вопросы, повторяют одни и те же ответы и называют режимные моменты.
30% детей (3 человека) могут подробно описать свои прошлые и будущие действия, понимают свои предпочтения и делятся ими. (слайд 6, диаграмма)
Тема 5. Систематизация диагностических методик Диагностические методики, применяемые для изучения самосознания и идентичности у детей среднего дошкольного возраста, разнообразны и охватывают множество аспектов данного феномена. Основная задача заключается в систематизации и интеграции существующих подходов, что позволяет создать более целостное представление о самосознании, идентичности и их взаимосвязи. Важно начертить четкую границу между различными типами методов. Ведь некоторые из них могут быть больше ориентированы на выявление эмоциональной составляющей, например, проективные методики, другие — на когнитивные аспекты, такие как поведение и самооценка. Различие в подходах связано с целями исследования: одни методики направлены на выявление структурных аспектов самосознания, другие — на оценку динамики изменений в процессе развития. В качестве первой группы методик можно выделить проективные тесты. Например, методика «Зеркало» позволяет исследовать, как ребенок видит себя в различных социальных ролях. Это помогает понять, каким образом он осознает свою идентичность в контексте различных социальных взаимодействий. Аналогичной целью обладает метод «Фотография», в котором дети создают образы себя на основании своих представлений, что дает возможность проанализировать уровень самоопределения и самоосознания. Другая группа методик связана с когнитивными процессами. К ним относятся задания, направленные на использование местоимений, как, например, изучение понимания «я», «они», «мы». Эти задания помогают осветить, как дети воспринимают себя относительно других и окружающего мира. Подобные исследования показывают, как развивается концепция «Я» у ребенка в социальной среде. Самооценка, которая формируется на дошкольном этапе, также является важным аспектом диагностики самосознания. Методическая оценка самооценки детских рисунков позволяет выявить, как ребенок воспринимает себя визуально и эмоционально, включая уровень уверенности и оценку своих навыков. Дети зачастую передают свои чувства и мысли через визуальные образы, что дает возможность более глубоко понять их личность. Исследование временной перспективы также представляет интерес. Понимание временных категорий и представление о будущем формируют основу идентичности ребенка. Высокая степень осознания временных рамок и возможность анализа собственных переживаний в них может указывать на более зрелое самосознание. Для диагностики данного аспекта применяются специальные задания, в которых дети могут рассказать о своих будущих планах, мечтах и ожиданиях. Интересно, что многие методики могут пересекаться и дополнять друг друга, создавая более полное представление о самосознании ребенка. Например, результаты, полученные в процессе использования проективных тестов, могут быть подтверждены данными о самооценке, что будет свидетельствовать о внутренней согласованности показателей. При систематизации методик необходимо учитывать их доступность и простоту для детей данного возраста. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на ребенка, которая может исказить результаты. Методы, которые вызывают у детей положительные эмоции, способствуют лучшему вовлечению и адекватному самовыражению. Диагностика самосознания и идентичности номерозначно требует мультидисциплинарного подхода (использование знаний, методов и подходов из разных дисциплин или областей для решения сложных проблем или достижения целей). Психология, педагогика, социология и культура играют важную роль в этом процессе, позволяя формировать многогранные исследовательские проекты. Важно, чтобы специалисты, работающие с детьми, не только использовали различные методики, но и могли интерпретировать результаты с учетом культурных и индивидуальных особенностей ребенка. Систематизация диагностических методик в данной области не только углубляет понимание самосознания и идентичности дошкольников, но и создает основу для эффективной работы с детьми в образовательных учреждениях. В конечном итоге такая работа способствует более гармоничному развитию личности ребенка, формированию его социальных навыков и самосознания как активного участника в мире.
Тема 5. В заключение своего выступления я хочу сказать, что формирование самосознания у детей среднего дошкольного возраста является многогранным и сложным процессом, который в значительной степени зависит от условий, в которых растет и развивается ребенок. Самосознание формируется в результате взаимодействия ребенка с окружающим миром, и семья играет в этом процессе ключевую роль. Семейные отношения, эмоциональная атмосфера в доме, стиль общения между членами семьи — все это оказывает непосредственное влияние на то, как ребенок воспринимает себя, свои возможности и умения. Важно отметить, что в возрасте 4-5 лет дети начинают активно осознавать себя как отдельные личности, и именно в этот период они нуждаются в поддержке и понимании со стороны взрослых.
В среднем дошкольном возрасте ребенок зависим от мнения окружающих, а особенно от взрослых. Ему важно быть любимым и ценным, чтобы его хвалили и уважали. Он ориентируется на поступки взрослых людей, поэтому важно подавать хороший пример подрастающему поколению.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка развивается самооценка, один из сложных компонентов самосознания. Самооценка может быть адекватной и заниженной. У ребенка с заниженной самооценкой обычно появляются проблемы с осознанием себя, он скрытный и скованный, он не идет на контакт и часто находится в плохом настроении. У ребенка с высокой самооценкой обычно наблюдается активность, жизнерадостность, он легко идет на контакт с другими людьми.
В группе, в начальной фазе исследования были проведены три диагностичекие процедуры для анализа различных аспектов самосознания: когнитивный аспект исследовался через метод «Нарисуй себя», эмоционально-ценностный аспект оценивался с помощью методики «Лесенка», а поведенческий аспект изучался через методику «Изучение уровня самосознания».
Исследование показало, что в экспериментальной группе 16,6% детей демонстрируют недостаточную самооценку, 40% обладают средним уровнем самосознания, в то время как 43,4% выявлены с высоким уровнем самопонимания.
На промежуточном этапе эксперимента мною был организован цикл образовательных игр для детей дошкольного возраста. В цикле реализованы мероприятия, целью которых было стимулирование формирования у детей адекватного восприятия себя и развитие их самосознания.
После 4 месяцев, была выполнена вторичная оценка дошкольников. Детям предоставили аналогичные три метода, чтобы анализировать результативность применения обучающих игр в формировании самопознания.
Исходя из полученных данных, я увидела существенное сокращение низкого уровня почти на 50%, тогда как средний уровень демонстрирует рост на 10% в сравнении с исходными данными этапа исследования. Такие результаты подтверждают эффективность дидактических игр в качестве инструмента для развития самосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сказать что развитию компонентов самосознания будет способствовать педагогическая работа с детьми через дидактическую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей среднего дошкольного возраста
У детей среднего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий....

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме выявления особенностей творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста....
Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников, является одной из актуальных проблем ХХI века. Как отмечает А.М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориен...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье проанализирована теоретическая база, на которой строится понимание самосознания и идентичности и представлены результаты апробации психодиагностических методик «Нарисуй себя» (А.М...
