ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Митрохова Ольга Анатольевна

В статье проанализирована теоретическая база, на которой строится понимание самосознания и идентичности и представлены результаты апробации психодиагностических методик «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте),  «Лесенка» (М.И.Лисиной и Я.Л. Коломинского),  «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной). Разработка методик обусловлена необходимостью диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей, когнитивного и поведенческого компонентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Митрохова Ольга Анатольевна - обучающийся, институт психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: Olga.Mitrohova@mail.ru

Научный руководитель: Груздева Ольга Васильевна, канд.психол.наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства, зам. директора Института психолого-педагогического образования по научной работе,  e-mail: gruzdeva@kspu.ru>

О.А. Митрохова  ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ  САМОСОЗНАНИЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье проанализирована теоретическая база, на которой строится понимание самосознания и идентичности и представлены результаты апробации психодиагностических методик «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте),  «Лесенка» (М.И.Лисиной        и        Я.Л.        Коломинского),  «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной). Разработка методик обусловлена необходимостью диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей, когнитивного и поведенческого компонентов.

Ключевые слова: самосознание, идентичность, психодиагностические методики, дети среднего дошкольного возраста, опросник.

O.A. Mitrokhova DIAGNOSTIC POSSIBILITIES OF MEASURING THE FEATURES OF SELF-AWARENESS AND IDENTITY OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

Annotation. The article analyzes the theoretical basis on which the understanding of self-awareness and identity is based and presents the results of the testing of psychodiagnostic techniques "Draw yourself" (A.M. Parishioners and Z. Vasilyauskaite), "The Ladder" (M.I.Lisina and Ya.L. Kolominsky), "Studying the level of self-awareness" (G.A. Uruntayeva and Yu.A. Afonkina). The development of methods is conditioned by the need to diagnose children's emotional and value-based attitudes, cognitive and behavioral components. Keywords: self-awareness, identity, psychodiagnostic techniques, children of middle preschool age, questionnaire.

Цель статьи –  представлена спецификация психодиагностических методик и результаты апробации на выборке детей среднего дошкольного возраста.

Результаты исследования. В ходе теоретического обзора современной научной литературы были определены содержательные характеристики и показатели анализа формирования и развития идентичности и самосознания у дошкольников.  Эти показатели легли в основу разработанного опроснике и системы его обработки. Эмпирическое исследование аспектов самосознания и идентичности детей среднего дошкольного возраста проводилось с использованием различных психодиагностических методов. В результате апробации опросника  получены данные об уровне саморегуляции ребёнка среднего дошкольного возраста и понимание своих действий и желаний. Для изучения одного из компонентов самосознания – самопознания – была выбрана методика «Нарисуй себя», которая  показала, как ребёнок познает себя. Для измерения самовосприятия детей, то есть степени их удовлетворенности собственной персоной выбрана методика «Лесенка»

Заключение. Результаты исследования показали существенные различия по сравнению с младшей возрастной группой, что позволяет предположить наличие сложных процессов формирования идентичности у детей среднего дошкольного возраста.  Предложенные в статье психодиагностические методики позволяют получить информацию о формировании у детей чувства собственной идентичности, а также о развитии у них основы для осознания себя как личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста. Проект "38 попугаев".

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста....

Диагностические задания и упражнения для младшего дошкольного возраста (мелкая моторика рук)

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Диагностические возможности измерения особенностей самосознания и идентичности детей среднего дошкольного возраста

Семинар для педагогов для понимания механизмов формирования самосознания и идентичности у детей, а также в разработке и применении эффективных диагностических методик, которые позволят исследовать эти...