проект "Моя малая Родина"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Иркутска Детский сад № 82
Проект
«Моя малая Родина»
Выполнила:
Воспитатель: Фаузетдинова Людмила Валерьевна
Актуальность
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города. Наш любимый городок – маленькая частичка Урала – красивого и богатого уголка России. Алапаевск – наша малая Родина. Навсегда, на всю жизнь, нам дорого то место, где мы родились, провели детство. Для многих из нас, живущих и работающих в Алапаевске – этот город является родным. Что следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной город»? Все эти вопросы подтолкнули меня к разработке и реализации проекта «Моя Малая Родина». Этот проект позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Алапаевска, поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, касающиеся своего родного города, а так же обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же, что не мало важно, и с родителями.
Проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2024г.- март 2025 г.
Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Социальные партнеры: центральная библиотека им Пушкина А.С, библиотека микрорайона Уткина С.В, МОУ СОШ № 65 г. Иркутска, музей истории Иркутска
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
презентация к проекту.
Цель проекта:
Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.
Задачи проекта:
Образовательные:
Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а так же его местонахождением, традициями и культурой города Алапаевска;
Расширить и углубить знания детей о городе Алапаевске, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;
Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, познакомить детей с современной жизнью города;
Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;
Познакомить с историей возникновения микрорайона «Рабочий городок»;
Создать предметно – развивающую среду в группе (схема г. Алапаевск, сюжет «Мой город».);
Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Алапаевска;
Сформировать умения, ориентироваться в городе, пользоваться картой, читать условные обозначения.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);
Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;
Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством алапаевских поэтов и восприятие картин алапаевских художников;
Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Воспитательные:
Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города Алапаевска;
Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи;
Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного города, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;
Подготовить консультации по теме проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
По итогам проведения проекта планируется что дети:
Проявляют интерес к истории родного города;
Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);
С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного города;
Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Мотивация проектной деятельности
Воспитатель приносит в группу фотографии видов города Алапаевска (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном городе. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному городу?» и т.п.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Совместная деятельность с семьями воспитанников | |
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2024г.) | 1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет. 2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа. 3. Составление плана по реализации проекта. 4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр. 5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности. 6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта. 7. Подбор методической литературы. 8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации). | Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина» | 1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников). 2. Анкетирование родителей по теме проекта. 3. Помощь в организации информационного стенда. 4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр. | |
II этап Работа над проектом (октябрь 2024 г. – февраль 2025 г.) | 1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): - досуговые мероприятия; - открытые просмотры; - оформительская деятельность и пр. 2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников. 3. Стимулирует активность детей через: - создание проблемных ситуаций; - положительные эмоции; - мотивацию деятельности; - игровую позицию. 4. Изготовление лэпбука. | 1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Участвуют во всех мероприятиях проекта. 3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. 4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта | 1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми. 2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта. | |
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО) | Подразделы ОО
| Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» | Содержание психолого-педагогической работы с детьми | |||
Социально-коммуникативное развитие | «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
| Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. | 1. Дидактическая игра «Путешествие по улице Ленина» 2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений. | |||
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
| 1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда. | 3. Видеоролик «Наш Алапаевск». 1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада. 2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше». 3. Трудовые поручения «Собери на стол» и др. | ||||
«Формирование основ безопасности» | 1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ). 2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. | 1. Изготовление карты-схемы «Наш микрорайон». 2. Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой нашего города?» 3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ. 4. Выставка детского творчества «Внимание: дорога!». | ||||
«Игровая деятельность» | 1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. | 1. Сюжетно-ролевые игры: "Мы – строители", "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы", "Наша улица", « Больница», «Семья», «Автобус», «Дом», «Мы едем по | ||||
2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. | нашему городу» и т.д. 2. Дидактические игры: «Какой наш город», "Было - стало", «Кто что делает», "Прогулка по городу", лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город", " Собери из частей целое ", «Подбери словечко», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома»; «Дострой дом». | |||||
| 3. Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе, «Скажи со словом «городской», «Скажи наоборот», «Один – много» 4. Русские народные подвижные игры. | |||||
Познавательное развитие | «Приобщение к социокультурным ценностям» | 1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города. 2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города. | 1. Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина», «Что мы знаем о родном городе?», «День народного единства». 2. НОД «История возникновения родного города», «Замечательные люди города Алапаевск» , «Мы –горожане» (правила этикета). 3. Тематические экскурсии. | |||
«Формирование элементарных математических представлений» | Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др. | НОД «Сколько лет родному городу?» | ||||
«Ознакомление с миром природы» | Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города. | 1. Показ серии презентаций «Природа родного города». 2. Беседы по теме «Любимое место отдыха». 3. Экскурсия в парк города Алапаевска. | ||||
«Конструктивно-модельная деятельность» | 1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.). 2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий города. 2. Изготовление макета «Микрорайон моей мечты», «Мой дом». 3. Конструирование «Городской парк», «Наш детский сад», «Дома на нашей улице». | ||||
Речевое развитие | «Развитие речи» | 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи. | 1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад», 2. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама». 3. Составление творческого рассказа «Из окна моя улица видна». | |||
«Художественная литература» | 1. Развитие интереса детей к художественной литературе. 2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями. 3. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов. | 1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае. 2. Чтение книг о родном городе, стихов алапаевских писателей. 3. Разучивание стихов о городе. 4. Экскурсия в библиотеки города. | ||||
Художественно-эстетическое развитие | «Изобразительная деятельность» | 1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2. Развитие детского творчества. | 1. Аппликация - « Герб Алапаевска», «Российский флаг»; 2. Рисование: «Флаг города Алапаевск», «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой родной дом». 3. Лепка «На хуторе». 5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта «Мой дом. Моя улица». 6. НОД «Русские народные узоры». 7. Выставка рисунков: «Мой дом». | |||
«Музыкально-художественная деятельность» | 1. Приобщение детей к музыкальной культуре 2. Обогащение музыкальных впечатлений | 1. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Алапаевска, песни об Алапаевске; гимн России, «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, «Прятки» муз. Т. Ломовой. | ||||
Физическое развитие | «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. | 1. Конкурс «Веселые старты». 2. НОД «Здоровьесбережение». | |||
«Физическая культура» | Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них. | 1. Спортивный праздник «Моя мама лучше всех». 2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Алапаевска и их спортивных достижениях. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

