Роль наставничества в дошкольном образовательном»
методическая разработка

Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагогa в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми воспитателями, рaскрывает  цели, зaдачи и формы работы наставничествa.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Малюжанцева Ольга Владимировна. МБДОУ детский сад «Витимок» воспитатель 1 категории.

Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном»

Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагогa в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми воспитателями, рaскрывает  цели, зaдачи и формы работы наставничествa.

Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

«Уча других, мы учимся сами»

Л.Сенека.

Указом президента страны 2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Наставничество в дошкольном учреждении – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам (1, с.8-9).

На основании положения о наставничестве в образовательных организациях Баунтовского района №62 от «22 июля 2021 года».

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для своего личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю.Беловой, М.С.Гвоздевой, Л.М.Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В.Поздняк, П.И.Третьякова, Л.И.Фалюшиной и др.Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодыми педагогами в силу своего небольшого опыта работы или других причин.

В нашем детском саду решение данной проблемы является наставничество. Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствуют изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Цель нашей работы – создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;

- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

- совместно планировать работу с молодыми педагогами.

Предполагаемые результаты :

- познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.

- изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.

- рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышения уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.

Работа по наставничеству в ДОУ регулируется:

- положением;

- приказом заведующего о назначении наставника;

- утвержденным планом работы с наставляемым.

В своем профессиональном становлении, молодой специалист в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:

1 ступень – (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики.

2 ступень – процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе . Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения , повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе мы своим молодым специалистам предлагаем определить тему самообразования, над которой они будут работать более углубленно. Активно привлекаются к организации образовательной деятельности, утренников, развлечений, досугов на уровне детского сада.

3 ступень – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные наработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.

4 ступень – происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, желание повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Из опыта нашей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации. Поэтому в нашем детском саду к каждому педагогу подходим дифференцированно.

Система работы в нашем ДОУ с молодыми специалистами включают формы и методы, которые способствуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:

-обучение на рабочем месте;

-осуществление практики наставничества;

-участие в работе методических объединений;

-самообразование;

-обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.

Наставник должен обладать:

- высокими профессиональными и нравственными качествами;

-знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

-опытом работы с родителями детей.

Наставничество является двусторонним процессом, с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Данная форма работы с молодыми специалистами оказывает положительное влияние на всех участников отношений, а также самой образовательной организации. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Наставник также развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.  Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного воспитателя, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии.

Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с  молодыми педагогами закрепляются на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели, способность и готовность делиться знаниями, умениями и навыками. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.

Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие  приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное  знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста.

Работа с молодым педагогом – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:

  1. Адаптацию (освоение норм профессии, ее ценностей, приобретение автономности).
  2. Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствие занимаемой должности).
  3. Преобразование (достижение целостности, самодостаточности и способность к инновационной деятельности).

На основании этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.

Направления деятельности наставника и наставляемого:

- проведение первичной стажировки молодого воспитателя ( 1 месяц);

- вхождение в профессию - формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методическим инструментарием для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами. (1 год);

- самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации – освоение наставляемым новыми педагогическими методиками, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля.(на протяжении 5 лет)

Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для наставника помогающего ему адаптироваться на рабочем месте. Задача наставника предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально.

Работа включает в себя:

- беседа – знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы, изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;

- знакомство с детским садом, коллективом;

- создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;

- анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации дошкольного образования с учетом ФГОС;

- стажировка в группе у наставника, т.е. наставник и наставляемый работают вместе (просмотр режимных моментов, занятий, прогулок и т.д.);

- подготовка к проведению ООД и совместной деятельности с детьми;

Учитывая итоги анкетирования, мы намечаем план совместной, индивидуальной работы на учебный год. Куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики организация развивающей предметно-пространственной среды, консультации воспитателя по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение ООД у опытных педагогов.

Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.

Молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других дошкольных организаций, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения.  На данном этапе предлагаем определить тему, над которой наставляемый педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу ООД на уровне детского сада. Именно на этом этапе и важна оценка наставника.

Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога – наставник в этот период, может выполнять роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к аттестации.

На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своей интернет странице, куда загружаются педагогические находки, достижения, развлечения, праздники и т.д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.

Анализ результатов работы  включает в себя:

  1. Оценку деятельности молодого воспитателя с детьми и родителями.
  2. Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».
  3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом.
  4. Подведение итогов, выводы.

Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны. Педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, отличается многообразием форм и методов работы. Самое главное происходит в условиях реальной трудовой деятельности. В процессе наставничества осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого. Анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно более строгий контроль за его педагогической деятельностью.

Хочется отметить, что все начинающие педагоги прошли успешно адаптацию в нашем ДОУ. Этому способствовали разработанные методические рекомендации по организации работы  с молодыми педагогами в ДОУ. В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, образовательные проекты. Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.

Таким образом, использование в дошкольном учреждение системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться. Почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявлять инициативность. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал китайский мудрец Конфуций «Учитель и учение растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: наставник старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

Список  используемой  литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155г. Москва « Об утверждении ФГОС ДО»

2. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. Санкт-Петербург, 2018

3.Положение о наставничестве в муниципальных образовательных организациях МО «Баунтовский эвенкийский район» от 22.07.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество в дошкольной образовательной организации

Организация работы с молодыми педагогами в детском саду....

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание ...

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...

Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».

laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....

Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Притча о наставникеНаставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но ника...