Использование информационных ресуросв
электронный образовательный ресурс
Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных образовательных ресурсов
в ДО МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково
ст. воспитатель Малаева А.Ю.
Информационный образовательный ресурс– некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Понятие ИОР, классификация
Под информационным образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. «Информационный образовательный ресурс» является синонимом понятия «Цифровой образовательный ресурс», поэтому допустимо использование и того, и другого понятия в раскрытии темы.
Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно отметить, что Р нельзя свести к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.
Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:
Информационные источники:
оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники;
статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);
динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);
мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
Информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.
Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация дошкольного образования имеет почти двадцатилетнюю историю. Начинается использование компьютеров на занятиях. От того, как наши дети будут подготовлены к информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личностная удовлетворенность своим местом в обществе, их творческая активность в профессиональной деятельности.
Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
В настоящее время значительное количество современных дошкольных образовательных учреждений стараются оснастить средствами ИКТ. Так и администрация нашего образовательного учреждения, в лице нашего директора, педагоги, а также родители, приложили не мало усилий в оснащении соответствующей техникой дошкольное отделение. Все восемь групп оснащены ноутбуками, телевизорами и некоторые из них оргтехникой, в виде принтеров, в распоряжении имеется компьютер для общего пользования, а также четыре медиа- колонок, которые широко используются в работе.
Ни для кого не секрет, что требования к педагогам претерпели большие изменения. Современное общество требует от воспитателей, уже в самом начале жизненного пути малышей, знакомства с цифровыми технологиями. Это происходит потому, что дети уже с самых малых лет знакомы с телефоном и просторами интернета, и порой бывает сложно заинтересовать ребенка традиционным занятием.
Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Педагоги нашего учреждения продумывают встречи с ребятами, так как они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это обеспечивает нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Образовательная деятельность по информатике, как теория компьютерной практики, ребенку -дошкольнику не нужны. Компьютер и так повсеместно входит в жизнь ребенка. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка. В эпоху цифровизации мира, привычные игры ушли на второй план, и на передний план вышли цифровые игры, которых огромное количество. Задачей воспитателей нашего учреждения является сохранить и усилить интерес к сюжетным, дидактическим и подвижным играм, но с использованием КТ. В процессе игры происходит приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.
У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждение обязано (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями. Также особое внимание нужно уделить цифровой грамотности детей. Это возможно уже в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже имеют представления и о реальном мире, и о виртуальном тоже. Мы в своем учреждении объясняем детям, как правильно и грамотно вести себя в цифровом мире. В младшем возрасте знакомство с ЦОР происходит через просмотр сказок, познавательных видеороликов, слушание музыкальных произведений, максимально раскрывающие тему занятия. В старшем дошкольном возрасте воспитатели переходят к более детальному знакомству с возможностями гаджетов. Мы понимаем, что дети и так уже имеют доступ к ним, но в этом возрасте мы уже объясняем, что компьютер (планшет, ноутбук) и телефон являются предметами, которые также облегчают труд человека. Обсуждаем с детьми наиболее распространённые варианты использования этих средств. Например: с помощью телефона родители могут позвонить ребёнку, который находится дома один, что компьютер даёт возможность человеку получить информацию по любой теме. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатели дают представление о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объясняют, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия. Рассказываем детям о том, люди каких современных профессий не могут обходиться без компьютеров. Например: учитель или воспитатель, когда готовится к занятиям, может найти необходимую информацию в интернете. Мы учим детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). Показываем детям реальные устройства: ксерокс, принтер, сканер, рассказываем о их назначении, показываем как взрослый их использует и обязательно объясняем, как они облегчают жизнь человеку. Очень хороший метод - поставить перед детьми проблему: как провести наблюдение за каким -либо интересным животным, и сразу же можно подвести к решению проблемы таким способом, что видео можно найти в сети интернет. С помощью взрослого, используя «голосовой помощник», найти подходящее видео и посмотреть его на разрешённом цифровом устройстве. И так примеров множество.
У нас нет компьютерных классов для детей, но индивидуально есть возможность дать детям поработать, почувствовать себя взрослым, ведь именно этого хотят все дети - поскорее повзрослеть. Сам факт, что их допустили к компьютеру дает им, своего рода, ситуацию успеха. Помимо этого занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность. Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.
Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.
Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.
В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и развития детей.
Таким образом, компьютер, являясь эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей. Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.
Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с периодикою, наработками других педагогов;
создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
Использование различных фоторедакторов, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать ;
использование видеокамеры и программы iMovie ( способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации на занятии, расширения кругозора детей.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Электронные издания, коллекции, программы, игры, методические пособия.
- Журнал "Детский сад: теория и практика
http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html
- Журнал "Справочник старшего воспитателя"
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
- Журнал "Детский сад будущего"
http://www.gallery-projects.com
Журнал включает:
- опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
- набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
- разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
- новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
- Журнал "Воспитатель ДОУ"
это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДО;
- ценнейший опыт лучших ДОУ;
- четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
- не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
- Журнал "Современный детский сад" -
http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad
упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.
- Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
http://www.menobr.ru/products/7/
- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.
- Детский сад.
http://detsad-kitty.ru/
Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.
- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
http://www.doshvozrast.ru/
Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.
- Всё для детского сада
http://www.moi-detsad.ru
Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.
- Социальная сеть работников образования
nsportal.ru
Можно создать свой персональный мини-сайт.
Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.
Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.
Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.
- ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.
http://detsadd.narod.ru/
Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.
- Сайт "Воспитатель"
http://vospitatel.com.ua/
конспекты занятий в детском саду по различным категориям.
- Детский сад. Ру.
http://www.detskiysad.ru
Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.
- Педагогический интернет-портал для педагогов «О детстве»
Методические материалы, конкурсы, обсуждения вопросов воспитания, образования и творчества детей.
- Международный образовательный портал «maam.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Презентация "Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"
Творческая работа по внедрению информационно - коммуникативных технологий в условиях детского сада....

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Информационный буклет для родителей "Безопасное использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ) детьми"
Безопасное использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ) детьми...
