Программа наставника ДОУ
рабочая программа

Майер Наталья Геннадьевна

Программа наставника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnika_mayer_n.g.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ-НАСТАВНИКА

С МОЛОДЫМ (ВНОВЬ ПРИБЫВШИМ) СПЕЦИАЛИСТОМ

на учебный год

Пояснительная записка.

         В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к  трудовой деятельности: новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление; различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние; необходимое взаимодействие семьи и дошкольного учреждения требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.

          С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

         Между тем, молодой специалист требует к себе особого внимания со стороны администрации, коллектива образовательного учреждения, методической службы. Очень многое в становлении педагога зависит от того, как примет его коллектив, как равноправного коллегу или малоопытного новичка, кто протянет руку помощи и станет наставником, поможет раскрыться его творческим способностям и поведет за собой. Педагоги, не получившие должной поддержки и внимания от коллег, администрации  образовательного учреждения, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, испытывают много профессиональных и психологических затруднений, приобретают комплекс несостоявшегося специалиста в своей профессии и нередко принимают решение завершить педагогическую деятельность и попробовать свои силы в других сферах трудовой деятельности.

           Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Педагогическое наставничество обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого педагога, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

        Становление молодого специалиста, его активной позиции - это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

        Молодым педагогам, прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые. Крайне необходима молодому специалисту помощь со стороны администрации, педагогов учреждения, методической службы при подготовке к учебному занятию, при организации мероприятий, при работе с документацией.             Немаловажна и социализация педагога, его участие в работе различных педагогических сообществ. Через педагогическое общение происходит процесспрофессионального становления молодого педагога.

Актуальность.         

          В   практике работы  любой  дошкольной образовательной организации часты случаи, когда принятый на работу педагог — недавний выпускник вуза или колледжа, сдавший на высший балл все выпускные экзамены и защитивший дипломную работу в реальности испытывает большие трудности в начале своей профессиональной карьеры. Этот факт объясняется естественным процессом адаптации сотрудника к новым условиям перехода от учебной деятельности к трудовой или от одной профессии к другой, а также неким разрывом между теорией и практикой, т.е. по сути разницей в требованиях организаций, находящихся на разных ступенях образования, к компетентностям выпускника. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно. Молодые педагоги часто нуждаются в более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного образования, в освоении новых педагогических технологий. Это вовсе не означает низкое качество подготовки студентов в вузах и колледжах. Сами начинающие педагоги отмечают, что в процессе освоения профессии часть информации ими сознательно упускалась, поскольку они на тот момент считали ее ненужной.  

           Но уже в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении не в качестве гостя – практиканта, а работника они существенно меняют мировоззрение, расставляют иные приоритеты, формируют новые интересы.

Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И именно поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

          В нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в дошкольном образовательном учреждении, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Одним из моментов системного подхода стало возрождение наставничества.

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога – наставника. 

Наставник – опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога в период прохождения им испытательного срока.

Молодой педагог – работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога – наставника.

         В МКДОУ «Детский сад «Байр" это: педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении; педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет; педагоги, не имеющие квалификационной категории.

         Использование системы наставничества в ДОУ позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, молодой педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях детского сада. Формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.

Задачи:

- помочь адаптироваться молодому воспитателю в коллективе;

- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со дошкольниками и их родителями;

- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно - образовательной деятельности;

2. Изучение нормативно-правовой документации;

3. Помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно - образовательной работы, план по  самообразованию, мониторинг и т.д.);

4. Организация НОД,  помощь в постановке целей и задач;

5. Использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

8.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности воспитанников  (конкурсы, праздники, предметные дни и др.).

6. Механизм использования дидактического и наглядного материала;

7.Общие вопросы организации работы с родителями.

Планируемые результаты

Наставничество является одним из методов адаптации к профессии и позволяет ДОУ практически «воспитывать» кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными в данный момент и с учетом детско-родительского контингента, специфики педагогического коллектива и прочих аспектов.  

Молодому педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного сотрудника, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Педагогу – наставнику наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с молодым педагогом.  

Таким образом, ожидаемые наиболее важные результаты наставничества:

  1. Адаптация молодого педагога в образовательном учреждении.
  2. Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии.
  4. Совершенствование приемов, методов работы.
  5. Использование в работе начинающего педагога новых педагогических технологий.
  6. Активизация деятельности молодого педагога в части участия в работе сетевых сообществ педагогов города, в создании и реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

  • Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ
  • Оформление документации группы
  • Мониторинг детского развития.
  • Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

  • Посещение молодым специалистом занятий воспитателя - наставника .
  • Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.    
  •  Родительское собрание

 Октябрь

Ноябрь

  • Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД.
  • Эффективное использование дидактического материала в работе.
  • Совместная подготовка и проведение развлечения, посвященное «Деню матери»

  • Беседа: Организация индивидуальной работы с различными категориями воспитанников.
  • Индивидуальный подход в организации учебной деятельности;
  • Совместная подготовка новогоднего праздника.
  • Беседа: Качественное исполнение роли на празднике. Рекомендации педагога-наставника. 

Декабрь

  • Посещение молодым специалистом занятий воспитателя - наставника в середине учебного года;
  • Посещения НОД и режимных моментов молодого педагога, педагогом-наставником.
  • Совместное пополнение картотеки. Оценка правильно подобранной тематике.

Январь

  • Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»;
  • Беседа: Организация индивидуальной работы с родителями.
  • Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».

Февраль

  • Использование современных технологий в воспитательном процессе.      
  • Использование в работе проектов на примере наставника. Проект « Мы друзья природы». Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
  • Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Март

  • Наблюдение за работой молодого специалиста по организации творческих игр с детьми.
  • Роль игры в развитии дошкольников. Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель

  • Знакомство с мониторингом на конец учебного года, изучение методик проведение и обследования воспитанников.
  •  Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставника

План работы наставника с молодым специалистом на 2017-2018 учебный год Наставник:  Пантюхова Инесса Вячеславовна Молодой специалист:  Мишина Ольга Владимировна...

Программа "Наставник"

Программа "Наставник"...

Примерная схема обучения наставника и ведения цикла программы

Подготовка наставника к работе с наставляемым....

Программа работы "Воспитателя-наставника" на 2022\2023

Цель: создание организационно- методических условий для успешной адаптации молодого специалиста  в условиях современного детскоо сада, в его профессиональном становлении....

Региональный конкурс эффективных практик наставничества «Мастерская наставника». Номинация: «Слово Наставника». Содержание конкурса: «Портфель наставника».

Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.Овладение большим ...