Доклад на итоговом педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»
статья
Предварительный просмотр:
Доклад на итоговом педагогическом совете
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»
Подготовила: воспитатель Синеок С.А.
В условиях модернизации образовательной системы и признания важности инвестиций в раннее развитие, дошкольное образование в России претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на создании оптимальных условий для всестороннего развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также стимулируя способности и творческий потенциал каждого ребенка как активного участника взаимодействия с собой, сверстниками, взрослыми и окружающим миром в рамках реализации основной образовательной программы. Ключевым моментом в организации образовательного процесса является ориентация не только на формируемые в дошкольном возрасте компетенции, но и на развитие личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к школе и успешную адаптацию к взрослой жизни.
РППС – это часть образовательной среды, включающая специально организованное пространство, материалы и оборудование, соответствующие возрастным особенностям детей (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). Иными словами, это специфическое для каждой программы сочетание образовательного оборудования, материалов, мебели и принципов разделения пространства.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- ∙ образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- ∙ двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- ∙ различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы: образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что будет способствовать успешному созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать благоприятное влияние на развитие дошкольников, а именно на проявление у дошкольников инициативы и самостоятельности. В первую очередь создание безопасной среды. Можно отметить важность создания психологически безопасной образовательной среды как непосредственное продолжение безопасности личности участников образовательного процесса, как охрану и поддержку психического здоровья воспитанников, в том числе эмоциональное благополучие, на основе взаимодействия семьи и ДОО.
Обращает на себя внимание и продуманное стилевое оформление групповых комнат и других помещений детских садов. Однако практическое преобразование группового помещения требует глубоко понимания и осмысления.
С целью приведения РППС в соответствие с требованиями ФГОС ДО был разработан алгоритм проектирования РППС, проведен анализ существующей РППС на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО, разработана схема составления перечня игровых средств, ряд моделей РППС, проведен повторный анализ РППС.
Выполнение требований и принципов построения РППС, эффективность проектирования среды, функционирования выбранных моделей можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны, инициативны и самостоятельны. Возникла необходимость оценки инициативности и самостоятельности.
Развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе.
Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. В условиях детского сада ведущая роль в развитии и преобразовании РППС отводится педагогу, который не только помогает детям в организации деятельности, но и принимает в ней участие.
Обновление предметно-пространственной среды должно непременно предусматривать обучение детей, но через игровую деятельность. Организация данного процесса заключается в правильной организации образовательной среды, изменяющейся в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников.
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО.
Основные принципы оформления пространства:
Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр.
Места для отдыха. Люди любят окружать себя мягкими предметами, связывая с ними понятие уюта и комфорта. Мягкая мебель присутствует в большинстве домов, она помогает людям расслабиться. Дети дошкольного возраста не являются исключением. Для удовлетворения этой потребности в помещении группы размещают место для отдыха, оснащая его мягкой мебелью и делая максимально уютным. Это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не больше двух человек. Однако такое место может занимать и относительно большое пространство, став частью, например, литературного центра. И в первом, и во втором случае здесь должны быть запрещены любые активные игры, нарушающие покой отдыхающих детей. Малыши должны хорошо понимать назначение места для отдыха. Если они забудут, как надо себя здесь вести, их следует мягко переместить в другой центр, более подходящий для активных игр. В одном помещении может быть несколько мест для отдыха. Кроме того, мягкую мебель можно поставить в тех или иных центрах активности. Например, в центре ролевых игр вполне уместны мягкое детское кресло или диван. Дети могут здесь просто отдохнуть, а могут поиграть (в том случае, если игры не становятся слишком активными и шумными). Уголки уединения. Постоянно быть частью большой группы сверстников — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается.
И надо помнить, что правила призваны создать более комфортные для детей условия, а не ограничить их свободу — важно, чтобы дети видели, что все находятся в равных условиях.
Оптимальное использование пространства. Следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории детского сада и для организации детской деятельности использовать не только игровую комнату, но все возможное пространство — спальню, рекреации, дополнительные помещения детского сада, территорию детского сада.
Таким образом, внедрение современных технологий воспитания и образования через обновление РППС способствует самореализации ребёнка, стимулирует развитие личности и обогащает социально-личностное развитие. Правильно организованная среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу и проводить игры и образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ"
Слайд-презентация педагогического совета по построению РППС в дошкольной организации....

Медико-педагогический совет: «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсорного развития детей»
Данный материал включает в себя доклад га данную тему, презентацию, буклет....

Педагогический совет «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» с применением деловой игры
В методической разработке указаны основные этапы педагогического совета в ДОУ по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО&raq...

Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.
Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....

Выступление на педагогическом совете "Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС для формирования основ ЗОЖ у детей". Тема: "Экологический проект - Огород на подоконнике"
Экологический проект "Огород на подоконнике"...
РППС (развивающая предметно-пространственная среда) в ДОО. Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей.
В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям: 1. Безопасность2. Насыщенность3. Трансформируемость4. Полифункциональнос...
