Правила публичного выступления
методическая разработка

Евгения Викторовна Поступинская

Тренинг для педагогов, чтобы повысить уровень ораторского искусства педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_treninga_pravila_publichnogo_vystupleniya.doc168.1 КБ

Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m=";

xmlns=";>

href="Сценарий%20тренинга%20«Правила%20публичного%20выступления».;>

href="Сценарий%20тренинга%20«Правила%20публичного%20выступления».;>

href="Сценарий%20тренинга%20«Правила%20публичного%20выступления».;>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;mso-themecolor:

text1'>Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно - эстетическому развитию детей № 1 «Солнышко»

minor-latin;color:black;mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US'> 

black;mso-themecolor:text1'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>

#39;>

text-#39;>Сценарий

тренинга «Правила публичного выступления»

normal'>Участники

"Times New Roman"'>Ведущий, участники тренинга.

normal'>Цель

"Times New Roman"'>Обогатить знания педагогов о правилах публичного выступления

normal'>Задачи

"Times New Roman"'>Организовать тренинг для педагогов, повысить уровень

ораторского искусства педагогов

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Вступление

"Times New Roman"'>5 минут

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=4>Каждому участнику нужно выбрать конверт, в котором находится

листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача – в течение всего

времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком, выделять его

положительные стороны. По ходу наблюдения можно делать небольшие заметки,

отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя этого человека до конца

тренинга разглашать нельзя.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Упражнения на знакомство

"Times New Roman"'>20 минут

data-phrase-id=7>Упражнение «Расскажи о себе».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=8>А теперь узнаем больше друг о друге.

data-phrase-id=9>Упражнение можно провести двумя разными способами.

Вариант 1. Ведущий задает вопросы, участники поднимают руки, если вопрос к ним

относится. Затем проводится позитивный анализ преимуществ участников, которые

подняли руки.

Вариант 2. Ведущий предлагает обсудить знаки зодиака в шутливой форме. Он

перечисляет характеристики, а представители тех или иных астрологических знаков

добавляют особенности, которые они у себя замечают.

Упражнение «Кто

для меня самый чужой?»

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=11>Я хочу, чтобы вы почувствовали себя в нашей группе свободнее.

Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит на вопрос: кого из

участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня? При этом

каждый понимает под этим что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и

постарайтесь ответить на вопрос.

data-phrase-id=12>(1-2 минуты)

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=13>Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого

он определил для себя как чужого.

data-phrase-id=14>(10 минут)

data-phrase-id=15>Ведущий предлагает участникам выбрать несколько подходящих им

по цвету карандашей – чтобы выразить чувства, которые каждый испытывает по

отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения

не имеют. В ходе рисования желательно, чтобы никто не разговаривал друг с

другом. В конце работы участники подписывают рисунки, ставят дату и передают

портрет адресату. Получив свой портрет, участник думает над тем, что хотел

сказать автор. Может быть такое, что педагог не получил ни одного портрета. И в

том, и в другом случае важно обратиться к чувствам педагогов.

Вопросы для обсуждения:

Что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?

Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?

Кто из вас получил много портретов – как вы к этому отнеслись?

Кто не получил ни одного портрета – что вы чувствовали при этом?

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Принимаем правила тренинга

"Times New Roman"'>5 минут

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=17>Правила: обращаться друг к другу по имени, соблюдать

конфиденциальность всего происходящего, персонифицировать высказывания, не

переходить на личности и т. п.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Упражнения на подготовку к

работе

"Times New Roman"'>20 минут

data-phrase-id=19>Цель: развить навыки уверенного поведения перед публикой.

Упражнение «Дар убеждения».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=20>Для следующего упражнения нужны два добровольца.

data-phrase-id=21>Ведущий вызывает двух участников. Каждому из них дает

конверт. В одном из конвертов лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому

именно он достался. Задача каждого из двоих участников – убедить «публику», что

листок бумаги у него. Задача «публики» – определить, кто говорит правду. Если

группа ошиблась – ведущий придумывает «наказание», например, попрыгать на

протяжении 1 минуты.

data-phrase-id=22>Вопросы для обсуждения:

Что заставило вас поверить в ложь?

Были ли участники убедительны?

Упражнение

«Пожелания друга».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=24>Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле

и цели

своего участия в тренинге. Закройте глаза. Вспомните какого-либо человека,

который, на ваш взгляд, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этом

тренинге, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш

знакомый, а может быть и человек, с которым вас связывают личные близкие

отношения.

data-phrase-id=25>(1 минута)

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=26>Теперь представьте, что этот человек говорит о том, чему, по

его мнению, вам

стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два

наиболее важных.

data-phrase-id=27>(3 минуты)

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=28>Откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по

очереди прочитайте свои записи.

data-phrase-id=29>Вопросы для обсуждения:

Кто из участников написал примерно одинаковые пожелания?

Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

В какой мере ожидаемые результаты участия каждого из вас соответствуют теме

тренинга?

Упражнение

«Цели группы».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=31>Участники разбиваются на пары. Задача – обсудить друг с

другом планы совместной работы на тренинге, выработать общие для группы цели, рассказать

о собственных целях участия в тренинге и ожиданиях, ответить на вопрос «Что мы

можем придумать, чтобы другая пара захотела планировать вместе с нами

совместную работу?».

data-phrase-id=32>(5 минут)

data-phrase-id=33>По истечении времени каждая пара представляет свой проект,

коротко рассказывает о его достоинствах. При этом участникам пока не стоит

говорить, с какой другой парой они хотели бы работать. После выступлений пары

могут договориться друг с другом о совместной работе вчетвером. Пара может

отказаться от сотрудничества, но при этом должна привести веские аргументы

отказа. После того как четверки сформировались, участники определяют общие

цели, над которыми хотели бы работать в рамках тренинга, и записывают их на

бумаге.

data-phrase-id=34>(10 минут).

data-phrase-id=35>Затем ведущий проводит общее обсуждение. Вопросы для

обсуждения:

Насколько широким оказался спектр целей, которые вы озвучили?

Соответствуют ли ваши цели теме тренинга? В какой мере?

Насколько вы уверены, что цели вашей микрогруппы

могут быть реализованы?

По завершении

упражнения перерыв 15 минут.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Мини-лекция (тезисы)

"Times New Roman"'>15 минут

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=39>«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно

выражена» (Вольтер). Искусство публичного выступления – это искусство ставить

перед собой цели и достигать их. Наличие и понимание цели публичного

выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы,

запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию. «Оратор должен исчерпать тему,

а не терпение слушателей» (У. Черчилль).

Когда выступаете перед публикой, помните эти правила.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=40>«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую

короткую речь экспромтом» (М. Твен).

Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет

провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего

выступления:

определите, для

чего людям нужно слушать ваше выступление, что полезного или интересного они

узнают для себя;

выделите

главную идею выступления;

выделите

подзаголовки, разделите выступление на несколько составных частей, каждая из

которых будет отражать главную идею;

определите

ключевые слова, которые вы повторите несколько раз – это необходимо для того,

чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;

style='mso-spacerun:yes'> тщательно продумайте план и структуру будущей

речи – она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);

data-phrase-id=41>найдите яркие примеры из жизни, истории, литературы;

подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики;

определите

момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом,

просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим

style='mso-spacerun:yes'> сконцентрировать свое внимание на

обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала;

напишите полный текст, особое

внимание уделите его началу и окончанию.

data-phrase-id=42>В ходе мини-лекции также необходимо затронуть способы работы

при вопросах

из аудитории (ссылка на авторитетов, сжатие замечаний, перефразирование,

принятие замечания, сравнение и т. п.); поговорить об имидже и манерах

выступающего, о том, как учитывать место выступления.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Модуль «Развиваем ораторские

навыки»

data-phrase-id=44>Упражнение «Что вижу, о том и пою».

Цель: развить легкость и ассоциативность в речи.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=45>Упражнение проводится в парах. Один из участников показывает

на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго – не

менее 5 минут рассказывать об этом предмете: история, функции, причины

появления на свет, значение для сохранения мира и т. п.

data-phrase-id=46>Вопросы для обсуждения:

Хватило ли вам времени или его было слишком много?

Сразу ли у вас находились слова, чтобы говорить об указанном предмете?

Если выполнять

это упражнение в свободное время, можно научиться вместо краткого, сухого

ответа давать подробное и красочное описание чего-либо. В дальнейшем эта

практика позволит выступающему стать интересным для слушателей.

Упражнение

«Интервью»

Цель: развить коммуникативные умения.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=50>Каждый участник в течение 3 минут готовит по одному вопросу

для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных

особенностей человека – его характера, привычек, интересов. Основное правило –

отвечать полно и откровенно. Участник, готовый первым дать интервью, садится

так, чтобы видеть в лицо всех присутствующих. Члены группы по очереди задают

приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый

участник.

Упражнение

«Рекламный ролик»

Цель: развить ораторские навыки, фантазию.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=52>Представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой

собственный ролик

для рекламы какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так,

чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Маленький нюанс:

объект нашей рекламы – конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из

вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы.

Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. 

data-phrase-id=53>Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого

себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть

имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить

человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы

оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом

облике. Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама.

Отразите в рекламном ролике самые важные достоинства рекламируемого объекта.

Время на подготовку – 5 минут. Длительность рекламного ролика – 1 минута.

data-phrase-id=54>Группа должна угадать, кто из участников представлен в

рекламе. При необходимости можно использовать предметы, которые есть в

помещении, и обращаться к другим участникам за помощью.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Модуль «Самопрезентация»

"Times New Roman"'>40 минут

data-phrase-id=56>Цель: научить участников рассказывать о себе.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=57>Очень часто в ходе публичного выступления мы забываем

рассказать самое главное – рассказать о себе. Без информации о докладчике остальная

часть публичного выступления становится словом, «повисшем в воздухе», которое

не имеет ни начала, ни логического завершения.

Упражнение «За

что я могу себя уважать»

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=59>Инструкция. Участники по очереди встают на стул и

рассказывают, за что они себя уважают (в течение 3 минут). Можно рассказывать о

своих профессиональных достижениях или личностных достоинствах. Слушатели могут

поддерживать, задавать уточняющие вопросы, уводить в сторону, возражать.

Упражнение

«Шутливые самопрезентации».

На листе бумаги ведущий пишет шутливые темы и отдает их слушателям, которые по

очереди выходят в центр аудитории.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=61>Задача – в течение 3 минут представить маленький доклад на

тему из списка.

data-phrase-id=62>Первые выступающие обычно останавливаются на темах, которые

они полностью разделяют. Когда остаются самые непопулярные суждения, последние

выступающие вынуждены отстаивать идеи, которые они не поддерживают.

class=SpellE>Шеринг

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

"Times New Roman"'>30 минут

data-phrase-id=64>Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы,

проанализировать полученный опыт.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=65>Слово предоставляется каждому участнику, примерно по 3

минуты. Ответьте на вопросы: Что я сейчас чувствую? Чему я научился?

data-phrase-id=66>По окончании шеринга перерыв 40

минут.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Модуль «Готовимся к

публичному выступлению»

"Times New Roman"'>50 минут

data-phrase-id=68>Цель: научить участников импровизировать.

data-phrase-id=69>Упражнение «Что я вижу на картинке».

Ведущий показывает участникам репродукцию какой-либо картины (желательно

пейзаж) и просит одной короткой фразой передать свое впечатление о картине,

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=70>Ответьте на вопрос: «Что вы видите или слышите, глядя на картину?».

Фраза должна быть максимально короткой.

data-phrase-id=71>Участники высказываются по кругу.

Упражнение «

class=SpellE>Марфуша».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=73>Все участники тренинга, кроме одного, выходят из помещения.

Оставшемуся нужно три раза прочитать текст.

data-phrase-id=74>Далее ведущий предлагает участнику пересказать текст

следующему участнику, который, в свою очередь, рассказывает то, что запомнил,

следующему и т. д.

Совет: организуйте видеозапись, чтобы после упражнения продемонстрировать

участникам, как менялась информация в процессе передачи.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Модуль «Публичное

выступление»

"Times New Roman"'>60 минут

data-phrase-id=76>Цель: актуализировать полученные на тренинге знания.

Упражнение «Интересная лекция».

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=77>Один из участников, который будет играть роль лектора,

выходит за дверь и готовится к проведению лекции на хорошо знакомую ему тему. Продолжительность

лекции – 10 минут. В это время группа делится на пять подгрупп.

data-phrase-id=78>Rаждая подгруппа получает

задание от ведущего:

подгруппа 1 – имитирует внимательное слушание лектора: поддакивает, кивает

головой, при этом каждый участник подгруппы занимается своим делом;

подгруппа 2 – перебивает лектора и уводит разговор в сторону, не дает

возможности продолжить лекцию;

подгруппа 3 – внимательно слушает первую часть предложения лектора и сочиняет

свое окончание предложения;

data-phrase-id=79>подгруппа 4 – слушает внимательно часть информации, после

чего каждый участник подгруппы начинает разговаривать с соседом, затем снова

продолжает слушать лектора;

подгруппа 5 – ждет, когда лектор допустит какую-либо неточность, после чего

начинает его исправлять и говорить только об этом.

Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждая подгруппа по сигналу

ведущего начинает выполнять отведенную ей роль.

Вопросы для обсуждения:

Насколько вы как лектор довольны своей лекцией в аудитории?

Какая часть лекции была наиболее легкой или тяжелой? Почему?

Как помогала и мешала аудитория?

Какие группы слушателей вы можете выделить?

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Заключительный

class=SpellE>шеринг

"Times New Roman"'>60 минут

data-phrase-id=81>Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы,

проанализировать полученный опыт.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=82>Слово предоставляется каждому участнику. За 3

минуты ответьте на вопросы:

Что я сейчас чувствую? Чему я научился?

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Рефлексия

"Times New Roman"'>60 минут

data-phrase-id=84>Упражнение для рефлексии «Позитивные итоги».

Участники обсуждают результаты наблюдения, о котором ведущий говорил в начале тренинга.

"Times New Roman"'>Ведущий

data-phrase-id=85>Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо –

максимум 10 предложений – участнику, за которым вы наблюдали. Расскажите, что в

его поведении вам понравилось (10 минут).

data-phrase-id=86>Каждый участник зачитывает свое письмо и передает его адресату.

Вопросы для обсуждения:

Пытались ли вы узнать, кто за вами наблюдает?

Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для вас?

Общаясь с людьми, на что обычно вы обращаете внимание – на их сильные или

слабые стороны?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

font-family:"Arial",sans-serif;mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство публичного выступления

Семинар-практикум для педагогов...

"Преодоление страха публичных выступлений педагогов в период подготовки и прохождения аттестации"

Данный материал может использоваться на консультациях, песоветах, методических часах....

Психологическая готовность к публичным выступлениям

Это сообщение о том, как необходимо готовиться к публичным выступлениям,...

Тренинговое занятие для педагогов "Правила публичного выступления"

Ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет раб...

Тренинг для педагогов "Правила публичного выступления"

Публичное выступление – это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, осн...

Правила публичного выступления

Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным.Поэтому сначала необходимо сделать "каркас", или "скелет" будущего выступления....

Выступление на методическом объединении «Малыши на большой сцене: польза публичных выступлений для развития ребёнка»

Публичные  выступления  - это  не  только  способ  продемонстрировать  таланты  и  способности,  но  и  мощный  инструмент  для...