Методическая разработка "Современные здоровье сберегающие технологии"
презентация к уроку (средняя группа)
Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии» направлена на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стретчинг (растягивание) — это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшают самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей. Суть стретчинга — реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребёнка. Упражнения охватывают все группы мышц и выполняются в форме сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. Некоторые задачи занятий стретчингом : развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимания, воображения, умственных способностей; укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма; создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.
Ритмопластика — одна из здоровьесберегающих педагогических технологий, которая предполагает выполнение физических упражнений под музыку. ель таких занятий — сохранение и укрепление здоровья детей, их психофизическое развитие, формирование разнообразных умений, способностей и коммуникативных качеств личности. Некоторые задачи ритмопластики : развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности и координации движений, гибкости и пластичности, правильной осанки и красивой походки, ориентировки в пространстве; развитие и тренировка психических процессов: умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, воспитания воли, памяти, мышления, внимания; развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку, творческого воображения и фантазии, способности к импровизации
Динамические паузы — часть здоровьесберегающих педагогических технологий. Это паузы в учебной или трудовой деятельности, заполненные разнообразными видами двигательной активности. Главная цель динамических пауз — повысить или удержать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный активный отдых. Некоторые виды динамических пауз : Общеразвивающие . Подбираются по тем же признакам, что и для утренней зарядки. Подвижные игры . Игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными правилами. Логоритмика . Система двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью. Мимическая и дыхательная гимнастика . Пальчиковые игры . Танцевальные движения . Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение педагога или самих детей. Любые двигательные действия и задания . Например, отгадывание загадок не словами, а движениями, использование имитационных движений (животных, спортсменов и т. д.).
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Во время игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определённые правила. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Такие игры стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Особенности спортивных игр : мгновенная смена ситуаций; необходимость принимать решения; ориентировка в сложной двигательной деятельности; выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Релаксация (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения . Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Некоторые задачи, которые решаются с помощью релаксационных упражнений : укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки; психомышечная тренировка; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции; развитие воображения, образного мышления; формирование положительных эмоций и чувств.
Здоровьесберегающие технологии эстетической направленности — это методы, которые используются для художественно-эстетического и физического развития детей. Некоторые из таких технологий: Гимнастика для глаз . Способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и даёт отдых утомлённому зрению. Пальчиковая гимнастика . Упражнения для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости. Главная цель — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что влияет на умственное развитие ребёнка. Физкультминутка . Помогает детям отдохнуть, подвигаться и поддерживает интерес к теме занятий. Корригирующая гимнастика . Комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Ортопедическая гимнастика . Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Такие технологии реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и других мероприятий, а также при оформлении помещений к праздникам.
Пальчиковая гимнастика — это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Она представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки. Некоторые задачи, которые решает пальчиковая гимнастика: помогает развивать речь; развивает эмоциональную выразительность; повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, воображение; способствует развитию пространственного мышления; снимает тревожность.
Гимнастика для глаз — часть здоровьесберегающих педагогических технологий, которая помогает снять зрительное утомление. Некоторые формы зрительной гимнастики: Игровая пятиминутка с разными предметами. На потолке или стене располагают зрительные ориентиры, и детям предлагают найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху вниз. Использование зрительных тренажёров . Это могут быть индивидуальные, потолочные или настенные тренажеры. Гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями . Сначала используют небольшой стихотворный текст (до 4 строк), а затем переходят к более сложным и длинным. Опора на схему и зрительные метки . Например, ребёнку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удалённую точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
Дыхательная гимнастика — одна из форм здоровьесберегающих технологий, которая используется в педагогической практике, в частности для оздоровления дошкольников. Некоторые преимущества дыхательной гимнастики: способствует насыщению организма кислородом; повышает общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы; предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос; укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы; стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение; способствует уравновешиванию нервных процессов . Главная задача дыхательной гимнастики — научить ребёнка правильно, глубоко дышать: максимально наполнять лёгкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать лёгкие от остаточного воздуха, выталкивая его путём сжатия лёгких.
Бодрящая гимнастика — один из элементов здоровьесберегающих педагогических технологий, который помогает детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. Основная цель гимнастики — поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Некоторые задачи : укрепить опорно-двигательный аппарат; совершенствовать и развивать координацию движений; укрепить иммунитет; учить детей дышать через нос; упражнять в плавном свободном выдохе; формировать умения выполнять движения по показу взрослого; воспитывать привычку здорового образа жизни. Комплекс бодрящей гимнастики состоит из разных движений, направленных на работу различных мышечных групп, на формирование и укрепление осанки. В комплексы могут входить элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз . Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна: Гимнастика в постели . Включает потягивание, поочерёдное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз . Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки . Дыхательная гимнастика . Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа . Водные процедуры .
Корригирующая гимнастика — одна из здоровьесберегающих педагогических технологий, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья дошкольников. Цель корригирующей гимнастики — формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Некоторые задачи, которые решаются на занятиях: воспитание правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста; тренировка мышечного корсета; общее оздоровление детского организма. Основные средства корригирующей гимнастики — физические упражнения и массаж. Некоторые виды корригирующих упражнений: Коррекционные занятия . Направлены на исправление конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия. Ленивая гимнастика . Упражнения выполняются лёжа, сидя, без резких движений и сильных физических нагрузок. Физкультминутки . Проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма. Профилактическая гимнастика , утренняя и дыхательная.
Ортопедическая гимнастика — это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья, которая рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Цель гимнастики — укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений. Некоторые задачи : повышение выносливости мышц опорно-двигательного аппарата (в первую очередь мышц нижних конечностей); повышение работоспособности у детей; формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их для здоровья. Особенности проведения ортопедической гимнастики : Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком. Для детей старшего возраста занятие не должно превышать 25 минут. Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы, с использованием природного материала. В комплекс гимнастики необходимо включать самомассаж , который можно проводить как отдельную процедуру или включать в занятие ортопедической гимнастики в качестве вводной или заключительной части. Для лучшего результата и интереса детей ортопедическую гимнастику лучше всего проводить в игровой форме. Это способствует развитию воображения детей и повышает эмоциональный фон.
Проблемно-игровые ( игротренинги и игротерапия ) — один из видов здоровьесберегающих педагогических технологий. Это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игротерапия подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них есть возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию; самовыразиться ; снять психоэмоциональное напряжение; избавиться от страхов; стать увереннее в себе. Игротренинги направлены на то, чтобы научить детей контролировать своё поведение, негативные эмоции, конструктивно взаимодействовать с социумом. Также их цель — развить у детей потребность в доверительном общении и обогатить их словарём эмоций. Некоторые элементы, которые могут входить в содержание игротренинга : музыкальная и танцевальная психогимнастика , коммуникативные, словесные игры, релаксационные и дыхательные упражнения, пантомимические и мимические игры, обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций и другие. Проводить игротренинги и игротерапию можно в свободное время, можно во второй половине дня. Время занятий не фиксировано и зависит от задач, поставленных педагогом.
Здоровьесберегающие педагогические коммуникативные игры — это игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. Некоторые коммуникативные игры, которые относятся к здоровьесберегающим технологиям: «Испорченный телефон» . Цель — учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике. Участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза. Водящий показывает ребёнку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребёнок, «разбудив» другого участника игры, передаёт увиденную эмоцию так, как он её понял, без слов. «Сам себе режиссёр» . Цель — дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных. Один ребёнок (по желанию) берёт на себя роль режиссёра, набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.
Арт-терапия — это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Арт-терапия является важной составляющей здоровьесберегающей педагогической системы. Основная цель арт-терапии — гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Здоровьесберегающие технологии музыкального воздействия — это педагогические приёмы, методы и технологии, которые идут на пользу здоровью ребёнка и не наносят прямого или косвенного вреда. Некоторые технологии: Музыкотерапия . Метод, в котором музыка используется в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Ритмотерапия . Система особых упражнений под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижает общую скованность и напряжение. Музыкально-ритмические движения . Направление, которое активизирует музыкальное восприятие детей через движение, прививает им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Валеологические песни-распевки . Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Пальчиковая гимнастика . Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Сказкотерапия — один из видов здоровьесберегающих педагогических технологий , которая включает в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Суть сказкотерапии — образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Некоторые задачи, которые решает этот метод: формирует представление о внутреннем мире человека, развивает умение чувствовать и понимать другого; формирует навыки конструктивного выражения эмоций; развивает у детей интерес к своей личности, раскрывает «Я», повышает самооценку; развивает способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; снижает уровень тревожности и агрессивности; развивает умение преодолевать страхи.
Цветотерапия — одна из здоровьесберегающих педагогических технологий, которая предполагает коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка при помощи определённых цветов. Некоторые методы цветотерапии : Групповые релаксации . Дети смотрят на картинку определённого цвета и фантазируют на тему того, что заключено в связанную с ним картинку. Графические минутки . Во время такой деятельности дети рисуют пятна, геометрические фигуры, абстрактные рисунки различных цветов. Проект «Цветная неделька» . Каждый день недели деятельность детей соответствует определённому цвету.
Здоровьесберегающие технологии коррекции поведения — одна из групп здоровьесберегающих технологий. Их цель — снять психоэмоциональное напряжение детей. Некоторые технологии коррекции поведения: Психогимнастика . Курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка: познавательной и эмоционально-личностной. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Логоритмика . Метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Направлен на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря. Сказкотерапия . Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Арттерапия . Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Включает работу с природными материалами: глиной, песком, водой, красками.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Здоровье-сберегающие технологии.Прогулка на февраль
Разработали воспитатели Ефимова А.В. и Лещева А.Е....

Методические разработки конспекта-занятия с элементами диалоговых и здоровье сберегающих технологий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: "Лепестки здоровья"
Данное занятие поможет сохраненить и укреплепить физическое и психическое здоровье детей. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, н...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи : - Закрепить знания детей о характе...

Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов
Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробн...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий «Грамотный пешеход»
Данный конспект занятия составлен для детей 2 младшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения. Цель: Формирование представлений о безопасном поведении на улице. Задачи: Закреплять предст...

Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"
В данной разработке представлена система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий....
