Паспорт РППС подготовительная к школе группа
консультация (подготовительная группа)

Паспорт РППС подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_rpps_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.docx86.23 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт РППС подготовительной группы

I. Инвариантная часть РППС

I.I. Раздевальная

Содержимое  

Количество (шт.)

Зеркало травмобезопасное

1

Система хранения вещей обучающихся со скамьей в комплекте

4

Система хранения и сушки вещей обучающихся

1

Стеллаж для хранения игр и оборудования

1

Стенд информационный

1

I.II. Игровое пространство

Специализированная мебель и системы хранения

Доска магнитно-маркерная

1

Стеллажи для хранения игр

6

Стол модульный, регулируемый по высоте

5

Стул, регулируемый по высоте

по кол-ву детей в группе

Игры и игрушки

Автомобили крупного размера

2

Автомобили различной тематики (среднего и маленького размера)

10

Альбомы по живописи и графике

6

Большой детский атлас

1

Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами

1

Весы детские

1

Витрина/лестница для работ по лепке

1

Головоломки-лабиринты

1

Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей ) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр

1

Детский набор музыкальных инструментов

1

Дидактические тематические наборы ламинированных панелей и карточек с заданиями с возможностью многократного выполнения заданий маркером – комплект

1

Домино логическое

1

Звери и птицы объемные и плоскостные из разного материала мелкого размера – комплект

1

Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент)

1

Игра для тренировки памяти с планшетом и набором рабочих карт

1

Игра на составление логических цепочек произвольной длины

1

Игры на закрепление представлений об эмоциях, их распознавание и проявление в мимике – комплект

1

Изделия народных промыслов – комплект

1

Календарь погоды настенный

1

Кассовый аппарат для сюжетной игры

1

Книги детских писателей – комплект

1

Коллекция бумаги

1

Коллекция минералов

1

Коллекция растений (гербарий)

1

Коллекция семян и плодов

1

Коллекция тканей

1

Коляска прогулочная среднего размера

2

Коляска-люлька для кукол

2

Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический

1

Комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей настольный

1

Комплект костюмов по профессиям

1

Комплект рисуночного и числового счетного материала на магнитах

1

Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста

1

Комплект цифровых записей со звуками природы

1

Конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый настольный – комплект

1

Конструкторы с пластмассовыми деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и других соединительных элементов – комплект

1

Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для:

  • демонстрации понятий «один – много», «больше – меньше»;
  • действий сложения и вычитания в пределах 5

1

Контейнеры большие напольные для хранения

4

Контейнеры для хранения мелких игрушек и материалов

8

Коробочка с двумя сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа

5

Куклы крупного размера

1

Куклы среднего размера

4

Кукольная кровать

1

Кукольный дом с мебелью (дерево) – комплект

1

Матрешка десятикукольная

1

Мозаика разной степени сложности

1

Мольберт двусторонний

1

Музыкальные цифровые записи для детей дошкольного возраста

1

Набор «Железная дорога»

1

Набор «Мастерская»

1

Набор «Парковка» (многоуровневая)

1

Набор пяти детских музыкальных инструментов

1

Набор атрибутов для сюжетно-ролевых игр

1

Набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам

1

Набор для:

  • наглядной демонстрации числовой шкалы;
  • математического действия умножения;
  • понятия «равенство»;
  • действия рычажных весов, сравнения масс

1

Набор для составления узоров по схемам

1

Набор знаков дорожного движения

1

Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях

1

Набор из крупных бусин различных геометрических форм основных цветов, шнурков и карточек с заданиями для:

  • классификации по разным признакам;
  • установления закономерностей;
  • сравнения множеств;
  • тренировки мелкой моторики

10

Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования

1

Набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов

1

Набор карточек с ячейками для составления простых арифметических задач

2

Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями

1

Набор кубиков с буквами

1

Набор кукольных постельных принадлежностей

2

Набор кухонной посуды для игры с куклой

1

Набор мебели для кукол

1

Набор медицинских принадлежностей

1

Набор муляжей овощей и фруктов

1

Набор мячей разного размера, резина

1

Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)

1

Набор парикмахера

1

Набор принадлежностей для ухода за куклой

1

Набор продуктов для магазина

1

Набор разноцветных палочек 10 размеров с карточками с заданиями

10

Набор репродукций картин великих сражений

1

Набор репродукций картин о природе

1

Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям

1

Набор русских шумовых инструментов (детский)

1

Набор с часами и карточками для изучения временных интервалов

1

Набор столовой посуды для игры с куклой

1

Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой кубиков 10 цветов с длиной ребра 1 см и массой 1 г для:

  • наглядной демонстрации и сравнения линейных величин;
  • знакомства с понятиями «площадь», «объем», «масса»

1

Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур

3

Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2–3 признакам одновременно – комплект

1

Набор фигурок «Семья»

1

Набор чайной посуды

1

Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1–2 признакам – длине, ширине, высоте, толщине) из 7–10 элементов

1

Наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор строительных пластин, животные, железная дорога, семья)

10

Наборы инструментов для сюжетной игры – комплект

1

Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр – комплект

1

Наборы кукольной одежды – комплект

2

Наборы лото по различным тематикам, включая тему «последовательные числа» – комплект

1

Наборы моделей: деление на части

1

Набор пазлов – комплект

1

Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект

1

Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) – комплект

1

Наборы фигурок персонажей на подставках для настольного театра по сказкам – комплект

1

Наглядные пособия по достопримечательностям столицы – комплект

1

Наглядные пособия по традиционной национальной одежде –комплект

1

Настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек

1

Наглядные пособия символики России, в том числе государственной – комплект

1

Настольно-печатные игры для подготовительной к школе группы – комплект

1

Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами

25

Перчаточные куклы – комплект

1

Подставка для пальчиковых кукол

2

Подставка для перчаточных кукол

2

Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект

1

Приборы домашнего обихода – комплект

1

Разрезные сюжетные картинки (8–16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями, – комплект

1

Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) – комплект

1

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) – комплект

1

Телефон игровой

1

УМК для развития естественно-научного образования детей с комплектом занятий, игр, дидактических и наглядных пособий

1

УМК для развития инженерно-технического образования детей с комплектом занятий, игр, дидактических и наглядных пособий

1

УМК для развития речи и изучения основ грамоты с комплексом сценариев занятий и дидактических и наглядных пособий

1

УМК для формирования навыков и компетенций по финансовой грамотности с комплексом игр и дидактических и наглядных пособий

1

УМК для формирования элементарных математических представлений и развития математических компетенций, в том числе с основами робототехники и алгоритмизации, включающий комплекс сценариев занятий, дидактических и наглядных пособий

1

Часы игровые

1

Шахматы

1

Шашки

1

Ширма для кукольного театра трансформируемая

1

Шнуровка различного уровня сложности – комплект

1

Безопасные ножницы

25

Бумага для акварели

25

Бумага для рисования

25

Бумага разного цвета и формата

25

Ватман A1 для составления совместных композиций

25

Доска для работы с пластилином

25

Карандаши цветные (24 цвета)

25

Кисточка № 5

25

Кисточка № 7

25

Кисточка № 8

25

Кисточка белка № 3

25

Кисточка щетинная

25

Клей

25

Комплект детских штампов и печатей

3

Краски акварельные 16 цветов

25

Краски гуашь 12 цветов

25

Мелки восковые

25

Мелки масляные

25

Мелки пастель

25

Набор фломастеров

25

Палитра

25

Пластилин, не липнущий к рукам

25

Поднос детский для раздаточных материалов

25

Стаканчики (баночки) пластмассовые

25

Точилка для карандашей

3

Трафареты для рисования

10

Фартук детский

25

Воздушные шары

20

II. Вариативная часть РППС

II.I. Раздевальная

Комплект для проведения спортивных мероприятий

1

Набор для организации спортивных игр (лыжи, самокат, беговелы, мячи, кегли, хоккейные клюшки и др.)

1

Набор для подвижных игр и игр с песком – комплект

1

II.II. Игровое пространство

Специализированная мебель и системы хранения

Мягконабивные модули, комплект

1

Система хранения конструкторов

2

Игры и игрушки

Акваскоп

1

Балансиры разного типа

1

Бинокль/подзорная труба

1

Бирюльки

1

Ветряная мельница (модель)

1

Гимнастическая палка

5

Дидактическая доска с панелями – комплект

1

Домино с изображениями по различным темам, включая тактильное, – комплект

1

Игра-набор «Городки»

1

Игровой комплект для изучения основ электричества

2

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия – комплект

1

Игры на воспроизведение расположения объектов в пространстве – комплект

1

Игры на изучение чувств – комплект

1

Игры-головоломки объемные

1

Интерактивный банкомат

1

Коврик массажный

1

Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт

1

Комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра

1

Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста

1

Комплект для обучения основам алгоритмики, безэкранного программирования и робототехники (для дошкольного возраста)

1

Комплект игровой мягкой мебели для подготовительной группы

1

Комплект из стержней на единой основе геометрических тел по форме и цвету

1

Комплект конструкторов шарнирных

1

Комплект мячей-массажеров

2

Комплект панелей с заданиями для формирования графомоторных навыков и подготовки руки к письму

1

Комплект парных дощечек для ощупывания и счета с объемными элементами в виде «точек» и очертаний цифр

1

Комплект пробирок, мерных стаканчиков, воронок, пипеток из пластика

1

Комплект строительных деталей напольный с плоскостными элементами

1

Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение»

1

Конструктор магнитный – комплект

1

Конструкторы из элементов с изображениями частей тела, лица, элементов одежды для создания фигурок, выражающих разные эмоции, – комплект

1

Корзинка детская

10

Куклы «шагающие» для настольного театра – комплект

1

Куклы-младенцы разных рас, с аксессуарами

4

Летающая тарелка

2

Лук со стрелами-присосками

1

Магнитная доска настенная

1

Магнитные лабиринты с треками различной конфигурации, включая парные зеркально отраженные, для развития зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия – комплект

1

Массажный диск для формирования правильной осанки

2

Механическая заводная игрушка разных тематик

5

Мешочки для метания и упражнений на балансировку – комплект

1

Мозаика с объемными фишками разных форм и размеров – комплект

1

Мягкая «кочка» с массажной поверхностью

6

Мяч для игры в помещении, с резиновым шнуром

2

Мяч прыгающий

3

Мяч футбольный

1

Набор «Мини-гольф»

1

Набор «Аэродром» (трансформируемый)

1

Набор «Бензозаправочная станция-гараж» (для мелких автомобилей)

1

Набор игрушек для игры с песком

5

Набор картинок для иерархической классификации

1

Набор мягких модулей

1

Набор самолетов мелкого размера

1

Набор самолетов среднего размера

3

Набор солдатиков мелкого размера

1

Набор специальных карандашей к набору двусторонних досок для обучения письму

4

Набор авторских игровых материалов

10

Набор военной техники мелкого размера

1

Набор деревянных игрушек-забав

1

Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов

1

Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами (с методическим пособием для воспитателя)

1

Набор для обучения счету в пределах 10 методом дополнения и демонстрации действий сложения и вычитания на основе объемного сюжетного элемента

1

Набор из четырех подносов с секциями для сортировки

5

Набор из двух зеркал для опытов с симметрией и исследования отражательного эффекта

1

Набор из двусторонних панелей для обучения письму

1

Набор из стержней на подставке, разноцветных кубиков с отверстиями и карточек с заданиями для установления закономерностей и освоения основных математических операций

5

Набор карточек по народному ремесленному делу

1

Набор карточек с изображением знаков дорожного движения

1

Набор карточек с изображением предмета и названием

1

Набор кораблей и лодок (водный транспорт)

1

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки

4

Набор печаток

1

Набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела

1

Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами

1

Набор пробирок большого размера из пластика

1

Набор проволочных головоломок

1

Набор протяженных объемных элементов с волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями

1

Набор разноцветных кеглей с мячом

1

Набор разрезных овощей и фруктов с ножом и разделочной доской

1

Набор специальных карандашей к набору двусторонних панелей для обучения письму

4

Набор фантастических персонажей

1

Набор фигурок животных Африки, Америки, Австралии, Европы и Азии с реалистичными изображениями и пропорциями

1

Набор фигурок животных леса с реалистичными изображениями и пропорциями

1

Набор фигурок людей разных профессий

1

Набор фигурок людей разных рас

1

Набор фигурок людей с ограниченными возможностями

1

Набор элементов для изучения свойств магнитов

1

Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур

1

Наборы кубиков с графическими элементами двух цветов на гранях для развития пространственного мышления – комплект

1

Наборы прозрачных кубиков цветных и с конструктивными элементами для развития пространственного мышления и цветовосприятия – комплект

1

Наборы счетного материала в виде объемных фигур одинаковой формы – комплект

1

Наборы счетного материала с тремя признаками – комплект

1

Наборы тематических рабочих карточек для подготовительной группы к планшету с передвижными фишками – комплект

1

Настенный планшет «Мы дежурим» с набором карточек

1

Настольный футбол или хоккей

1

Обруч малого диаметра

5

Обруч (среднего диаметра)

5

Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, объединенных по три или четыре в неразъемные конфигурации

1

Планшет с передвижными цветными фишками для выполнения заданий с самопроверкой

5

Плоскостные игры-головоломки – комплект

1

Программно-методический комплекс для обучения детей дошкольного возраста естественно-научным дисциплинам

1

Прозрачные цветные блоки для плоскостного и пространственного конструирования с эффектом смешивания цветов и соблюдения баланса при установке деталей – комплект

1

Развивающее панно

1

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2–4 части (по вертикали и горизонтали), – комплект

1

Ракета (среднего размера)

1

Рамки и вкладыши тематические

1

Расширенный комплект для конструирования с использованием блочного конструктива и электромеханических элементов (для дошкольного возраста)

1

Руль игровой

1

Ручные тренажеры для развития ловкости и зрительно-моторной координации – комплект

1

Скакалка детская

5

Скорая помощь (машина среднего размера)

1

Стержни с насадками (для построения числового ряда) – комплект

1

Стол для экспериментирования с песком и водой

1

Танграм

1

Танграм, комплект на подгруппу

1

Тележка-ящик (крупная)

2

Телескопический стаканчик с крышкой

1

Тренажер для формирования воздушной струи разной интенсивности для развития речи

2

Тренажеры с различной конфигурацией линий в виде желобков для подготовки руки к письму – комплект

1

Увеличительная шкатулка

1

Установка для наблюдения за насекомыми

1

Фигурки домашних животных с реалистичными изображениями и пропорциями – комплект

1

Физическая карта мира (полушарий)

1

Хоккейный набор

5

Цифровая лаборатория для исследования окружающего мира и обучения детей естественно-научным дисциплинам

1

Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками

1

Часы магнитные демонстрационные

1

Чашка Петри

2

Чековая касса игровая

1

Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)

1

Кольцеброс настольный

1

Как организовать РППС в подготовительной группе

РППС в подготовительной группе должна учитывать особенности детей на этом этапе развития: повышенную двигательную активность, развитие наглядно-схематического мышления и самостоятельности. В рекомендации – основные требования к оформлению группы и варианты наполнения по функциональным модулям, центрам и зонам. Также есть готовый образец паспорта РППС.

Какие учитывать требования

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды детского сада. Основная задача педагогов – создать в группе условия для всестороннего развития детей. Для этого педагоги оформляют в группе образовательное пространство, которое позволит обеспечить единство РППС и взаимодействие взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать: 

  • ФОП ДО и ФГОС ДО;
  • возрастным особенностям дошкольников;
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
  • законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.   

ФГОС ДО

РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте факторы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.

Пример

Требования ФГОС ДО к наполнению РППС

Требование

Содержание

Насыщенность

Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами.

РППС должна обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников

Полифункциональность

Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей

Вариативность

Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

ФОП ДО

ФОП ДО не выдвигает жестких требований к оформлению РППС (п. 31.3 ФОП ДО). За детским садом остается право самостоятельно проектировать развивающую среду. Ниже смотрите основные требования ФОП ДО к РППС (п. 31.6).

Пример

Требования ФОП ДО к оформлению РППС

С учетом возможных вариантов реализации программы в разных моделях и формах РППС должна соответствовать:

  • требованиям ФГОС ДО;
  • требованиям безопасности и надежности;
  • образовательной программе ДОО;
  • возрастным особенностям детей;
  • воспитывающему характеру обучения детей в детском саду;
  • материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО.

Санитарные требования

Чтобы организовать РППС в подготовительной группе, учитывайте санитарные правила. Среди таких санитарных требований:

  • освещение и температура;
  • цветовая отделка;
  • параметры мебели;
  • количество детей.

Групповые ячейки размещайте не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).

Пример

Нормы естественного освещения в группе

Помещение

Естественное освещение
(коэффициент естественного освещения, %)

При верхнем или комбинированном освещении

При боковом освещении

Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до семи лет

не менее 4,0

не менее 1,5

В группах должны быть оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПиН для комфортного пребывания детей. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПин1.2.3685-21).

Пример

Допустимые величины параметров микроклимата в группе

Помещение

Допустимая температура воздуха (° С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с
(не более)

Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до семи лет

21–24

40–60

0,1

Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.

Внимание

Используйте декоративные элементы в меру

Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).

Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться по игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.

Пример

Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка

Возраст

Площадь спальни,
кв. м

Площадь групповой (игровой),
кв. м

Параметры кровати

Требования
к расстановке кроватей

До семи лет

2

2

140 см – длина
60 см – ширина

60 см – расстояние от наружных стен
20 см – расстояние от отопительных приборов
50 см – ширина между проходами
30 см – ширина между изголовьями кроватей

Параметры ученической мебели в групповой комнате

Возраст

Рост (см)

Вид мебели

Номер мебели

Высота рабочей плоскости (см)

До семи лет

85–100

стол

0

Высота до крышки стола – 40

стул

0

Высота стула – 22

100–1150

стул

1

Высота стула – 26

стол

1

Высота до крышки стола – 46

1150–1300

стул

2

Высота стула – 30

стол

2

Высота до крышки стола – 52

1300–1450

стул

3

Высота стула – 34

стол

3

Высота до крышки стола – 58

1450–1600

стул

4

Высота стула – 38

стол

4

Высота до крышки стола – 64

Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.

Как оформить

Минпросвещения и РАО разработали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада для реализации образовательных программ (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В рекомендациях разработчики пояснили, как правильно формировать инфраструктуру, в том числе РППС, какими принципами руководствоваться и какие части в нее включить.

По рекомендациям специалистов Минпросвещения и РАО компоненты РППС делятся на две части: инвариантную и вариативную. Компоненты инвариантной части группы педагоги используют, чтобы реализовать обязательную часть ОП ДО. Вариативную часть РППС педагоги оформляют по своему усмотрению. К таким компонентам относятся материалы регионального направления, этнографические, национальные. Они необходимы, чтобы реализовать формируемую часть программы.

Составители рекомендаций предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности. Рассмотрим варианты проектирования группы ниже.

Центры активности

Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в средней группе 12 центров активности (приложение 4 к методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 13.02.2023). Центры активности педагоги могут оформить в группе, чтобы организовать разные виды деятельности с детьми. О том, какие задачи решает каждый из центров и какие образовательные области включают в себя, смотрите в рекомендации. В таблице ниже – примеры наполнения центров в подготовительной группе.

Центры активности в подготовительной группе

Центр активности

Вариант наполнения

Центр двигательной активности

  • Мяч футбольный;
  • скакалка;
  • мяч для игры в помещении, с резиновым шнуром

Центр безопасности

  • Набор «Железная дорога»;
  • набор «Парковка» (многоуровневая);
  • набор знаков дорожного движения;
  • набор медицинских принадлежностей

Центр игры

  • Набор атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • набор кукол для девочек и мальчиков;
  • набор кукольной посуды и мебели;
  • набор парикмахера;
  • набор принадлежностей для ухода за куклой;
  • пирамидки;
  • набор продуктов для магазина

Центр конструирования

  • Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический;
  • комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей настольный;
  • конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый настольный;
  • набор кубиков с буквами

Центр логики и математики

  • Набор карточек с ячейками для составления простых арифметических задач;
  • наборы для: наглядной демонстрации числовой шкалы; математического действия умножения; понятия «равенство»; действия рычажных весов, сравнения масс;
  • набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями;
  • набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина);
  • набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур

Центр экспериментирования

  • Наборы для экспериментирования с песком и водой;
  • набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов

Центр познания и коммуникации

  • Календарь погоды настенный;
  • набор репродукций картин великих сражений;
  • набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям;
  • набор с часами и карточками для изучения временных интервалов

Книжный уголок

Книги детских писателей

Центр театрализации и музицирования

  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста;
  • музыкальные цифровые записи для детей дошкольного возраста

Центр уединения

  • Комплект цифровых записей со звуками природы;
  • мягконабивные модули;
  • альбомы для рисования;
  • книги детских писателей

Центр коррекции

  • Игра для тренировки памяти с планшетом и набором рабочих карт;
  • игры на закрепление представлений об эмоциях, их распознавание и проявление в мимике – комплект;
  • комплект рисуночного и числового счетного материала на магнитах;
  • набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;
  • набор разноцветных палочек 10 размеров с карточками с заданиями;
  • набор из крупных бусин различных геометрических форм основных цветов, шнурков и карточек с заданиями для: классификации по разным признакам; установления закономерностей; сравнения множеств; тренировки мелкой моторики

Центр творчества

  • Бумага разного цвета и форматов;
  • пластилин;
  • ножницы;
  • клей;
  • карандаши;
  • природные материалы;
  • пластилин;
  • краски акварель и гуашь

Функциональные модули

Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов для организации пространства помещения. Вне зависимости от возраста дошкольников в группу педагоги могут включить девять функциональных модулей (приложение 4 к методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 13.02.2023). В функциональные компоненты модуля входят: учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь. В таблице ниже смотрите примеры наполнения модулей в подготовительной группе.

Функциональный модуль

Вариант наполнения

Игровой

  • Конструктор магнитный;
  • конструкторы из элементов с изображениями частей тела, лица, элементов одежды для создания фигурок, выражающих разные эмоции;
  • куклы для мальчиков и девочек и игровые материалы к ним: кукольная посуда, постельные принадлежности, мебель;
  • набор фигурок животных леса с реалистичными изображениями и пропорциями;
  • набор «Аэродром» (трансформируемый);
  • набор «Бензозаправочная станция-гараж» (для мелких автомобилей);
  • набор самолетов и солдатиков;
  • набор деревянных игрушек-забав

Физкультурно-оздоровительный

  • Балансиры разного типа;
  • гимнастическая палка;
  • мячи разных размеров;
  • интерактивный банкомат;
  • коврик массажный;
  • мешочки для метания и упражнений на балансировку;
  • мяч футбольный;
  • набор разноцветных кеглей с мячом;
  • обруч

Музыкальный

  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста;
  • звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент)

Художественно-творческий

 Наборы для творческой деятельности:

  • мольберт двусторонний;
  • бумага разных цветов и формата;
  • краски акварель и гуашь;
  • карандаши;
  • пластилин;
  • клей;
  • кисточки разных размеров

Поисково-исследовательский

  • Бинокль/подзорная труба;
  • игровой комплект для изучения основ электричества;
  • комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра;
  • комплект пробирок, мерных стаканчиков, воронок, пипеток из пластика;
  • набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами (с методическим пособием для воспитателя)

Релаксационный

  • Набор мягких модулей;
  • комплект цифровых записей со звуками природы

Логопедический

  • Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2–3 признакам одновременно, комплект;
  • наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр;
  • набор пазлов;
  • наборы предметных и сюжетных альбомов, иллюстраций, открыток по разным темам;
  • пособия для речевого развития;
  • игры по развитию речи;
  • пособия и материалы по подготовке к обучению грамоте

Психологическое сопровождение

  • Игры на закрепление представлений об эмоциях, их распознавание и проявление в мимике;
  • комплект мячей-массажеров

Дефектологический

  • Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): «найди отличия, ошибки (смысловые)»;
  • счетные палочки;
  • набор цветных и счетных кубиков

Зонирование

Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

Используйте модульное оборудование, чтобы разделить пространство группы. Отделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему. Пример разделения помещения группы смотрите ниже.

Пример

Зоны для разных видов детской деятельности

Пространство группы

Содержание

Познание и творчество

Предназначена для проведения ООД, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью

Активная деятельность

Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например сюжетно-ролевая игра

Спокойная деятельность

Предназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один

Расположите зоны в группе так, чтобы дети плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами – рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры. Какие еще определить зоны в группе, подробнее читайте в рекомендации.

Совет

Проектируйте зоны с учетом гендерного подхода

Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения.

Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.

В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют познавательную активность детей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу – игрушек в зонах не должно быть слишком много. В таблице смотрите варианты наполнения зон в подготовительной группе.

Пример

Зонирование в подготовительной группе

Пространство группы

Вариант наполнения

Активная деятельность

  • Спортивные снаряды – горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница;
  • специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры, мячи и мячики, обручи
  • Различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации;
  • ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф;
  • аппаратура для музыкального сопровождения постановок;
  • вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит
  • Стеллаж с музыкальными инструментами: гармошка, металлофон, барабан, бубен, балалайка, свистулька, дудочки, погремушки;
  • музыкальные игрушки, микрофон;
  • портреты композиторов;
  • магнитофон для прослушивания музыкальных произведений;
  • набор шумовых коробочек;
  • музыкально-дидактические игры

Спокойная деятельность


 

  • Ширма;
  • стул и стол;
  • раскраски, карандаши;
  • игровой материал
  • Бумага разного формата, разного тона;
  • цветные карандаши, краски, кисти, пластилин, ножницы с закругленными концами, клей, салфетки для аппликации, восковые карандаши, глина;
  • бросовый материал для ручного труда: крышки, обертки, проволока, обрезки, кусочки тканей;
  • место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей;
  • произведения народного искусства с рисунками или фотографиями декоративно-прикладного искусства, например альбомы «Золотая хохлома», «Гжель», «Дымка» и другие;
  • произведения живописи
  • Книжная полка или витрина;
  • детская художественная литература в соответствии с возрастом детей;
  • материалы о художниках-иллюстраторах;
  • портреты поэтов, писателей;
  • книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
  • Столы и стулья по количеству детей в группе с учетом их роста

Познание и творчество

  • Ярко оформленные телефоны спасательных служб;
  • игрушечные машины спецслужб;
  • стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях;
  • набор для игр по изучению правил дорожного движения
  • Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
  • коллекции: грунт, камни, минералы, семена, крупы;
  • емкости для измерения, исследования и наблюдения, лупы, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики;
  • набор для экспериментирования 2–3 размеров и разной формы, переливания и вылавливания, тонущие, плавающие игрушки и предметы;
  • защитная одежда для детей – фартуки, халатики, нарукавники
  • Уголки для дежурных, оборудование трудовой деятельности;
  • иллюстрации с изображением возраста и пола, детей разных национальностей;
  • иллюстрации, фотографии, изображающие развитие человека: младенец – школьник – молодой человек, возрастные и гендерные особенности во внешнем облике людей, особенности многообразия социальных ролей, взрослые;
  • игры математического содержания;
  • счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки;
  • комплекты цифр и математических знаков;
  • наборы геометрических фигур для магнитной доски;
  • наборы объемных геометрических фигур;
  • пособия и материалы по подготовке к школе: глобус, географические карты;
  • циферблат часов, календарь по временным отношениям;
  • картинки с изображением космического пространства, планет;
  • пособия для нахождения сходства, иллюстрации с изображением бытового, производительного, обслуживающего труда;
  • разнообразные профессии людей;
  • одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, транспорт, предметы бытовой техники, мелкая и крупная геометрическая мозаика

Чем наполнить

В подготовительных группах необходим широкий спектр тематических творческих и подвижных игр, опытов и экспериментов. Поэтому развивающая среда должна быть наполнена объектами, которые будут максимально развивать творчество детей, их познавательную деятельность в играх, экспериментировании, общении друг с другом.

Дети 6–7 лет уже имеют достаточный жизненный опыт, наблюдательны и могут сами изменять игровое пространство в группе. Посоветуйте педагогам привлекать дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

В этом возрасте дети примеряют на себя разные роли, отсюда игры в сюжетно-ролевые игры, например «дочки-матери», в магазин, в доктора, парикмахера. Дети начинают активно играть друг с другом. В 6–7 лет эта детская деятельность представлена не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребенка приложения имеющегося игрового и социального опыта.

Атрибутика для игр должна быть более детализированной, приближена к реальной жизни. Так, для игры в «дочки-матери» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы. Какие игрушки должны быть в подготовительной группе, смотрите в примере.

Пример

Рекомендуемые игрушки для подготовительной группы

  • игрушки-персонажи: куклы, фигурки людей, животных;
  • игрушки-предметы: посуда, игрушечные инструменты;
  • разного рода транспортные игрушки;
  • дидактические обучающие игры и игрушки: пирамидки, вкладыши, мозаики, головоломки;
  • игры с правилами;
  • настольно-печатные игры и материалы: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов, детское домино, настольные игры типа лото;
  • материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и другие предметы.

Игрушки в игровой деятельности – основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:

  • «Предметы оперирования» – это игрушки, имитирующие реальные предметы, – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия, например игрушечные чашка, утюг, молоток, руль;
  • «Игрушки – персонажи» – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, персонажа, например белая шапочка врача, каска пожарника, жезл полицейского;
  • «Маркеры игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит, например игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса.

Также в этом возрасте дети проявляют внимание к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, выделяет родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные характеристики. Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателям подобрать игрушки разных типов.

Развитию познавательно-исследовательской деятельности детей способствуют игрушки, которые развивают:

  • интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • воображение и творческую активность;
  • формируют представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира по форме, цвету, размеру материалов.

С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Определять, из какого материала они сделаны, а также как они могут быть применены в любой сфере обучения и жизни.

В 6–7 лет у детей развивается наглядно-схематическое мышление. Чтобы среда в группе стимулировала его развитие, посоветуйте воспитателям пополнять пространство группы соответствующими материалами. Например, разместить для детей в группе схемы-алгоритмы, как проводить самостоятельные опыты в группе и на участке в разное время года. Также посоветуйте педагогам оформить схемы-алгоритмы рисования, лепки и аппликации.

Дети этого возраста проявляют интерес к конструированию. Поэтому в группе должны быть разнообразные конструкторы. Например, напольные, настольные из различных материалов, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.

У дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Посоветуйте воспитателям включить в среду группы школьную атрибутику. К примеру,  ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка. Еще педагоги могут разместить в группе книги, в которых рассказывается о школьной жизни.

Как составить паспорт РППС

Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.

Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС группы раннего возраста. Образец составлен с учетом рекомендаций Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 13.02.2023). В паспорт воспитатели вносят количество игрового материала и оборудование по факту наличия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт РППС в подготовительной к школе группе.

Паспорт РППС в подготовительной к школе группе....

Паспорт РППС Подготовительная к школе группа

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ.Центром всей методической работы группы является предметно-пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) подготовительной к школе группы

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, ...

Паспорт РППС подготовительной группы

В данном материале можно посмотреть как организована ППС в подготовительной группе...

Презентация - паспорт РППС подготовительной группы

В данном материале можно подробно посмотреть организациу РППС в подготовительной группе...

РППС подготовительной к школе группы

РППС подготовительной к школе группы Затейники...