Паспорт РППС подготовительная к школе группа
консультация (подготовительная группа)
Паспорт РППС подготовительная к школе группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт РППС подготовительной группы
I. Инвариантная часть РППС | |
I.I. Раздевальная | |
Содержимое | Количество (шт.) |
Зеркало травмобезопасное | 1 |
Система хранения вещей обучающихся со скамьей в комплекте | 4 |
Система хранения и сушки вещей обучающихся | 1 |
Стеллаж для хранения игр и оборудования | 1 |
Стенд информационный | 1 |
I.II. Игровое пространство | |
Специализированная мебель и системы хранения | |
Доска магнитно-маркерная | 1 |
Стеллажи для хранения игр | 6 |
Стол модульный, регулируемый по высоте | 5 |
Стул, регулируемый по высоте | по кол-ву детей в группе |
Игры и игрушки | |
Автомобили крупного размера | 2 |
Автомобили различной тематики (среднего и маленького размера) | 10 |
Альбомы по живописи и графике | 6 |
Большой детский атлас | 1 |
Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами | 1 |
Весы детские | 1 |
Витрина/лестница для работ по лепке | 1 |
Головоломки-лабиринты | 1 |
Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей ) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 1 |
Детский набор музыкальных инструментов | 1 |
Дидактические тематические наборы ламинированных панелей и карточек с заданиями с возможностью многократного выполнения заданий маркером – комплект | 1 |
Домино логическое | 1 |
Звери и птицы объемные и плоскостные из разного материала мелкого размера – комплект | 1 |
Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент) | 1 |
Игра для тренировки памяти с планшетом и набором рабочих карт | 1 |
Игра на составление логических цепочек произвольной длины | 1 |
Игры на закрепление представлений об эмоциях, их распознавание и проявление в мимике – комплект | 1 |
Изделия народных промыслов – комплект | 1 |
Календарь погоды настенный | 1 |
Кассовый аппарат для сюжетной игры | 1 |
Книги детских писателей – комплект | 1 |
Коллекция бумаги | 1 |
Коллекция минералов | 1 |
Коллекция растений (гербарий) | 1 |
Коллекция семян и плодов | 1 |
Коллекция тканей | 1 |
Коляска прогулочная среднего размера | 2 |
Коляска-люлька для кукол | 2 |
Комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях металлический | 1 |
Комплект конструкторов с шиповым быстросъемным креплением деталей настольный | 1 |
Комплект костюмов по профессиям | 1 |
Комплект рисуночного и числового счетного материала на магнитах | 1 |
Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста | 1 |
Комплект цифровых записей со звуками природы | 1 |
Конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый настольный – комплект | 1 |
Конструкторы с пластмассовыми деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и других соединительных элементов – комплект | 1 |
Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для:
| 1 |
Контейнеры большие напольные для хранения | 4 |
Контейнеры для хранения мелких игрушек и материалов | 8 |
Коробочка с двумя сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа | 5 |
Куклы крупного размера | 1 |
Куклы среднего размера | 4 |
Кукольная кровать | 1 |
Кукольный дом с мебелью (дерево) – комплект | 1 |
Матрешка десятикукольная | 1 |
Мозаика разной степени сложности | 1 |
Мольберт двусторонний | 1 |
Музыкальные цифровые записи для детей дошкольного возраста | 1 |
Набор «Железная дорога» | 1 |
Набор «Мастерская» | 1 |
Набор «Парковка» (многоуровневая) | 1 |
Набор пяти детских музыкальных инструментов | 1 |
Набор атрибутов для сюжетно-ролевых игр | 1 |
Набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам | 1 |
Набор для:
| 1 |
Набор для составления узоров по схемам | 1 |
Набор знаков дорожного движения | 1 |
Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях | 1 |
Набор из крупных бусин различных геометрических форм основных цветов, шнурков и карточек с заданиями для:
| 10 |
Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 1 |
Набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов | 1 |
Набор карточек с ячейками для составления простых арифметических задач | 2 |
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | 1 |
Набор кубиков с буквами | 1 |
Набор кукольных постельных принадлежностей | 2 |
Набор кухонной посуды для игры с куклой | 1 |
Набор мебели для кукол | 1 |
Набор медицинских принадлежностей | 1 |
Набор муляжей овощей и фруктов | 1 |
Набор мячей разного размера, резина | 1 |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 1 |
Набор парикмахера | 1 |
Набор принадлежностей для ухода за куклой | 1 |
Набор продуктов для магазина | 1 |
Набор разноцветных палочек 10 размеров с карточками с заданиями | 10 |
Набор репродукций картин великих сражений | 1 |
Набор репродукций картин о природе | 1 |
Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям | 1 |
Набор русских шумовых инструментов (детский) | 1 |
Набор с часами и карточками для изучения временных интервалов | 1 |
Набор столовой посуды для игры с куклой | 1 |
Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой кубиков 10 цветов с длиной ребра 1 см и массой 1 г для:
| 1 |
Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур | 3 |
Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2–3 признакам одновременно – комплект | 1 |
Набор фигурок «Семья» | 1 |
Набор чайной посуды | 1 |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1–2 признакам – длине, ширине, высоте, толщине) из 7–10 элементов | 1 |
Наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор строительных пластин, животные, железная дорога, семья) | 10 |
Наборы инструментов для сюжетной игры – комплект | 1 |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр – комплект | 1 |
Наборы кукольной одежды – комплект | 2 |
Наборы лото по различным тематикам, включая тему «последовательные числа» – комплект | 1 |
Наборы моделей: деление на части | 1 |
Набор пазлов – комплект | 1 |
Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект | 1 |
Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) – комплект | 1 |
Наборы фигурок персонажей на подставках для настольного театра по сказкам – комплект | 1 |
Наглядные пособия по достопримечательностям столицы – комплект | 1 |
Наглядные пособия по традиционной национальной одежде –комплект | 1 |
Настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек | 1 |
Наглядные пособия символики России, в том числе государственной – комплект | 1 |
Настольно-печатные игры для подготовительной к школе группы – комплект | 1 |
Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами | 25 |
Перчаточные куклы – комплект | 1 |
Подставка для пальчиковых кукол | 2 |
Подставка для перчаточных кукол | 2 |
Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект | 1 |
Приборы домашнего обихода – комплект | 1 |
Разрезные сюжетные картинки (8–16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями, – комплект | 1 |
Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) – комплект | 1 |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) – комплект | 1 |
Телефон игровой | 1 |
УМК для развития естественно-научного образования детей с комплектом занятий, игр, дидактических и наглядных пособий | 1 |
УМК для развития инженерно-технического образования детей с комплектом занятий, игр, дидактических и наглядных пособий | 1 |
УМК для развития речи и изучения основ грамоты с комплексом сценариев занятий и дидактических и наглядных пособий | 1 |
УМК для формирования навыков и компетенций по финансовой грамотности с комплексом игр и дидактических и наглядных пособий | 1 |
УМК для формирования элементарных математических представлений и развития математических компетенций, в том числе с основами робототехники и алгоритмизации, включающий комплекс сценариев занятий, дидактических и наглядных пособий | 1 |
Часы игровые | 1 |
Шахматы | 1 |
Шашки | 1 |
Ширма для кукольного театра трансформируемая | 1 |
Шнуровка различного уровня сложности – комплект | 1 |
Безопасные ножницы | 25 |
Бумага для акварели | 25 |
Бумага для рисования | 25 |
Бумага разного цвета и формата | 25 |
Ватман A1 для составления совместных композиций | 25 |
Доска для работы с пластилином | 25 |
Карандаши цветные (24 цвета) | 25 |
Кисточка № 5 | 25 |
Кисточка № 7 | 25 |
Кисточка № 8 | 25 |
Кисточка белка № 3 | 25 |
Кисточка щетинная | 25 |
Клей | 25 |
Комплект детских штампов и печатей | 3 |
Краски акварельные 16 цветов | 25 |
Краски гуашь 12 цветов | 25 |
Мелки восковые | 25 |
Мелки масляные | 25 |
Мелки пастель | 25 |
Набор фломастеров | 25 |
Палитра | 25 |
Пластилин, не липнущий к рукам | 25 |
Поднос детский для раздаточных материалов | 25 |
Стаканчики (баночки) пластмассовые | 25 |
Точилка для карандашей | 3 |
Трафареты для рисования | 10 |
Фартук детский | 25 |
Воздушные шары | 20 |
II. Вариативная часть РППС | |
II.I. Раздевальная | |
Комплект для проведения спортивных мероприятий | 1 |
Набор для организации спортивных игр (лыжи, самокат, беговелы, мячи, кегли, хоккейные клюшки и др.) | 1 |
Набор для подвижных игр и игр с песком – комплект | 1 |
II.II. Игровое пространство | |
Специализированная мебель и системы хранения | |
Мягконабивные модули, комплект | 1 |
Система хранения конструкторов | 2 |
Игры и игрушки | |
Акваскоп | 1 |
Балансиры разного типа | 1 |
Бинокль/подзорная труба | 1 |
Бирюльки | 1 |
Ветряная мельница (модель) | 1 |
Гимнастическая палка | 5 |
Дидактическая доска с панелями – комплект | 1 |
Домино с изображениями по различным темам, включая тактильное, – комплект | 1 |
Игра-набор «Городки» | 1 |
Игровой комплект для изучения основ электричества | 2 |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия – комплект | 1 |
Игры на воспроизведение расположения объектов в пространстве – комплект | 1 |
Игры на изучение чувств – комплект | 1 |
Игры-головоломки объемные | 1 |
Интерактивный банкомат | 1 |
Коврик массажный | 1 |
Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт | 1 |
Комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра | 1 |
Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста | 1 |
Комплект для обучения основам алгоритмики, безэкранного программирования и робототехники (для дошкольного возраста) | 1 |
Комплект игровой мягкой мебели для подготовительной группы | 1 |
Комплект из стержней на единой основе геометрических тел по форме и цвету | 1 |
Комплект конструкторов шарнирных | 1 |
Комплект мячей-массажеров | 2 |
Комплект панелей с заданиями для формирования графомоторных навыков и подготовки руки к письму | 1 |
Комплект парных дощечек для ощупывания и счета с объемными элементами в виде «точек» и очертаний цифр | 1 |
Комплект пробирок, мерных стаканчиков, воронок, пипеток из пластика | 1 |
Комплект строительных деталей напольный с плоскостными элементами | 1 |
Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» | 1 |
Конструктор магнитный – комплект | 1 |
Конструкторы из элементов с изображениями частей тела, лица, элементов одежды для создания фигурок, выражающих разные эмоции, – комплект | 1 |
Корзинка детская | 10 |
Куклы «шагающие» для настольного театра – комплект | 1 |
Куклы-младенцы разных рас, с аксессуарами | 4 |
Летающая тарелка | 2 |
Лук со стрелами-присосками | 1 |
Магнитная доска настенная | 1 |
Магнитные лабиринты с треками различной конфигурации, включая парные зеркально отраженные, для развития зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия – комплект | 1 |
Массажный диск для формирования правильной осанки | 2 |
Механическая заводная игрушка разных тематик | 5 |
Мешочки для метания и упражнений на балансировку – комплект | 1 |
Мозаика с объемными фишками разных форм и размеров – комплект | 1 |
Мягкая «кочка» с массажной поверхностью | 6 |
Мяч для игры в помещении, с резиновым шнуром | 2 |
Мяч прыгающий | 3 |
Мяч футбольный | 1 |
Набор «Мини-гольф» | 1 |
Набор «Аэродром» (трансформируемый) | 1 |
Набор «Бензозаправочная станция-гараж» (для мелких автомобилей) | 1 |
Набор игрушек для игры с песком | 5 |
Набор картинок для иерархической классификации | 1 |
Набор мягких модулей | 1 |
Набор самолетов мелкого размера | 1 |
Набор самолетов среднего размера | 3 |
Набор солдатиков мелкого размера | 1 |
Набор специальных карандашей к набору двусторонних досок для обучения письму | 4 |
Набор авторских игровых материалов | 10 |
Набор военной техники мелкого размера | 1 |
Набор деревянных игрушек-забав | 1 |
Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов | 1 |
Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами (с методическим пособием для воспитателя) | 1 |
Набор для обучения счету в пределах 10 методом дополнения и демонстрации действий сложения и вычитания на основе объемного сюжетного элемента | 1 |
Набор из четырех подносов с секциями для сортировки | 5 |
Набор из двух зеркал для опытов с симметрией и исследования отражательного эффекта | 1 |
Набор из двусторонних панелей для обучения письму | 1 |
Набор из стержней на подставке, разноцветных кубиков с отверстиями и карточек с заданиями для установления закономерностей и освоения основных математических операций | 5 |
Набор карточек по народному ремесленному делу | 1 |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения | 1 |
Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 |
Набор кораблей и лодок (водный транспорт) | 1 |
Набор объемных вкладышей по принципу матрешки | 4 |
Набор печаток | 1 |
Набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела | 1 |
Набор принадлежностей для наблюдения за насекомыми и мелкими объектами | 1 |
Набор пробирок большого размера из пластика | 1 |
Набор проволочных головоломок | 1 |
Набор протяженных объемных элементов с волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями | 1 |
Набор разноцветных кеглей с мячом | 1 |
Набор разрезных овощей и фруктов с ножом и разделочной доской | 1 |
Набор специальных карандашей к набору двусторонних панелей для обучения письму | 4 |
Набор фантастических персонажей | 1 |
Набор фигурок животных Африки, Америки, Австралии, Европы и Азии с реалистичными изображениями и пропорциями | 1 |
Набор фигурок животных леса с реалистичными изображениями и пропорциями | 1 |
Набор фигурок людей разных профессий | 1 |
Набор фигурок людей разных рас | 1 |
Набор фигурок людей с ограниченными возможностями | 1 |
Набор элементов для изучения свойств магнитов | 1 |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 1 |
Наборы кубиков с графическими элементами двух цветов на гранях для развития пространственного мышления – комплект | 1 |
Наборы прозрачных кубиков цветных и с конструктивными элементами для развития пространственного мышления и цветовосприятия – комплект | 1 |
Наборы счетного материала в виде объемных фигур одинаковой формы – комплект | 1 |
Наборы счетного материала с тремя признаками – комплект | 1 |
Наборы тематических рабочих карточек для подготовительной группы к планшету с передвижными фишками – комплект | 1 |
Настенный планшет «Мы дежурим» с набором карточек | 1 |
Настольный футбол или хоккей | 1 |
Обруч малого диаметра | 5 |
Обруч (среднего диаметра) | 5 |
Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, объединенных по три или четыре в неразъемные конфигурации | 1 |
Планшет с передвижными цветными фишками для выполнения заданий с самопроверкой | 5 |
Плоскостные игры-головоломки – комплект | 1 |
Программно-методический комплекс для обучения детей дошкольного возраста естественно-научным дисциплинам | 1 |
Прозрачные цветные блоки для плоскостного и пространственного конструирования с эффектом смешивания цветов и соблюдения баланса при установке деталей – комплект | 1 |
Развивающее панно | 1 |
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2–4 части (по вертикали и горизонтали), – комплект | 1 |
Ракета (среднего размера) | 1 |
Рамки и вкладыши тематические | 1 |
Расширенный комплект для конструирования с использованием блочного конструктива и электромеханических элементов (для дошкольного возраста) | 1 |
Руль игровой | 1 |
Ручные тренажеры для развития ловкости и зрительно-моторной координации – комплект | 1 |
Скакалка детская | 5 |
Скорая помощь (машина среднего размера) | 1 |
Стержни с насадками (для построения числового ряда) – комплект | 1 |
Стол для экспериментирования с песком и водой | 1 |
Танграм | 1 |
Танграм, комплект на подгруппу | 1 |
Тележка-ящик (крупная) | 2 |
Телескопический стаканчик с крышкой | 1 |
Тренажер для формирования воздушной струи разной интенсивности для развития речи | 2 |
Тренажеры с различной конфигурацией линий в виде желобков для подготовки руки к письму – комплект | 1 |
Увеличительная шкатулка | 1 |
Установка для наблюдения за насекомыми | 1 |
Фигурки домашних животных с реалистичными изображениями и пропорциями – комплект | 1 |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 |
Хоккейный набор | 5 |
Цифровая лаборатория для исследования окружающего мира и обучения детей естественно-научным дисциплинам | 1 |
Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками | 1 |
Часы магнитные демонстрационные | 1 |
Чашка Петри | 2 |
Чековая касса игровая | 1 |
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | 1 |
Кольцеброс настольный | 1 |
Как организовать РППС в подготовительной группе
РППС в подготовительной группе должна учитывать особенности детей на этом этапе развития: повышенную двигательную активность, развитие наглядно-схематического мышления и самостоятельности. В рекомендации – основные требования к оформлению группы и варианты наполнения по функциональным модулям, центрам и зонам. Также есть готовый образец паспорта РППС.
Какие учитывать требования
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды детского сада. Основная задача педагогов – создать в группе условия для всестороннего развития детей. Для этого педагоги оформляют в группе образовательное пространство, которое позволит обеспечить единство РППС и взаимодействие взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать:
- ФОП ДО и ФГОС ДО;
- возрастным особенностям дошкольников;
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.
ФГОС ДО
РППС должна обеспечивать реализацию образовательных программ для всех групп детского сада (п. 3.3.3 ФГОС ДО). РППС не может сводиться только к игрушкам. При проектировании РППС учитывайте факторы: индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей, возрастные и гендерные особенности. В таблице смотрите основные требования ФГОС ДО к РППС.
Пример
Требования ФГОС ДО к наполнению РППС
Требование | Содержание |
Насыщенность | Развивающая среда группы должна включать в себя средства воспитания и обучения, в том числе технические. Также РППС должна быть оснащена игровыми материалами, спортивным инвентарем и оздоровительным оборудованием. Это активизирует детей и дает им доступ к экспериментированию с материалами. РППС должна обеспечивать:
|
Трансформируемость | РППС группы должна трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников |
Полифункциональность | Для детской активности развивающая среда должна включать в себя детскую мебель, мягкие модули, ширмы и маты. Также среди полифункциональных предметов могут быть природные материалы, которые пригодны для разных видов активностей |
Вариативность | Развивающая среда предоставляет детям свободный выбор пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей |
Доступность | РППС предоставляет воспитанникам, в том числе детям с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности |
Безопасность | Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности |
ФОП ДО
ФОП ДО не выдвигает жестких требований к оформлению РППС (п. 31.3 ФОП ДО). За детским садом остается право самостоятельно проектировать развивающую среду. Ниже смотрите основные требования ФОП ДО к РППС (п. 31.6).
Пример
Требования ФОП ДО к оформлению РППС
С учетом возможных вариантов реализации программы в разных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- требованиям ФГОС ДО;
- требованиям безопасности и надежности;
- образовательной программе ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- воспитывающему характеру обучения детей в детском саду;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО.
Санитарные требования
Чтобы организовать РППС в подготовительной группе, учитывайте санитарные правила. Среди таких санитарных требований:
- освещение и температура;
- цветовая отделка;
- параметры мебели;
- количество детей.
Групповые ячейки размещайте не выше третьего этажа (п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20). В игровых, спальнях и учебных кабинетах группы поддерживайте естественный уровень освещения (п. 2.8.2 СП 2.4.3648-20). Ниже смотрите нормы естественного освещения (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21).
Пример
Нормы естественного освещения в группе
Помещение | Естественное освещение | |
При верхнем или комбинированном освещении | При боковом освещении | |
Групповая, игровая комната, помещения для занятий детей до семи лет | не менее 4,0 | не менее 1,5 |
В группах должны быть оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПиН для комфортного пребывания детей. В таблице смотрите допустимые величины параметров микроклимата в группе (таблица 5.34 СанПин1.2.3685-21).
Пример
Допустимые величины параметров микроклимата в группе
Помещение | Допустимая температура воздуха (° С) | Относительная влажность воздуха, % | Скорость движения воздуха, м/с |
Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до семи лет | 21–24 | 40–60 | 0,1 |
Цветовое оформление комнат должно вызывать у детей позитивные эмоции и познавательные интересы. Декор стен можно сделать, используя изображения животных, птиц и героев мультфильмов. Такой дизайн стен способствует развитию фантазии и воображения.
Внимание
Используйте декоративные элементы в меру
Их площадь расположения не должна превышать 25 процентов от общей площади поверхности стен (п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Мебель в группе не должна мешать активности и общению детей. Чтобы ребенок мог беспрепятственно располагаться по игровой комнате, площадь на одного ребенка должна быть не менее 2,5 кв. м (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). В таблице смотрите требования к площади остальных помещений и параметрам мебели на одного ребенка.
Пример
Требования к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка
Возраст | Площадь спальни, | Площадь групповой (игровой), | Параметры кровати | Требования |
До семи лет | 2 | 2 | 140 см – длина | 60 см – расстояние от наружных стен |
Параметры ученической мебели в групповой комнате
Возраст | Рост (см) | Вид мебели | Номер мебели | Высота рабочей плоскости (см) |
До семи лет | 85–100 | стол | 0 | Высота до крышки стола – 40 |
стул | 0 | Высота стула – 22 | ||
100–1150 | стул | 1 | Высота стула – 26 | |
стол | 1 | Высота до крышки стола – 46 | ||
1150–1300 | стул | 2 | Высота стула – 30 | |
стол | 2 | Высота до крышки стола – 52 | ||
1300–1450 | стул | 3 | Высота стула – 34 | |
стол | 3 | Высота до крышки стола – 58 | ||
1450–1600 | стул | 4 | Высота стула – 38 | |
стол | 4 | Высота до крышки стола – 64 |
Количество детей в группе зависит от направленности обучения: общеразвивающая, компенсирующая или комбинированная. Группы общеразвивающей направленности комплектуют по возрасту детей исходя из площади помещений, а также требований к параметрам и расстановке кроватей. О том, как комплектовать группы компенсирующей и комбинирующей направленности, читайте в отдельной рекомендации.
Как оформить
Минпросвещения и РАО разработали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада для реализации образовательных программ (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В рекомендациях разработчики пояснили, как правильно формировать инфраструктуру, в том числе РППС, какими принципами руководствоваться и какие части в нее включить.
По рекомендациям специалистов Минпросвещения и РАО компоненты РППС делятся на две части: инвариантную и вариативную. Компоненты инвариантной части группы педагоги используют, чтобы реализовать обязательную часть ОП ДО. Вариативную часть РППС педагоги оформляют по своему усмотрению. К таким компонентам относятся материалы регионального направления, этнографические, национальные. Они необходимы, чтобы реализовать формируемую часть программы.
Составители рекомендаций предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности. Рассмотрим варианты проектирования группы ниже.
Центры активности
Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в средней группе 12 центров активности (приложение 4 к методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 13.02.2023). Центры активности педагоги могут оформить в группе, чтобы организовать разные виды деятельности с детьми. О том, какие задачи решает каждый из центров и какие образовательные области включают в себя, смотрите в рекомендации. В таблице ниже – примеры наполнения центров в подготовительной группе.
Центры активности в подготовительной группе
Центр активности | Вариант наполнения |
Центр двигательной активности |
|
Центр безопасности |
|
Центр игры |
|
Центр конструирования |
|
Центр логики и математики |
|
Центр экспериментирования |
|
Центр познания и коммуникации |
|
Книжный уголок | Книги детских писателей |
Центр театрализации и музицирования |
|
Центр уединения |
|
Центр коррекции |
|
Центр творчества |
|
Функциональные модули
Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов для организации пространства помещения. Вне зависимости от возраста дошкольников в группу педагоги могут включить девять функциональных модулей (приложение 4 к методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 13.02.2023). В функциональные компоненты модуля входят: учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь. В таблице ниже смотрите примеры наполнения модулей в подготовительной группе.
Функциональный модуль | Вариант наполнения |
Игровой |
|
Физкультурно-оздоровительный |
|
Музыкальный |
|
Художественно-творческий | Наборы для творческой деятельности:
|
Поисково-исследовательский |
|
Релаксационный |
|
Логопедический |
|
Психологическое сопровождение |
|
Дефектологический |
|
Зонирование
Чтобы дети смогли одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, зонируйте группу. Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
Используйте модульное оборудование, чтобы разделить пространство группы. Отделите зону сюжетных игр от зоны подвижных, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Так каждый ребенок сможет выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему. Пример разделения помещения группы смотрите ниже.
Пример
Зоны для разных видов детской деятельности
Пространство группы | Содержание |
Познание и творчество | Предназначена для проведения ООД, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью |
Активная деятельность | Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например сюжетно-ролевая игра |
Спокойная деятельность | Предназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один |
Расположите зоны в группе так, чтобы дети плавно переходили из одной деятельности в другую. Например, зону для игр со строительными материалами – рядом с сюжетной зоной: ребенок сможет взять кубики и построить дом или дорожку для игры. Какие еще определить зоны в группе, подробнее читайте в рекомендации.
Совет
Проектируйте зоны с учетом гендерного подхода
Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения.
Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.
В каждой зоне добавляйте новые предметы, игры и игрушки, которые стимулируют познавательную активность детей, развивают их игровую деятельность. Не перегружайте группу – игрушек в зонах не должно быть слишком много. В таблице смотрите варианты наполнения зон в подготовительной группе.
Пример
Зонирование в подготовительной группе
Пространство группы | Вариант наполнения |
Активная деятельность |
|
| |
| |
Спокойная деятельность
|
|
| |
| |
| |
Познание и творчество |
|
| |
|
Чем наполнить
В подготовительных группах необходим широкий спектр тематических творческих и подвижных игр, опытов и экспериментов. Поэтому развивающая среда должна быть наполнена объектами, которые будут максимально развивать творчество детей, их познавательную деятельность в играх, экспериментировании, общении друг с другом.
Дети 6–7 лет уже имеют достаточный жизненный опыт, наблюдательны и могут сами изменять игровое пространство в группе. Посоветуйте педагогам привлекать дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.
В этом возрасте дети примеряют на себя разные роли, отсюда игры в сюжетно-ролевые игры, например «дочки-матери», в магазин, в доктора, парикмахера. Дети начинают активно играть друг с другом. В 6–7 лет эта детская деятельность представлена не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребенка приложения имеющегося игрового и социального опыта.
Атрибутика для игр должна быть более детализированной, приближена к реальной жизни. Так, для игры в «дочки-матери» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы. Какие игрушки должны быть в подготовительной группе, смотрите в примере.
Пример
Рекомендуемые игрушки для подготовительной группы
- игрушки-персонажи: куклы, фигурки людей, животных;
- игрушки-предметы: посуда, игрушечные инструменты;
- разного рода транспортные игрушки;
- дидактические обучающие игры и игрушки: пирамидки, вкладыши, мозаики, головоломки;
- игры с правилами;
- настольно-печатные игры и материалы: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов, детское домино, настольные игры типа лото;
- материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и другие предметы.
Игрушки в игровой деятельности – основа для сюжетной и ролевой игры. Основные материалы игровой деятельности:
- «Предметы оперирования» – это игрушки, имитирующие реальные предметы, – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия, например игрушечные чашка, утюг, молоток, руль;
- «Игрушки – персонажи» – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, персонажа, например белая шапочка врача, каска пожарника, жезл полицейского;
- «Маркеры игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит, например игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса.
Также в этом возрасте дети проявляют внимание к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, выделяет родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные характеристики. Игрушки познавательно-исследовательской деятельности формируют речь, внимание и мышление ребенка. Порекомендуйте воспитателям подобрать игрушки разных типов.
Развитию познавательно-исследовательской деятельности детей способствуют игрушки, которые развивают:
- интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- воображение и творческую активность;
- формируют представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира по форме, цвету, размеру материалов.
С помощью игрушек предметной деятельности ребенок учится выделять признаки предмета, его формы и размеры. Определять, из какого материала они сделаны, а также как они могут быть применены в любой сфере обучения и жизни.
В 6–7 лет у детей развивается наглядно-схематическое мышление. Чтобы среда в группе стимулировала его развитие, посоветуйте воспитателям пополнять пространство группы соответствующими материалами. Например, разместить для детей в группе схемы-алгоритмы, как проводить самостоятельные опыты в группе и на участке в разное время года. Также посоветуйте педагогам оформить схемы-алгоритмы рисования, лепки и аппликации.
Дети этого возраста проявляют интерес к конструированию. Поэтому в группе должны быть разнообразные конструкторы. Например, напольные, настольные из различных материалов, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
У дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Посоветуйте воспитателям включить в среду группы школьную атрибутику. К примеру, ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка. Еще педагоги могут разместить в группе книги, в которых рассказывается о школьной жизни.
Как составить паспорт РППС
Чтобы помочь воспитателям конструировать и наполнять развивающую среду, порекомендуйте оформить паспорт РППС. Паспорт педагоги могут использовать для самоаудита, чтобы проверить, какие объекты среды есть у них в группе, а какие – отсутствуют.
Требований по оформлению паспорта нет. Педагоги разрабатывают для возрастной группы его самостоятельно. Воспользуйтесь готовым образцом паспорта РППС группы раннего возраста. Образец составлен с учетом рекомендаций Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 13.02.2023). В паспорт воспитатели вносят количество игрового материала и оборудование по факту наличия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт РППС Подготовительная к школе группа
Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ.Центром всей методической работы группы является предметно-пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) подготовительной к школе группы
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, ...

Паспорт РППС подготовительной группы
В данном материале можно посмотреть как организована ППС в подготовительной группе...

Презентация - паспорт РППС подготовительной группы
В данном материале можно подробно посмотреть организациу РППС в подготовительной группе...


