Повышение регионоведческой компетентности участников образовательного процесса при ознакомлении дошкольников с наследием малой родины
статья

В статье рассказывается об организации работы детского сада по изучению исторического и культурного наследия  малой родины - Кольского края с применением ИКТ: создание мультфильмов, презентаций, работа над проектами, виртуальные экскурсии и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение регионоведческой компетентности участников образовательного процесса  при ознакомлении дошкольников с  наследием  малой родины

Величко С.В., старший воспитатель

МБДОУ г. Мурманска №50

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников медиа технологии обладают рядом преимуществ:

  • несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируют систему мыслеобразования;
  • именно ребёнку, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
  • возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей;
  • использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

Формы работы

Банк проектов

Педагогами нашего детского сада разработаны и внедрены в практику работы  проекты  по изучению истории и культуры своей семьи, родного города и края: «Дерево моей семьи», «Мой Мурманск», «Дом, в котором я живу», «Я – мурманчанка!»; по ознакомлению с предприятиями и профессиями города Мурманска: «Все профессии нужны, интересны и важны»; по ознакомлению с природой Кольского полуострова: «Заповедники Мурманской области», «Край морошковый»; по приобщению к народным традициям, народному творчеству и  искусству:  «В гости к Чахкли», «Гордый маленький народ», «Игры народов Севера», «Русские узоры». Проекты и презентации к ним собраны в Банке электронных образовательных ресурсов и являются частью методического обеспечения реализации образовательной программы ДОУ. С его помощью педагоги экономят время на подготовку к мероприятиям с детьми, получают возможность наполнить образовательную деятельность интересным содержанием, оптимизируют взаимодействие с родителями.

  Проект «В гости к Чахкли»

 

        Презентация проекта         Видеоролик

Виртуальные экскурсии

Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного края вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий. Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире.  Однако, при организации экскурсий наши педагоги сталкивались с определенными трудностями, связанными с большой удаленностью объектов посещения, отсутствием транспорта, режимом дня дошкольников, требованиями к их перемещению.

Познавательный интерес детей воспитатели успешно реализуют через организацию виртуальных экскурсий.

Их преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Воспитатели сами отбирают нужный  материал, составляют необходимый маршрут, изменяют содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

В практике нашего детского сада в ознакомлении с историческим и культурным наследием родного края и России широко используются мультимедийные экскурсии «Заповедники Мурманской области», «Путешествие по Кольскому полуострову», «Путешествие по памятным местам Мурманска».

Виртуальные экскурсии

«Путешествие по         «Путешествие

Кольскому полуострову»        по Мурманску»

           

«Заповедники Мурманской области»

Считаем, что в образовании и воспитании детей виртуальные экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей малой родины, культуру народа, его обычаи и традиции. Виртуальные экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения, помогают дошкольникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Виртуальные экспозиции и мини-музеи

Активно используется педагогами ДОУ технология мини – музеев.  Постоянно действует мини-музей  «Разноцветная земля», который  развивается и пополняется. Одна из экспозиций музея посвящена родному краю, его природным особенностям, быту коренных жителей – саамов.

Это пространство интерактивное. В процессе организованной и самостоятельной деятельности в мини-музее дети знакомятся с растительным и животным миром планеты, ее историей, могут обследовать экспонаты, действовать с ними самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, общаться со сверстниками по поводу увиденного, делать выводы.

Мини – музей «Разноцветная Земля»

Виртуальная  экспозиция «Народные промыслы»

(подготовлена Семьей Кирилла М.)

Виртуальная экспозиция «Коренные жители Кольского полуострова»

(подготовлена семьей Ромы Ш.)

Электронные дидактические игры

В ДОУ создана электронная краеведческая игротека, которая  позволяет развивать интеллектуальные способности дошкольников, систематизировать и углублять их знания о природе, истории, культуре родного края, способствует расширению социальных контактов и формированию социальных навыков, реализации творческого потенциала взрослых и детей. В игротеке находятся игры, разработанные и созданные  педагогами с помощью ИКТ, направленные на ознакомление детей с животным и растительным миром Мурманской области.

 «Редкие птицы Кольского        «Редкие животные Кольского

 полуострова»        полуострова»

Основанная на игровом методе, краеведческая игротека позволяет в подходящей для детей дошкольного возраста форме погрузиться в мир природы, истории и культуры края, создает благоприятные условия для воспитания познавательного и бережного отношения к родной природе, возникновения интереса к истории и самобытной культуре региона и страны в целом.

Мультипликационные фильмы

Мультипликация – сегодня трудно найти более универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. Процесс создания мультфильмов не только знакомит детей с родным краем, но и несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познавать окружающий мир, реализовывать свои замыслы. 

Мультфильм "На Севере ДруЖИТЬ"

C:\Users\Svetlana\Desktop\OiEX-9ULXdNbWGJncKFIL68mT016eu0H05veg4_-l8a0ybY7IkChkzcujsCRXLqI0BZxNFbabeGZNfDvMidrQsoV.jpg

Мультфильм «Кто на Севере живет»

C:\Users\Svetlana\Desktop\V6bwbf2eVdE.jpg

Весь материал регионального содержания собран педагогами в банке  электронных образовательных ресурсов, что позволяет многократно использовать его. Это способствует повышению регионоведческой компетентности участников образовательного процесса  при ознакомлении дошкольников с  историческим и культурным наследием  малой родины,  создает необходимые условия для  положительной динамики личностного роста детей, повышения их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре Кольского края и России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.

Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и  ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...

«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Выступление «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию дошкольников»

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре-практикуме «Активизация речевой деятельности дошкольников через инновационные технологии»...

Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»

Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»Цель проекта. Целью создания системы родительск...