Использование электронной среды в дошкольном образовании – путь повышения качества образования
статья
Для педагогов ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронной среды в дошкольном образовании – путь повышения качества образования
Федорова Кристина Игоревна,
Старший воспитатель МКДОУ №22 г.Аши
МКДОУ №22 г.Аши с 2022 по 2024 года являлся региональной инновационной площадкой по направлению «Бережная цифровая образовательная среда для дошкольников» с темой проекта «Шаг в будущее. Модель организации работы с дошкольниками при помощи интерактивных ресурсов». Мы считаем данная тема как никогда актуальна! Ведь современный ребенок совсем не такой, каким был 10 лет назад, его окружают всевозможные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. А значит, перед педагогом стоит задача: правильно мотивировать обучающихся на использование имеющегося у него устройства. Использовать его не бездумно, а с пользой, чтобы он лучше познавал мир, а главное, делал это с удовольствием. Ведь там, в этих гаджетах, та самая цифровая образовательная среда, а грамотное применение цифровых технологий превращается в инструмент познания, созидания. Образовательная среда детского сада должна удовлетворять потребности и интересы современных детей.
Цифровая образовательная среда открывает новые перспективы в системе не только общего, но и коррекционного образования, связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно помнить, что цифровая образовательная среда не может полностью заменить живое человеческое общение. Поэтому необходимо воспитывать у детей правильное отношение к техническим устройствам и рационально интегрировать цифровые технологии в традиционные виды детской деятельности.
В нашем детском саду дети путешествуют в мир интересного с использованием возможностей интерактивных ресурсов. Для удобства работы педагогов закуплены ноутбуки и телевизоры в группы, а чтобы повысить познавательный интерес дошкольников, были приобретены интерактивный стол, интерактивная песочница, интерактивное зеркало и интерактивный пол, интерактивный физкультурный комплекс, наборы робототехники и цифровая лаборатория Наураша. Использование интерактивных технологий в ДОУ значительно усиливает мотивацию и позволит сделать процесс познания новой информации более доступным для ребенка. Способы применения и виды такого оборудования могут различаться. Педагог может самостоятельно выбирать методику обучения.
Педагоги и специалисты детского сада используют интерактивный комплекс «Играй и развивайся». Предложенные подвижные занятия помогают детям получать новые знания в ходе игры. Управление интерфейсом дети осуществляют, управляя телом, ногами и руками. Комплекс подходит для занятий с детьми от 3 лет. Комплекс «Играй и развивайся» позволяет проводить яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. Благодаря данной технологии дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана и не портят зрение и осанку. При проведении подвижных занятий педагог имеет новые возможности в работе, а дети получают удовольствие от увлекательного учебного процесса.
Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми является «Интерактивная песочница», которая расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется. Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, инновационный потенциал которого заключается в конструктивном соединении традиционных принципов игры с песком из кварца и современных интерактивных технологий, основанных на взаимодействии проецируемого изображения с движениями рук ребёнка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Дети учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, а так же мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения.
С помощью панелей интерактивная песочница может быть преобразована в интерактивный стол - большой сенсорный экран, расположенный горизонтально и которым можно управлять с помощью прикосновений. Функционал его практически неограничен. На нем можно показывать презентации, воспроизводить мультимедийные файлы и т.д.
Работа в детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей. Поэтому в нашем детском саду был приобретен образовательный пол MAGIUM. Интерактивный пол - это напольная проекция, которая реагирует на движение ребенка. Попадая в зону проекции, ребенок своими движениями заставляет картинку «оживать». Использование оборудования интерактивный пол помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться. Создатели интерактивного пола Magium включили в комплект развивающие игры, объединенные в тематические группы, или «образовательные острова». Образовательный пол MAGIUM применяются в таких образовательных областях, как познавательное (в частности формирование элементарных математических представлений) и социально-коммуникативное развитие. Его игры включаем как часть занятия (ООД) для создания сюрпризного момента, минутки отдыха, динамической паузы (3-5 минут дети бегают за рыбками, лопают шарики или повторяют цвет) или как занятие в кружках по дополнительному образованию. Для планомерной и продуктивной работы с интерактивным полом была написана программа «Умный пол» с календарно-тематическим планированием.
Все мы знаем, что в работе логопеда зеркало является важным и неотъемлемым инструментом логопедического занятия. А зеркала бывают разные. И совсем недавно в нашей линейке инновационного оборудования в детском саду, появилось умное зеркало «Artik Me». Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Умное зеркало дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Для этого у зеркала есть конструктор, который позволяет проводить коррекционные занятия, наполняя его в соответствии с задачами, а шаблоны игр предоставляются в помощь. Умное зеркало, путём определения качества выполнения упражнения, даёт обратную связь в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий – в помощь яркие анимации и добрые весёлые персонажи.
Интерактивный физкультурный комплекс в МКДОУ №22 г.Аши появилось в марте 2024г. и наши педагоги совместно с детьми активно стали использовать его для проведения утренний гимнастики и во время физкультурных занятий. В комплект ИФК входит подвесной короб с 3D-датчиком объема, компьютер, встроенный в короб, проектор с HDMI-интерфейсом, программное обеспечение, методические рекомендации. Для работы с ИФК подойдет любая светлая поверхность (пол или стены). Проектор создает изображение на поверхности, а специальные датчики считывают действия детей: нажатия руками, броски мячами и т.д. Проецируемое изображение меняется в соответствии с действиями игроков и находящимися на поверхности предметами. Комплекс содержит 115 сенсорных меток. В комплект также входят подвижные и интеллектуальные игры со звуковым сопровождением. А также шарики для интерактивной стены. Интерактивный физкультурный комплекс – это оборудование, совмещающее в себе популярные виды спорта, образовательные технологии и сенсорную стену. Комплекс позволяет поддерживать потребность ребенка к постоянному движению. Подходит для проведения занятий по физической культуре, утренних зарядок, подвижных игр. Расширяет возможности для проведения различных массовых и спортивных мероприятий.
Весной 2025 года в нашем детском саду появилась новинка детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» для развития познавательной активности дошкольников. Данная лаборатория позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений. Так как дети обожают совершать самостоятельные открытия и проводить настоящие научные эксперименты, детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» помогает развивать эту заложенную природой познавательно-исследовательскую деятельность.
Занятия с использованием Цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность. Лаборатория представляет собой игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков. Датчиками «Божья коровка» оснащены все модули цифровой лаборатории. Главный герой-мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме, общается с ребенком, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии.
Наша лаборатория состоит из 6 образовательно-игровых модулей или лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: Температура, Свет, Сила, Электричество, Кислотность, Магнитное поле. Состав каждого модуля индивидуален. В каждом цифровом модуле есть свой определённый набор оборудования и инструментов, всё необходимое для работы готово, ничего не надо искать и придумывать самостоятельно. Изучение предложенных тем может проводиться в любом порядке. В составе всех комплектов по всем темам имеются: датчик «Божья коровка», имеющий соответствующую теме физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Работая в лаборатории, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения, учатся наблюдать, измерять, сравнивать, помогают обогатить жизненный опыт детей. С помощью этой лаборатории на основе модулей можно планировать и организовывать деятельность с детьми в парах или группах. Мы используем ее в рамках дополнительного образования.
Новые информационные технологии позволяют построить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, мышь, песок). Подводя итог, можно отметить, что в наши дни коррекционно-образовательный процесс уже не представляется без ИКТ. Современные дети прекрасно адаптируются в цифровом мире.
Список литературы:
- Кочкина, Н.А., Куликова, Н.В. Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2018. — № 5. — С. 672–674.
- Сваталова, Т.А. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка дошкольного возраста / Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XX Международной научно-практической конференции. — ГБУ ДПО «ЧИПККРО» — 2019. — С. 280–286.
- Федорова, К. И. Модель образовательного процесса с использованием интерактивных ресурсов в дошкольном образовании / К. И. Федорова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN523.pdf
- Хапаева, С.С. Интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы в детском саду // Современные информационные технологии и ИТ-образование — 2017 — Т. 11, № 1 — С. 322–326.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути повышения качества образования в ДОУ"
Доклад был представлен на педагогические чтения работников образования Тайшетского района в 2013 году, в нем дается анализ работы ДОУ по реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников. ...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
31.08.2015 г. в ДОУ состоялся педсовет, на котором я выступила с докладом....
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет...

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»
Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...
«Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образования в рамках реализации стандартов нового поколения».
В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рек...

«Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность»
Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;-способствовать...
