Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивного оборудования в ДОУ
учебно-методическое пособие
Методические рекомандации для создания цифровой среды в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22»
ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
456910 Челябинская область г. Аша, ул.Кирова д.56, телефон: (8-351-59) 2-04-00
e-mail: mdou22asha@yandex.ru
Методические рекомендации в педагогической работе по реализации модели образовательного процесса с использованием интерактивных ресурсов в дошкольном образовании
Авторы-составители:
Федорова Кристина Игоревна,
старший воспитатель
Булатова Наталья Александровна,
учитель-логопед
Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед
Бушаева Марина Вячеславовна,
воспитатель
г. Аша, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Методические рекомендации по использованию интерактивной
песочницы и стола………………………………………………....10
- Методические рекомендации по использованию интерактивного комплекса «Играй и развивайся»………………………………….13
- Методические рекомендации по использованию наборов роботехники……..………………………………………………….15
- Методические рекомендации по использованию образовательного
пола MAGIUM………………………………………………………18
- Методические рекомендации по использованию Умного зеркала ArtikMe………………………………………………………………21
- Методические рекомендации по использованию интерактивного физкультурного комплекса…………………………………………24
- Библиографический список..……………………………………….26
- Приложение………………………………………………………….29
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной политики является федеральный проект «Цифровизация образования», что подразумевает создание цифровой образовательной среды[1] в образовательных учреждениях. Современное интерактивное оборудование и интернет-сервисы позволяют значительно упростить и усовершенствовать процесс образования, в том числе и с детьми в возрасте до 7 лет. В то же время педагоги дошкольного образования испытывают затруднения в организации образовательного процесса с использованием современных интерактивных ресурсов в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Это связано со сложностью выделения области воздействия интерактивных ресурсов на личностное развитие ребенка, определения целесообразности их использования при формировании интеллектуальных умений и навыков малышей. Федеральный проект «Цифровизации образования» подразумевает создание цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. Насыщение образовательных организаций техническими средствами и отсутствие необходимого уровня компетентности педагогов вызвало противоречие между имеющимися техническими возможностями ряда образовательных организаций и разработанностью методических и педагогических средств для использования интерактивных ресурсов в образовательном процессе. Научная новизна заключается в разработке новых методов использования интерактивных ресурсов в образовательном процессе дошкольных учреждений. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных модели, методов и рекомендаций для улучшения образовательного процесса в дошкольных учреждениях с использованием интерактивных ресурсов.
Многие исследователи рассматривали в своих работах отдельные аспекты использования интерактивных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста. Рассмотрению возможностей интерактивной образовательной среды для повышения эффективности образовательного процесса посвящены работы Кочкиной Н.А., Куликовой Н.В [1]. Некоторые аспекты применения интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов отражены в работах Хапаевой С.С. [2], Гайдуковой С.А.[3], использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации рассматривается в работах Мелентович А.В.[4], Халимовой Г. Г.[5], оцениванию и формированию цифровой компетентности педагогов дошкольного образования посвящены работы Сваталовой Т.А.[6,7,8], вопросы проектирования педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях раскрываются в исследованиях Худяковой Н.Л.[9], Яковлевой Г.В. [10].
Изучение работ исследователей данного направления позволило сделать вывод о том, что несмотря на интерес к проблеме, вопросам разработки моделей организации образовательного процесса с дошкольниками на основе интерактивного оборудования уделяется недостаточное внимание. А это значит есть необходимость разработки педагогических средств, обеспечивающих возможность моделирования образовательного процесса с использованием современных интерактивных ресурсов в дошкольном образовании и профессиональные дефициты педагогов по данному вопросу.
Дошкольные образовательные учреждения сегодня стоят перед выбором: применять или не применять при организации педагогического процесса компьютеры, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивное оборудование. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, у образовательных организаций есть свобода выбора в решении данного вопроса. И, если было принято решение — использовать новое оборудование, то необходимо это делать разумно, обоснованно, заботясь о сбережении здоровья детей и их развитии.
Согласно ГОСТ Р 53620-2009, электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в цифровой форме с определенной структурой, предметным содержанием и метаданными. Использование интерактивных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях в наше время не является новым, но педагогические работники сталкиваются с определенными сложностями в организации этого процесса из-за недостатка исследований и общей неопределенности в этой области.
Модель организации работы с дошкольниками - это система принципов, методов, форм и средств, направленных на организацию образовательной и воспитательной деятельности дошкольников с использованием интерактивных технологий, направленных на достижение конкретных педагогических целей и задач.
Цель: оказание помощи педагогам в создании цифровой образовательной среды как условия для развития личности ребенка, его интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, а также формирование навыков самостоятельной работы с информацией и решения проблем в различных ситуациях.
Задачи:
а) Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка;
б) Использование интерактивных ресурсов для активизации познавательной деятельности дошкольников;
в) Формирование навыков работы с различными источниками информации;
г) Развитие критического мышления и умения принимать решения на основе анализа информации;
Принципы:
а) Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
б) Принцип активности и самостоятельности обучающихся;
в) Принцип интеграции различных видов деятельности;
г) Принцип использования интерактивных методов обучения;
Ожидаемый результат: усвоение педагогами материала, построенного на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и практического анализа в виде методических рекомендаций, способствующих эффективному планированию педагогической работе в реализации модели образовательного процесса с использованием интерактивных ресурсов в дошкольном образовании.
Данные методические рекомендации могут использовать в своей работе педагоги дошкольных организаций: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструктора по физическому воспитанию, музыкальные руководители, педагоги-психологи, тьюторы.
Образовательный процесс в дошкольных учреждениях представляет собой систематическую, целенаправленную кооперацию между взрослыми и детьми с целью достижения социально значимых результатов, которая приводит к изменениям личностных характеристик и навыков обучающихся. Модель такого процесса определяет структуру и наполнение образовательной программы и использует определенные методики и технологические подходы [11].
Существует несколько моделей обучения с позиции получения знаний обучающимся и роли педагога в этом процессе.
– пассивную – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);
– активную – ученик является субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
– интерактивную – активное взаимодействия всех обучающихся (ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения)
Традиционная модель основывается на передаче знаний от педагога к ученику, где учитель является основным источником информации, в то время как ученики выступают в роли пассивных получателей знаний.
Проектная модель предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, они работают над проектами, выбранными самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом.
Интерактивная модель базируется на взаимодействии учеников друг с другом и с педагогом, они активно участвуют в обсуждении, решении проблем.
Чтобы создать наиболее подходящую модель образовательного процесса с применением интерактивных средств в контексте требований ФГОС ДО, нужно выделить позитивные стороны уже существующих образовательных моделей и сопоставить их с особенностями использования интерактивного оборудования в дошкольных организациях.
К основным трем моделям организации образовательного процесса в дошкольном образовании относят: традиционную, комплексно-тематическую, предметно-средовую. Описание моделей включает такие компоненты как: принцип организации содержания образования, позиция взрослого в обучении, технологичность и методическая оснащенность. Рассмотрим плюсы и минусы моделей с позиции соответствия требованиям ФГОС ДО (Составлено автором) (табл.1).
Таблица 1
традиционная | комплексно-тематическая (как вариант проектной) | предметно-средовая | |
принцип организации | содержание образования представлено через разделенные учебные методики по разделам программы, каждая из которых имеет свою логику построения | организация образовательных материалов строится вокруг темы, которая служит сообщаемым знанием и представляется в эмоциональной и образной форме. Тема реализуется в различных видах детской деятельности (“проживается” ребенком). В общем, образовательный процесс скорее направлен на расширение детских представлений об окружающем мире, чем на их развитие | содержание образования проецируется непосредственно на материальную среду. Ограничение образовательной среды только материальными предметами и ориентация на самостоятельное развитие ребенка в этой модели приводят к потере систематичности образовательного процесса и значительно сужает культурные рамки для дошкольника |
позиция взрослого | учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности | приближена к партнерской | организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка |
технологичность | технологична, доступна профессионально обученному педагогу | модель низко технологична, так как отбор тем, придающий систематичность всему образовательному процессу, зависит от общей культуры и творческого и педагогического потенциала воспитателя | данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого |
методическая оснащенность | множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой | разработки отдельных проектов | множество рекомендаций по подбору материала для предметной среды |
Стоит отметить, что первые две модели обучения широко использовались во все времена существования системы образования. Отказываться от них сегодня было бы неверно, но учитывая принцип реализации ФОП ДО, а именно обеспечение субъектности ребенка в освоении содержания образования, стоит дополнить их деятельностными формами.
При конструировании модели образовательного процесса с использованием интерактивных ресурсов для детей дошкольного возраста возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Авторский взгляд на проблему опирается на интеграцию существующих моделей образовательного процесса [12,13] и моделей обучения с позиции использования интерактивного оборудования.
Описание модели организации образовательного процесса с использованием интерактивных ресурсов в каждом отдельном образовательном учреждении зависит от факторов, связанных с наличием и спецификой использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации. К таким факторам мы относим: уровень технического оснащения образовательного учреждения, состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения, наличие подключения к Интернет, достаточный уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов).
Разработка модели образовательного процесса проводилась на базе МКДОУ №22 г. Аша Челябинской области в рамках деятельности региональной инновационной площадкой по направлению «Бережная цифровая образовательная среда для дошкольников» с темой проекта «Шаг в будущее. Модель организации работы с дошкольниками при помощи интерактивных ресурсов».
В дошкольной организации в каждой группе есть ноутбуки и телевизоры. В дошкольном учреждении имеется интерактивный стол, интерактивная песочница, интерактивное зеркало и интерактивный пол, интерактивный физкультурный комплекс и наборы робототехники. Особенность использования интерактивных ресурсов заключается в том, что определенный материал в электронном формате встраивается в традиционную систему образовательной деятельности с воспитанниками.
Модель интегративного планирования образовательного процесса для дошкольников характеризуется общими целями изучения окружающего мира в его различных аспектах, во всей его полноте и цельности. Различные формы детской деятельности объединены общими задачами, педагоги сотрудничают друг с другом, дети участвуют в разных формах взаимодействия в свободной и организованной образовательной среде. Логика развития сохраняется от года к году, но дополняется на новом этапе развития детского коллектива и каждого ребенка в отдельности, учитывая возраст, время года, момент образовательного процесса, актуальную составляющую окружающей реальности, что позволяет решить и внезапно возникающие этические вопросы. Инициативные виды деятельности (игры, прогулки, эксперименты) сочетаются с формами деятельности, инициированными взрослыми [12].
Главным условием при организации образовательного процесса является сбережение здоровья воспитанников. Поэтому использование мультимедийного оборудования, игр, интерактивных ресурсов проводится в строгом соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21[2] и соблюдением условий для сбережения здоровья детей:
∙ с детьми 5–7 лет проводятся занятия не более 7–10 минут в день 3
раза в неделю;
∙ расстояние от глаз ребенка до монитора соответствует требованиям
СанПиН (0,6–0,7 м);
∙ изображение на экранах планшетов стабильное, яркое и предельно четкое;
∙ после занятия с детьми обязательно проводится гимнастика для глаз.
∙ предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.
Рассмотрим возможности интерактивных ресурсов при реализации ФОП ДО. Для достижения цели, соответствующей ФОП ДО, были поставлены следующие задачи:
– способствовать развитию познавательных способностей воспитанников.
– развивать и обогащать эмоциональную и волевую сферы воспитанников.
– развивать коммуникативные навыки воспитанников.
Интерактивная песочница и стол
Использование интерактивных песочницы и стола актуально для таких образовательных областей, как познание и социально-коммуникативное развитие. Интерактивная песочница представляет собой обучающую игру, объединяющую традиционные игры с песком и интерактивные технологии. Она позволяет детям взаимодействовать со спроецированными на песок изображениями.
Для достижения цели, в соответствии с ФОП ДО поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию познавательных функций воспитанников.
- развивать и обогащать эмоционально-волевую сферу воспитанников.
- развивать коммуникативные навыки воспитанников.
Игры с песочницей способствуют развитию эмоций, коммуникативных навыков, творческих способностей и мелкой моторики у детей. Устройство безопасно для глаз благодаря верхнему расположению проектора, который не светит в глаза.
Занятия проводятся малыми группами по 9–10 детей два раза в неделю продолжительностью 30 минут каждое. Создана программа «Играй и развивайся», включающая использование интерактивной песочницы и стола в целях развития эмоциональной, коммуникационной и когнитивной сферы детей. Песочная терапия является эффективным инструментом для достижения этих целей.
Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, инновационный потенциал которого заключается в конструктивном соединении традиционных принципов игры с песком из кварца и современных интерактивных технологий, основанных на взаимодействии проецируемого изображения с движениями рук ребёнка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Дети учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, а так же мелкую моторику, координацию движений, тактильные ощущения.
Универсальность использования данного оборудования для развития эмоциональной, коммуникативной и познавательной сфер ребёнка обеспечивается наличием разнообразных обучающих режимов. При работе с ЦОР особое внимание уделяю соблюдению правил техники безопасности: проверяю состояние оборудования и готовлю его к работе; проверяю ладони детей на отсутствие повреждений и аллергии.
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони).
На начальном этапе каждого занятия мы повторяем с детьми правила работы в волшебной песочнице.
Здесь нельзя:
Кусаться, драться
И песком в глаза кидаться.
Можно строить и творить,
И друзей своих любить.
А еще нельзя смотреть вверх на проектор: волшебство пропадёт и останется только обычная песочница. Затем мы проводим пальчиковую гимнастику. Например:
Раз, два, три, четыре, пять (перебирают пальчиками)!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел (начинают загибать по одному пальчику, начиная с мизинца до большого),
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого, есть возможность управлять различными объектами, например, кораблями или танками. Таким образом, мы можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему происходят извержения. Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
С помощью панелей интерактивная песочница может быть преобразована в интерактивный стол - большой сенсорный экран, расположенный горизонтально и которым можно управлять с помощью прикосновений. Функционал его практически неограничен. На нем можно показывать презентации, воспроизводить мультимедийные файлы и т.д. Я использую его для игр и обучения.
При работе с интерактивной песочницей и интерактивным столом у детей реализуется взаимосвязь между мелкой моторикой (т.е. совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем) и развитием полушарий головного мозга. Эти ресурсы можно ненавязчиво использовать с детьми в индивидуальном и групповом формате.
Интерактивный комплекс “Играй и развивайся”
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения применяют интерактивный комплекс “Играй и развивайся” (телевизор и Kinect сенсор). Организованные с его помощью активные игры помогают детям приобретать новые знания и навыки в игровой форме. Управление интерфейсом осуществляется детьми посредством движений тела, ног и рук. Также в обучающий процесс включены мультимедийные презентации с участием персонажей, красочной графики, звуковых и видеоматериалов. Презентации и интерактивные комплексы используются во всех образовательных сферах:
Познавательное развитие: при изучении окружающего мира использование данной технологии открывает отличную возможность рассказать детям о мире, не выходя из учреждения и не совершая дальних путешествий.
Социально-коммуникативное развитие: в ходе занятий детям предлагаются презентации по социальным темам, проблемные ситуации и анимационные фильмы нравственного содержания [14].
Художественно-эстетическое развитие: занятия по знакомству с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусств основываются на визуальном, музыкальном и литературном материале. Воспитанники могут знакомиться с творчеством художников, скульпторов, архитекторов и мировыми шедеврами искусства.
На занятиях по изучению основ математики формируются способы визуального восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных характеристик и свойств, а также развивается визуальная память.
В МКДОУ №22 г. Аши Челябинской области создана «Копилка авторских мультимедийных презентаций» по различным образовательным областям, которые активно используются педагогами нашего детского сада. Включение презентаций в образовательный процесс по развитию речи способствует расширению словарного запаса детей, формированию звуковой культуры речи, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления и творческих способностей.
Педагоги используют мультимедиа на занятиях не более 7 минут, 2-3 раза в неделю, что составляет примерно 20-30% времени занятий. Это соответствует требованиям к использованию электронных средств обучения в образовательных учреждениях в зависимости от возрастной группы (старшей и подготовительной группе) по всем образовательным областям.
Наборы робототехники
В арсенале специалистов появляются адаптированные для работы с дошкольниками средства робототехники. Педагоги убеждены в том, что применение компьютерных технологий оказывает влияние не только на формирование наглядно-образного мышления, но и позволяет оптимизировать коррекционно-образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья и повысить результативность образовательной деятельности.
Робототехника является новой, современной и уникальной технологией, сочетающей в себе передовые достижения и разработки в области электроники, электротехники, радиотехники, механики, телемеханики и информатики. Робототехника используется во всех образовательных направлениях. Она обладает педагогическим потенциалом для развития мелкой моторики, навыков взаимодействия в коллективе, способности анализировать и креативно мыслить, а также для формирования навыков представления проекта.
В образовательной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 7 лет активно применяются конструкторы LEGO Education и LEGO WeDo 2.0, позволяющие на начальном уровне программировать на планшетах. Этот инструмент помогает детям изучать основы программирования в доступной игровой форме. Ребята разрабатывают программы для робота и задают ему траекторию движения, что стимулирует воображение и планирование. Работа с мини-роботами учит детей общению и решению задач, развивает логическое мышление, пространственную ориентацию, навыки счета и способность создавать последовательности действий.
Занятия проходят в подгруппах численностью 8-10 человек и длятся 30 минут, из которых программированию на планшете уделяется всего 7-10 минут.
В рамках дополнительного образования детей в детском саду по робототехнике была разработана программа «LEGOLAND ROBO», занятия проводятся 2 раза в неделю для детей подготовительных групп.
У ребенка в процессе занятий по робототехники формируются познавательно – исследовательские умения и навыки, желание добиваться результата, закладываются первые предпосылки учебной деятельности.
Кроме того, использование образовательной робототехники позволяет чередовать практические и умственные действия ребенка.
Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития технического творчества, является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, которое происходит в процессе специально организованного обучения.
Основными методами обучения по робототехники выступают:
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- групповая и индивидуальная работа;
- информационно – коммуникативные технологии.
В процессе занятий по робототехнике происходит интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие (ребенок сам того не замечая осваивает устный счет, состав числа, совершает простые арифметические действия; развиваются представления об окружающем мире);
- Речевое развитие (при обсуждении с детьми постройки, ребенок рас-сказывает о своих действиях, тем самым развивается связная речь, обогащается активный словарь детей);
- Художественно – эстетическое развитие (созданную постройку можно обыграть при помощи спектакля, сказки и т. д.)
- Социально – коммуникативное (формирование умения работать в коллективе – умение быть лидером или помощником, четко распределять обязанности и выполнять правила поведения, а как следствие, формирование взаимовыручки и сотрудничество).
Важным для педагогов является и то, что использование занятий по робототехнике можно легко связать с лексическими темами и календарно - тематическим планированием, что не только облегчает усвоение нового материала, но и дает возможность закрепления пройденного материала в игровой форме.
Работая с детьми от 5 до 7 лет в образовательной деятельности активно используется конструктор LEGO Education. Конструкторы LEGO Education – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
В старшей возрастной группе свои замыслы и проекты моделей дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO Digital Designer. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO 2.0 с начальным уровнем программирования на планшетах. С помощью данного устройства дети в игровой форме изучают азы программирования.
Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему график передвижения и других манипуляций, что помогает в развитии воображения и учит планированию. Выполняя игровые задания с мини-роботами, дети учатся работать в группе, у них развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление, пространственная ориентация, совершенствуются навыки счёта и умение составлять алгоритмы.
Обучение робототехнике состоит из 3 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Установление взаимосвязей: при установлении взаимосвязей дети получают новые знания на основе личного опыта, расширяя и обогащая свои представления. Дошкольники знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Образовательная ситуация проектируется на основе заданий с участием фигурок героев из Лего. Использование анимации позволяет четко проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование: новые знания лучше усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В задании на данном этапе приведены подробные пошаговые инструкции. При желании отводится время для усовершенствования предложенных моделей или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия и развитие: осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В данном разделе дети изучают, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции или программы: они меняют детали, проводят измерения, оценки новых возможностей модели, придумывают сюжеты игры, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели.
Наши дети с помощью легоконструктора создают и сочиняют сказки, например «Теремок на новый лад», где всем известного медведя дети заменили на динозавра.
Использование робототехники в дошкольной организации является новым направлением работы, тем самым вызывает интерес не только у детей, но и у родителей, которые становятся активными участниками педагогического процесса.
Образовательный пол MAGIUM
Работа в детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей. Некоторые дети с трудом усваивают сенсорные эталоны: цвет, форму, величину. Они допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения детей, в том числе детей с ТНР и ЗПР.
Образовательный пол MAGIUM применяются в таких образовательных областях, как познавательное (в частности формирование элементарных математических представлений) и социально-коммуникативное развитие.
На занятиях познавательного цикла используем для закрепления формы и размера фигур, цвета, названия животных, повторяем правила дорожного движения, алфавит и другой материал. Проведение в непрерывной образовательной деятельности специально подобранных игр интерактивного пола создает максимально благоприятные условия для развития дошкольников и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Дети начинают активнее употреблять словесные обозначения пространственных отношений.
У дошкольников формируются навыки счета и решения задач, закрепляются знания о геометрических фигурах. Это и коррекция нарушений концентрации внимания и памяти, задержки психического, речевого и моторного развития. Интересно детям выполнять математические задания, в которых закрепляются понятия цифра-число, количество, величина и др. Игра «Поймай божью коровку» позволяет группировать предметы по определенному признаку, проявить быстроту реакции.
С интерактивным полом работает также музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Игры позволяют детям снять эмоциональное напряжение, развивать восприятие, внимание и активизируют мыслительные процессы. Специалисты приглашают для индивидуальных занятий детей с ОВЗ, детей – инвалидов для реализации индивидуального образовательного маршрута, используя разнообразную тематику игр с учетом особенностей развития ребенка.
При проведении досугов и развлечений с детьми включаем для создания положительного эмоционального фона интересные проекции (например, лопающиеся шарики или уплывающие рыбки). Устраиваем небольшие соревнования, как между отдельными детьми, так и малыми командами. Дети выплеснут энергию, получат заряд положительных эмоций.
Проведение в непрерывной образовательной деятельности специально подобранных игр для интерактивного пола создает максимально благоприятные условия для развития дошкольников и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Дети начинают активнее употреблять словесные обозначения пространственных отношений. Дети учатся использовать пространственные отношения, считать, решать задачи и изучать геометрические фигуры. Занятия с интерактивным полом, которые проводятся 30 минут 2 раза в неделю, помогают улучшить концентрацию внимания и память, а также ускорить психическое, речевое и моторное развитие. Проектор находиться сверху и не светит непосредственно в глаза детям. Поэтому с интерактивным полом дети занимаются непосредственно 30 минут, 2 раза в неделю. Для планомерной и продуктивной работы с интерактивным полом была написана программа «Умный пол» с календарно-тематическим планированием.
Использование интерактивного пола помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться. Детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, пазлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги. Интерактивные игры имеют различные сценарии и возможность управления, создаются с учетом возрастных особенностей детей и имеет варианты с усложнениями. Игры и задания с использованием интерактивного пола охватывают все образовательные области развития ребенка – дошкольника, сопровождаются не только виртуально – иллюстративным материалом, но и музыкальным сопровождением.
Интерактивный пол для детского сада можно использовать в двух целях – образовательной и развлекательной. В нашем детском саду интерактивный пол размещен в музыкальном зале. Использование интерактивного пола в образовательных целях имеет свои особенности. Прежде всего, мы изучили установленную программу, отобрали и систематизировали образовательные проекции, которые можно использовать в соответствии с возрастом и образовательными областями. Его игры включаем как часть занятия (ООД) для создания сюрпризного момента, минутки отдыха, динамической паузы (3-5 минут дети бегают за рыбками, лопают шарики или повторяют цвет) или как занятие в кружках по дополнительному образованию. Для планомерной и продуктивной работы с интерактивным полом была написана программа «Умный пол» с календарно-тематическим планированием.
Умное зеркало ArtikMe
Умное зеркало ArtikMe используется для проведения развивающих интерактивных занятий по всестороннему развитию и коррекции речи. Оснащение логопедического кабинета современной техникой позволяет в полной мере реализовать информационно-компьютерные коррекционные технологии для повышения мотивации детей с ОВЗ к усвоению новых знаний и умений. Умное зеркало ArtikMe применяются в речевом развитии детей дошкольного возраста и в работе с детьми с ТНР.
Возможности использования интерактивного зеркала в работе с детьми с ТНР:
- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Умное зеркало дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Для этого у зеркала есть конструктор, который позволяет проводить коррекционные занятия, наполняя его в соответствии с задачами, а шаблоны игр предоставляются в помощь. Собирать свои занятия можно в конструкторе игр, используя множество иллюстраций и форматов. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие вы самостоятельно наполняете содержанием, важным для занятий с определенным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.
Самые проблемные и скучные этапы работы с логопедом преобразуются в интересную игру – ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путём определения качества выполнения упражнения, даёт обратную связь в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий – в помощь яркие анимации и добрые весёлые персонажи.
В процессе занятий ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также нужный иллюстративный и другой дидактический материал. Ребёнок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Например, к любой теме ребёнок может выбрать игры: «четвёртый лишний», «обобщение» или «запомни», где каждая из выбранных игр будет способствовать педагогической цели и задачам на сегодняшнее занятие. Так ребёнок принимает и сохраняет цели и задачи деятельности, производит поиск средств их осуществления.
Весь дидактический материал размещен непосредственно в поле зрения ребёнка. Получается, что ребёнок видит слово, картинку, педагога и себя в едином пространстве. Благодаря умному зеркалу нет необходимости переводить внимание на стол. Так дети активно применяют средства современных информационных и коммуникационных технологий – при этом мы формируем грамотного пользователя цифровых технологий и снижаем риск опасностей в сети.
Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций:
-Зеркало должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
-Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть соответственными психическим и психофизическим возможностям ребенка.
Организация и способ проведения занятия с применением «Умного зеркала ArtikMe» соответствует технологии проведения традиционных занятий. Занятие содержит в себе несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом. При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, приобретенные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
Кроме того, обязательно использовать на занятиях с Умным зеркалом традиционную предметно-развивающую среду: игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д. Применение «Умного зеркала» ArtikMe позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способу обучения к деятельностному, при котором ребенок становится более активным, а не пассивным. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Умные зеркала находятся в кабинетах учителей-логопедов и учителя-дефектолога, из 30 минут занятия, с интерактивным зеркалом ребенок работает только 7-10 минут и используется в основном для индивидуальных занятий, 2 раза в неделю.
Интерактивный физкультурный комплекс
Интерактивный физкультурный комплекс – это оборудование, совмещающее в себе популярные виды спорта, образовательные технологии и сенсорную стену. Комплекс позволяет поддерживать потребность ребенка к постоянному движению. Подходит для проведения занятий по физической культуре, утренних зарядок, подвижных игр. Расширяет возможности для проведения различных массовых и спортивных мероприятий.
Комплекс даёт возможность сочетать двигательную активность с интеллектуальной деятельностью, мотивируя детей разного возраста с удовольствием посещать занятия по физкультуре. Педагогу по физическому развитию и воспитателю гораздо легче организовывать игры и соревнования. Оборудование экологично и безопасно. Отличается простотой и удобством в использовании. Разделены на три блока:
- Африканский забег (Развитие скорости, ловкости, элементарных навыков счёта),
- Звездный стадион (Игры в команде, знакомство с видами спорта, развитие навыков счета),
- Морской темп (Развитие мелкой моторики, чувства ритма, речи и воображения).
Интерактивный физкультурный комплекс находятся в спортивном зале, из 30 минут занятия, с комплексом дети работают только 7-10 минут и используется 2 раза в неделю во время занятия ФИЗО либо во время утренней гимнастики.
Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе носит динамичный и интегративный характер, позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности детей. Возможности того или иного вида интерактивного оборудования учитываются педагогами при проектировании образовательных задач того или иного направления образовательных областей, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников. В дошкольной организации формируется банк образовательных мероприятий с использованием интерактивных ресурсов.
Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Библиографический список:
1. Кочкина, Н.А., Куликова, Н.В. Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Н.А. Кочкина, Н.В. Куликова. - Текст: непосредственный// Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018.- № 5.- С. 672–674.
2. Хапаева, С.С.. Интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы в детском саду/ С.С. Хапаева. - Текст: непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-образование М.: Издательство «Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала «Лига интернет-медиа». -2017.
3. Использование интерактивного оборудования в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С.А. Гайдукова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - 2022. – 68 с.- Текст: непосредственный.
4. Мелентович, А.В. Использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации/ А.В. Мелентович. - Текст: непосредственный // Педагогика и образование: новые методы и технологии: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Профессиональная наука. - 2017.- С. 44–46.
5.Халимова, Г. Г. Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование / Г. Г. Халимова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5597/ (дата обращения: 04.09.2023).
6. Зайцева, К.П. Здоровьесберегающие технологии при использовании цифровых образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста/ К.П. Зайцева, А.В. Пелихова // Детский сад от А до Я.- 2022. - № 2 (116).- С. 57-60.
7. Зайцева, К.П. Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогов дошкольных образовательных организаций: методические рекомендации// К.П. Зайцева. - Челябинск, -2022. - 48 с.
8. Сваталова, Т.А. Развитие цифровой компетентности педагогов дошкольного образования: методические указания/Сваталова Т.А.-Челябинск: ЧИППКРО. - 2022. - 80 с.
9. Сваталова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021.- №1 (46). -С. 38-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniegotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-ispolzovaniyu-tsifrovyh-tehnologiy-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.10.2023).
10. Сваталова Т. А. Механизмы выявления образовательных дефицитов педагогов дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-vyyavleniya-obrazovatelnyh-defitsitov-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.19.2023). 11. Сваталова, Т. А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования: учебное пособие / Т. А. Сваталова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 125 с.
12. Худякова, Н.Л., Проектирование педагогического процесса в дошкольных организациях в соответствии с ФГОС ДО / Н.Л. Худякова, Т.А. Сваталова //
Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 13-20.
13. Яковлева, Г.В. Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации/ Г.В. Яковлева, Т.А Сваталова //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2018. -№ 2 (35). -С. 45-49.
14. Толмачева, А.А. Особенности социального развития ребёнка в цифровой среде/ А.А. Толмачева//Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2022. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары. - 2022. - С. 71-73.
15. Зайцева, К.П. Структура модели овладения информационно-коммуникационными технологиями педагогов дошкольных образовательных организаций/ К.П. Зайцева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2021 года. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - 2021. - С. 340-343.
Приложение
Перечень разработанных материалов для работы с интерактивным оборудованием:
1. Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играй и развивайся»
2. Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный пол»
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «LEGOLAND-ROBO»
4. Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в работе логопеда с детьми с ТНР»
https://ds22asha.educhel.ru/uploads/20600/20509/section/2194712/2023-2024/metod.razrabotki/Master-klass_dlia_pedagogov_po_ispolzovaniiu_interaktivnogo_zerkala_Bulatovoi_N.A..pdf
5. Обучение и развитие обучающихся с ОВЗ с помощью интерактивного пола «MAGIUM»
[1] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
[2] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем опра...

Игра "Резиночка" - методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного оборудования - «РЕЗИНОЧКИ» в физическом развитии дошкольников 5-7 лет
Данный материал содержит правила, набор упражнений, последовательность и базовые схемы игры в резиночку....

Методические рекомендации для педагогов по использованию в МДОУ игрового материала СТЕМ
Предлагаем вам методические рекомендации по использованию игровых пособий компании СТЭМ http://stemco.ru/catalog/ для организации образовательной деятельности с дет...

методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологий в работе с дошкольнтками
данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Методические рекомендации по изготовлению и использованию нестандартного оборудования «Радужные кольца» в физкультурно-оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении
Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использование интерактивных игр в образовательной деятельности старших дошкольников»
Применение интерактивной доски в детском саду.В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных ком...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использование интерактивной доски в образовательной деятельности старших дошкольников»
Применение интерактивной доски в детском саду.В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерн...

