Организация методического сопровождения педагогов дошкольного образовательного учреждения при реализации национального проекта образования «Успех каждого ребенка»
статья

Федорова Кристина Игоревна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.923

Кристина Игоревна Федорова

Россия, Челябинская обл., г. Аша

lazarevak89@mail.ru

Организация методического сопровождения педагогов дошкольного образовательного учреждения при реализации национального проекта образования

«Успех каждого ребенка»

Kristina Igorevna Fedorova

Russia, Asha

lazarevak89@mail.ru

Organization of methodological support for preschool teachers in the implementation of the national education project

"Success of every child"

Аннотация. В данной статье рассматривается как комплексное методическое сопровождение педагогов способствует решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях при реализации национального проекта образования «Успех каждого ребенка».

Annotation. This article examines how comprehensive methodological support for teachers contributes to solving problems of improving the level of professional competence, supporting teachers in their professional activities in modern conditions during the implementation of the national education project "Success of every child".

Ключевые слова: методическое сопровождение, национальный проект «Успех каждого ребенка», компетенция, самореализация, индивидуальные маршруты развития.

Keywords: methodological support, the national project "Success of every child", competence, self-realization, individual development routes.

Важнейшими принципами дошкольной организации являются создание условий для повышения качества, эффективности и его доступности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дошкольного образования по различным направлениям деятельности, так как на современном этапе развития системы дошкольного образования повышается интерес к проблеме развития детской личности. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.

Что же нужно для успешной реализации проекта «Успех каждого ребенка»? Прежде всего необходимо создать условия для реализации программ дополнительного образования, использовать современные образовательные технологии. В МКДОУ №22 г.Аши педагоги вместе со специалистами осуществляют работу по развития творческих способностей у ребенка: были разработаны программы по дополнительному образованию, а также методики, которые дают возможности проследить динамику развития детей. На базе МКДОУ №22 г.Аши работают 9 кружков по 4 направленностям. В дополнительном образовании занято 85% детей садика. Занятия дают возможность уделить каждому ребенку внимание и найти себе занятие по душе, чтобы ребенок с помощью педагога раскрыл свой творческий потенциал. Но не стоит забывать и про компетентность педагога. Современные дети обладают очень высоким потенциалом и только у педагога больше возможностей по раскрытию данного потенциала.

В МКДОУ №22 г.Аши в дополнительном образовании занято девять педагогов, среди них четверо – молодые специалисты. Каждый педагог прошел курсы повышения квалификации по своим направлениям. Это и финансовая грамотность, и художественно-эстетическое направление и естественнонаучное. Но не только курсы повышения квалификации важны для педагога в рамках собственного развития. Но и мотивация. В нашем детском саду созданы все условия для развития педагога и обучающегося: от материально-технической базы и до благоприятного микроклимата внутри коллектива.

Для решения таких задач, как повышение уровня профессиональной компетенции, поддержка педагога в его деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение. Как правило, организация методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложена на старшего воспитателя. Но не только работа старшего воспитателя важна, но и оказание профессиональной помощи более опытных педагогов-стажистов. Ведь опыт иногда зачастую важнее знаний.

Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Это и освоение теории и практика. Методическое сопровождение – это конечно сложный многокомпонентный процесс, который влечет за собой большое количество целей и задач.

Целью методического сопровождения является формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития, создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических работников, приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики. Одними из главных задач методического сопровождения является:

1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом возраста, педагогического стажа, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности. 
        2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из этапов.  

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.

4. Способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации педагогов.

Для того чтобы достижение цели сопровождения стало реальностью, необходимо пройти все его этапы, а именно: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации. При этом профессиональная педагогическая деятельность имеет много направлений, которые зависят от опыта педагога, практики и просто жизненной ситуации. Методическое сопровождение в данном случае будет представлять собой продуктивное участие старшего воспитателя и педагогов-стажистов, которые обеспечивает психологическую и педагогическую поддержку педагогу для накопления им профессионального опыта.

При этом структура сопровождения довольно циклична, поскольку каждый этап профессионализма - это ступень к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя. Как доказала практика, разработанная модель методического сопровождения будет способствовать эффективной работе молодых педагогов и окажет им незаменимую помощь при адаптации, особенно тем специалистам, кто только приступил к выполнению профессиональных педагогических задач.

На первом этапе определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого старший воспитатель посещает занятия, проводит собеседования с педагогами и их анкетирование. На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогами, и содержание методического сопровождения:

- определение групп педагогических проблем в профессиональной компетентности;

- план самообразования, то есть, совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки состояния профессиональной компетентности;

- осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности, внесение корректив в методическое сопровождение.

На втором этапе сопровождения педагога составляется план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации,  для этого методист составляет отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей, которая предполагает разные формы: курсы повышения квалификации; самообразование; участие в методических объединениях детского сада, района; участие в конкурсах, акциях и фестивалях на уровне детского сада, города, района, региона и федерации.

План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта, не без помощи старшего воспитателя, составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт.  Здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна, которые после старший воспитатель вставит в общий план повышения квалификации.

Следует отметить, что второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере их возникновения.  Методическое сопровождение — это организованный процесс, который направлен не только на преодоление проблем профессионального, но и личностного характера. Целью третьего этапа является реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.

В методическом сопровождении для педагогов предлагаются различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов и выявленных проблем. Для начинающих педагогов организуется Школа педагогического мастерства. Для презентации и распространения опыта работы организуются мастер-классы, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки и др. А для разъяснения педагогических заблуждений, которые основаны на устоявшихся переживаниях, хорошо себя зарекомендовали педагогические консультации, как индивидуальные, так и групповые. Во время методического консультирования происходит процесс, позволяющий наладить между педагогами контакт с целью разрешения персональных задач отдельно взятого сотрудника. Отличительной особенностью данной консультации является то, что она имеет исключительно профессиональную основу и работает под определенный запрос и, в основном, представляет одноразовое действие.

Особое внимание в методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах, акциях и смотрах в рамках учреждения: «Фестиваль открытых занятий», «Методический день», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции «Мозговой штурм» и др. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений районного, областного, всероссийского уровней. Однако учитывая некоторые инновационные техники в сфере образования можно представить новые формы методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, таких как стажировка и супервизия. Когда в рамках стажировки, наши педагоги посещают другие образовательные организации в течении определенного времени. Кроме того, очень эффективна форма – профессиональный визит. Когда специалисты другого детского сада приходят на открытые мероприятия. В МКДОУ №22 г.Аши есть хорошая практика посещения занятий и просто проведения целого дня с наблюдением всех режимных моментов студентов Ашинского индустриального техникума. Когда педагоги могут сами стать на время наставниками.

Супервизией называется сопровождение молодого педагога опытными коллегами. В буквальном смысле супервизия означает наставничество, в рамках которого отсутствует оценка и формальный контроль. На супервизора возлагается ответственность осуществлять сопровождение педагогических работников в рамках практического и научного характера, учитывая специфику их работы. Супервизор должен консультировать своего подопечного, создать ему благоприятные психологические условий, помочь разрешить возникшие профессиональные конфликты и помочь исправить возникшие ошибки, помочь в саморазвитии и самореализации, развить в нем новые компетенции, необходимые в современных условиях образования.

На четвертом завершающем этапе методического сопровождения происходит отслеживание результатов профессиональных умений педагогов через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, бесед с детьми. Анализируются результаты профессиональных умений педагогов, обеспечивается прогнозирование методического  сопровождения на следующий период.

В результате методического сопровождения педагог будет способен гармонично влиться в сообщество, а также нарабатывать новый опыт, применяя уже полученные ранее знания от наставника. Итогом методического сопровождения педагога является осмысление своего педагогического опыта, актуализация личностного развития и достижения в профессиональном успехе. Кроме того, это и сформированность мотива педагога к новаторской деятельности, желание дальше развиваться. Но самым главным результатом работы педагогов то, что воспитанники занимающиеся в кружках дополнительного образования принимают участие в акциях, в форумах, викторинах, конкурсах различных уровней и занимают призовые места:

- Региональный этап Всероссийского конкурса экологических рисунков. Номинация "Экологическая среда города", 2 место;

- Муниципальный конкурс реферативных работ "Первые шаги в науку", 3 место;

- Всероссийский заочный открытый конкурс технической направленности для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "ИКаРенок без границ". Профессии добра. Участники.

- Робототехнический муниципальный фестиваль "ТЕХНОСТАРТ", победители

- Муниципальный этап регионального робототехнического фестиваля "Робофест – Челябинск, победители

- XVII Муниципальная олимпиада по начальному научно- техническому творчеству "Дети, техника, творчество", призеры

- XXI областной фестиваль "Искорки надежды", участник

- Муниципальный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Мир на ладони», призеры.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса. Современному педагогу необходима методическая помощь на каждом этапе профессионального развития, вне зависимости от опыта, возрастных характеристик и возможностей. Ведь только у педагога есть способность по раскрытию высокого потенциала ребенка.

Библиографический список

1. Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 467-469.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера - 2003.

3. Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://setilab.ru.

4. Елфимова, О. А. Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в дошкольной образовательной организации / О. А. Елфимова, Н. В. Дагаева. // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 111-112.

5. Константинов, А.Е. Научно-методическое сопровождение молодого педагога как условие развития профессиональных компетенций / А.Е. Константинов, Р.С. Димухаметов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2019. - № 2(36). - С. 110-115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения в реализации ФГОС ДО.

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, до...

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

В рамках реализации проекта преемственности  дошкольного учреждения и начальной школы в условиях открытости образования накоплен совместный опыт по организации методической деятельности. Реализуя...

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учрежденииАвтор:Панкеева В.А....

Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совер...

Статья на тему : "Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации"

В статье раскрыта специфика современных и погрессивных методов сопровождения педагогов....

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.Диплом за участие...