Проект по музыкальному воспитанию «Одарённый ребёнок» (для средних групп)
проект (средняя группа)

Панькова Елена Александровна

Проект по музыкальному воспитанию

«Одарённый ребёнок»

 (для средних групп)

                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2025.docx107.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

               

Проект по музыкальному воспитанию

«Одарённый ребёнок»

 (для средних групп)

                                         

                                                                          Музыкальный руководитель:  

                                                                               Панькова Елена Александровна

г.Пыть-Ях,

20254 - 2025г.г.

Проект «Одаренный ребёнок».

Участники проекта: дети и воспитатели средних групп.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Актуальность: музыкально одаренные дети нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы, пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Педагогические условия для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью:

- Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью;

- Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

- Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

- Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

- Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Цель проекта: создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Задачи проекта:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно - образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью;

4. Организовать различные мероприятия с детьми с выраженной музыкальностью;

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

Продукт проектной деятельности:

- создание портфолио достижений ребёнка и его демонстрация на итоговом общем родительском собрании;

- конкурсы различных уровней;

- концерты; 

- «Минута славы»;

- оформление в ДОО стенда «Наши таланты», участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;

– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих календарному плану.

Этапы проекта: 

1 этап. Подготовительная работа (информативно - аналитический):

- Выбор и утверждение темы;

 - Определение целей и задач проекта;

- Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;

 - Создание картотеки игр;

-  Составление перспективно - тематического плана;

-  Обеспечение условий для проведения проекта;

- Подбор информации для родителей;

- Осуществление контроля над реализацией проекта.

2 этап. Основной этап (практический):

Предполагает уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического обследования. На этом этапе осуществляется сбор дополнительной информации от специалистов ДОО, родителей, изучается специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. На данном этапе предполагается  создание условий для развития одаренного ребенка, через организацию развивающей работы с одаренным ребенком в кружке, студии ДОО, или в  учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов ДОО, учреждений дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования. Так же планируется организация и проведение различных конкурсов и мероприятий на муниципальном и городском уровне, выступление на конкурсе «Минута славы» в ДОО. На данном этапе предполагается работа с детьми, групповая и индивидуальная. Работа над сценической речью, пластикой, артистизмом и раскованностью на сцене.  Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3 этап. Заключительный этап (контрольно - диагностический):

-  Обработка результатов по реализации проекта;

-  Презентация проекта на заседании педагогического совета;

- Отчетный концерт в конце года.

Ожидаемые результаты: 

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

- правильное использование голосового аппарата;

- проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене, выразительно исполняет репертуар;

 - стремится передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- развито умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

-  развиты вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио;

- сформирован устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию.

-  импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Частые пропуски воспитанниками дошкольного учреждения по болезни и без уважительной причины.

Проведение индивидуальных бесед с родителями. Методическая поддержка родителей. Индивидуальная работа с детьми.

Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии и развитии музыкальной детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее: он очень любознателен; любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи; его речь очень развита, большой словарный запас; во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ; настойчив в достижении поставленной цели; у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило; обладает богатой фантазией и воображением; музыкальными способностями; рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера; его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

 Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

Работа с родителями:

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

1. Аналитическое – реализуется через анкетирования, опросы родителей. Качественный и количественный анализ полученных данных предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.

2. Информационное - реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, родительские клубы. Основной задачей работы с семьей в этом направлении является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста. Реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

3. Совместная творческая деятельность – реализуется через эмоционально-эстетическое обогащение детей и родителей в совместном творческом процессе. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

4. Создание предметно-развивающей среды – работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.

Понятие «Музыкальной одаренности».

Что же такое музыкальность и музыкальная одаренность? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой.

МОДЕЛЬ   МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

https://urok.1sept.ru/articles/629396/img2.png

Перспективный план работы по проекту «Одарённый ребёнок»

на 2024 - 2025 учебный год.

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Входит музыка в наш дом».

Определение уровня знаний о

музыке, музыкальных способностей.

Упражнения:

«Василек» р.н.песня;

«Кошка как тебя зовут» Речевая зарядка «Мы ногами топ».

Н.Мясникова

Дид.игры: «Узнай что звучит», «Громкая и тихая музыка»

Г.Левкодимова Песни: «Мухоморы» А.Ермолов,

«Дождик» М.Парцхаладзе.

2

«Дождь в окошко к нам стучится».

Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на песню задорного, игривого характера. Учить петь легким звуком, чисто интонируя

мелодию.

3

«Прогулка».

Учить детей точно попадать на

первый звук мелодии песни. Петь легко не форсируя звук.

4

«Высокие и низкие звуки».

Упражнять детей в чистом интонировании мелодии,

построенной на поступенном движении сверху вниз.

ОКТЯБРЬ

п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Настроение в музыке».

Развивать у детей ладотональный слух; дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на

заданный текст.

Упражнения: «Что ты хочешь кошечка?» Г.Зингера;

«Барабан» Е.Тиличеевой

Вальс»

Е.Тиличеевой

Дид.игра «Наше

путешествие». «Повтори звуки»,

Песни: «Вместе весело шагать»

В.Шаинского,

«Сказочное дерево» Л.Б.Веселовой

«Зимняя песенка» А.Варламова

2

«Прогулка в парке музыкальных

загадок».

Учить правильно, интонационно

передавать мелодию, петь протяжно окончания музыкальных фраз.

3

«Контрасты в музыке».

Исполнять песню легким звуком.

Петь негромко, усиливая звучание в припеве, но не форсировать звук.

4

«Осенний листопад». «Игротека».

Удерживать в памяти заданную последовательность действий, учить

запоминать слова. Упражнять детей в точной передаче ритмического рисунка.

Учить детей передавать веселый, радостный характер песни.

Исполнять легким звуком.

Закреплять умение петь сразу после пения.

НОЯБРЬ

п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Народная музыка».

Воспитывать эмоциональную

отзывчивость на русские народные песни.

Развивать тембровый слух, естественное. звонкое и легкое звучание детского голоса.

Упражнения:

«Андрей, воробей» р.н.п.

«Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой «За-зе-зи-зо-зу»,

«Курочка» М.Лазаревой Артикуляционная

гимнастика «Зарядка для язычка» С.А.Коротаева.

Речевая игра «Что ревешь самолет?»

Дид.игра «Определи инструмент»

«Выполни задание» Песни: «Прибаутка» В.Карасевой

«Где был, Иванушка?» Р.н.п.

Обр.Н.Метлова

2

«Сольное пение».

Совершенствовать у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер песни. Удерживать чистоту интонации на одном звуке, точно выполнять ритмический

рисунок.

3

«Пение в дуэте».

Индивидуальная работа с дуэтом.

Разучить мелодию песни. Учить петь протяжно.

4  

  «Песни- инсценировки»

Инсценирование песен, песенных диалогов. Коллективное пение и индивидуальное. Добиваться

четкого, ясного произношения слов.

Дид.игры «Ритмические загадки»

«Наши песни».

Песни:

«Лягушка» Л.Раздобариной

«Мама-лучший друг»

ДЕКАБРЬ

№ п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Вокальные навыки».

Учить петь выразительно, передавая характер песни, оттенки, выполнять движения по тексту песни

самостоятельно.

Упражнения:

«Лесенка» Е.Тиличеева

«Андрей, воробей».

«Мы поем» Муз.И.Арсеев Сл.А.Харитоновой

«Дудочка» В.Карасевой

Дид.игра:

««Слушаем внимательно»

Громкая и тихая музыка»

Песни:

«Ква-ква» А.Варламов

 «Веселого рождества» Англ.нар.п.

«Новогодние игрушки» муз.А.Хоралов, сл.А.Дементьев

2

«Готовимся к новогоднему

Празднику. Движения под музыку».

Знакомить детей с нотной грамотой. Разучить песню про ноты, придумать слова начинающиеся с

названия нот. Учить петь протяжно и отрывисто.

3

«Дикция».

4

«Игротека». «Новогодняя палитра».

Работа над интонационным ансамблем. Учить детей ритмично выполнять движения под музыку,

согласовывая их с пением.

ЯНВАРЬ

№ п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Мажор и Минор»

Развивать эмоциональную

отзывчивость на песни различного характера. Выполнять логические ударения в словах.

Петь выразительно, передавая характер песни в целом.

Упражнения:

«Курочка» М.Лазаревой

«Барабан» Е.Тиличеевой

Дид.игра:

«Кто поет?»

«Музыкальная шкатулка»

Песни из репертуара,

выученного в течение учебного года.

Песни

В. Шаинского

«Антошка», «Вместе весело шагать».

2

«Выразительное пение».

Развивать творческую активность каждого ребенка в процессе коллективных занятий, инициативу,

самостоятельность в поисках

3,4

«Любимые песни из

мультфильмов»

Учить детей воспринимать песню веселого характера. Исполнять ее легким звуком, подвижно.

Предложить детям нарисовать рисунок «Лето и музыка».

                                                                              ФЕВРАЛЬ

п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Нотные знаки. Здравствуй, здравствуй

Музыкант».

Дать понятие о системе записи музыкальных звуков.

Учить петь небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать учить детей петь без форсирования звука, естественным голосом.

Упражнения:

«Гамма», «Эхо» Е.Тиличеева

Муз.сказка «Как ноты познакомились» Илана Вин

Дид.игра:

«Музыкальное лотто» .

«Музыкальная шкатулка»,

Пальчиковая гимнастика:

«Гном»

Песни:

«Мухоморы» Л.Раздобрина

«Опадает лист клиновый» Е.Д.Гольцовой.

2

«Нотные знаки. Мягкое пение».

3

«Музыкальная шкатулка».

Развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным и нежным лирическим песням.

Учить детей импровизировать мелодии различного характера на

заданный текст и придуманный самостоятельно.

4

«Музыкальное соревнование»

Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не

форсируя звук при усилении звучания.

        

МАРТ

№ п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Спой вместе со сказочным героем».

Учить детей петь выразительно, передавая спокойный характер песни.

Формировать умение детей передавать в пении более тонкие динамические изменения. Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке.

Вокальная работа над текстом.

Упражнения: «Курочка» М.Лазаревой

«Собачки» Е.Горбина Дид.игра:

«Громко- тихо запоем»

Песни:

«Песня Ослика Иа» О.Насонова

«Мама- лучший друг» А.Ермолов

«Божья коровка». Пальчиковая гимнастика:

«Семья».

2

«Музыкальный город».

3

«Музыкальный город».

Продолжать учить детей петь естественным голосом, удерживать дыхание до конца фразы. Петь эмоционально в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, радостная, задорная). Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство.

Развивать умение петь под

фонограмму, владеть своим голосом и дыханием.

4

Звонко голоса звучат». «Пение и

Движение.

АПРЕЛЬ

п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Шутки».

Упражнять детей в чистом интонировании

поступенного движения мелодии вниз; слышать повторяющиеся звуки.

Упражнения: 

«Учитесь танцевать»

«Скок-поскок» р.н.попевка

«Козлики» Е.В.Горбина

Дид.игра:

2

«Радостная песня».

Чисто интонировать различные мелодические обороты.

Правильно выполнять ритмический

3

«Веселый ритм».

Петь не очень скоро, естественным звуком. Петь цепочкой, без сопровождения мелодии.

Играть мелодию попевки на металлофоне.

Пальчиковая гимнастика:

«Умывалочка».

 Песни: А.Ермолов

«Вороны и макароны» Л.Раздобарина

«Бабушка» М.В.Сидоровой

4

«Весна на

улице».

Учить детей воспринимать и передавать

радостный, нежный, лирический характер песни. Петь выразительно.

МАЙ

№ п/п

Тема занятий

Программное содержание

Репертуар

1

«Наша Родина».

Развивать у детей умение эмоционально откликаться на веселый,

бодрый характер песни. Исполнять ее энергично, в темпе марша.

Упражнения:

«Самолет» Т.Бырченко

«Смелый пилот» Е.Тиличеевой

Дид.игра:

«Наши песни» ,Пальчиковая гимнастика:

«Это я»

Песни:

«Наша Родина сильна!» А.Филиппенко

«Разукрасим все плане «Прощайте игрушки»

Е.Зарицкая

«Барбарики» А.Ермолов ты»

2

«Артикуляция».

«Дружные ребята».

Добиваться четкой артикуляции и правильного, ясного произношения слов.

Точно передавать ритмический рисунок. Выразительно исполнять хорошо

знакомые песни. Развивать артистические качества.

3

«Песенное творчество».

Развивать у детей самостоятельность в нахождении песенной интонации для окончания мелодии, начатой

педагогом. Формировать ладотональный слух.

4

ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ

«Сколько музыкантов, столько и

талантов».

Создать атмосферу праздника.

Вызвать желание у детей выступать перед публикой. Выразительно

двигаться исполняя хорошо знакомые и любимые песни.

План выступлений

Осенний праздник.

Участие в городском конкурсе «Семья Нот».

Октябрь

Номер «Вот какие наши мамы», на празднике День Матери.

Участие в городском конкурсе «Таланты Югры»

Ноябрь

Новогодний праздник.

Участие в городском конкурсе «Лейся песня».

Декабрь

Выступление для детей младших групп на празднике «Веселая коляда». 

Январь

Подготовка спектакля «Заюшкина избушка»

 Участие в танцевальном конкурсе «Золотой ключик».

Февраль

Выступление на утреннике «Моя любимая мамочка»,

Праздник «Широкая Масленица»,

Участие в X открытом городском дистанционном конкурсе – фестивале театрального искусства для дошкольников и школьников «Театральный дебют».  

Март

Выступление для детей младших и средних групп с театрализованной постановкой «Заюшкина избушка»,

Концерт кружка «Веселые нотки»

Выступление на мероприятии «День открытых дверей».

Апрель

Концерт «Победный май»

Май

Методика выявления музыкально одаренных детей

1 этап (начальный):

метод наблюдения – выявляются уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, поведенческие реакции в движениях и пении (импровизация, креативные проявления).

2 этап (промежуточный):

диагностика уровня музыкального развития – выявляются уровень развития ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.

3 этап (заключительный):

диагностика музыкальных способностей – определение направления предпочтений каждого ребенка (пение, танец, театрализация).

Как уже отмечалось, музыкально одаренные дети нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.

Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

В  провидение диагностики использую методику К.В.Тарасовой.

Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре), а выходная в  конце учебного года (апрель, май).

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
  • выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними  дальнейшей коррекционной работы;
  • выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей  и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Дата проведения: входной мониторинг - сентябрь - октября  

                                выходной мониторинг   апрель - май

Категория оценивания

                      ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ.

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок  этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ.

Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – МЫШЛЕНИЯ.

(по показателю словесных характеристик)

Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому,  восприятие музыкального художественного  образа становится более адекватным, ребенок может  почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

(творческое мышление)

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и с верху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В  импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Средняя группа

Эмоциональная отзывчивость

1.   Предложить прослушать музыкальное произведение «Медвежата»

     М. Красев, «Колыбельная» А.Гречанинов.

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с

    музыкальным руководителем.

3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с

     музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

1.      Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей   по показу музыкального руководителя.

2.   Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Серенькая кошечка» В.Витлин, Осень И.Кишко, «Елочка» М.Красев.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить послушать контрастные по характеру музыкальные произведения, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.

4.  Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

     «Птичка и птенчик»

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.  

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

        1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано  

         или металлофоне.

     2.  Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

        3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку. 

Итоги реализации проекта: 

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      

- уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              

- умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Вывод:  В результате реализации данного проекта воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальной одарённости реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду, на муниципальном и областном уровнях. Педагоги ДОО и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.

Материальное обеспечение проекта:

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, СD- диски с записями музыкального материала)
  • сценические        костюмы,        необходимые        для        создания        образа        и        становления маленького артиста.
  • Наглядные        пособия:        портреты        композиторов,        карточки        с        музыкальными инструментами

Список использованной литературы:

 1.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4.Журнал «Справочник музыкального руководителя», 2013г., 2014г. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

5.М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», 2010г.

6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.Н.В. Микляева «Технологии разработки образовательной программы ДОО», 2010г.

8.Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.

9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

10Т. Доронова «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет», 2014г.

11.www.demchenkoalbina.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Волшебница осень» для средней группы.

Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе на севере....

Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....

"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы".

quot;Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы"....

Проект по экологическому воспитанию «Белая береза» в средней группе

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства....

Проект по патриотическому воспитанию «Наша родина – Россия». Средняя группа.

Проект по патриотическому воспитанию  «Наша родина – Россия». Средняя группа....

Конспект занятия по методике музыкального воспитания для второй младшей, средней группы Тема: «Игрушечный магазин»

Конспект занятия по методике музыкального воспитания для второй младшей, средней группы Тема: «Игрушечный магазин»...