2025г. Статья. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья (старшая группа)

Бондарчук Юлия Вячеславовна

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bondarchuk.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Бондарчук Юлия Вячеславовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: В статье рассматриваются инновационные формы взаимодействии воспитателей с родителями детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО. Автором рассматриваются современные подходы и методы, направленные на повышение эффективности сотрудничества ДОУ и семей воспитанников. Представленный материал предназначен для специалистов системы дошкольного образования, стремящихся повысить качество педагогического процесса в детском саду.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольное образование, взаимодействие с семьей, инновационные формы, партнерство, педагогическая культура родителей, развитие ребенка.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют активного взаимодействия между детским садом и семьей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает важность партнерства между педагогами и родителями для создания единого образовательного пространства, где ребенок получает всестороннее развитие. В условиях реализации ФГОС ДО воспитатель становится не только педагогом, но и координатором взаимодействия с семьей, что требует внедрения инновационных форм работы.

Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка, а детский сад дополняет и развивает этот процесс. Однако традиционные формы взаимодействия, такие как родительские собрания и консультации, уже не всегда отвечают современным требованиям. Родители становятся более занятыми, а их ожидания от детского сада растут. В этих условиях на первый план выходят инновационные формы взаимодействия, которые делают процесс общения более эффективным и интересным.

Для повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в нашей дошкольной образовательной организации были внедрены следующие инновационные формы работы:

  1. Мастер-классы для родителей. Практические занятия, на которых родители учатся проводить развивающие игры, создавать поделки и организовывать досуг ребенка. Например, мастер-класс "Творим вместе с детьми" способствовал развитию творческих способностей, фантазии мышления у детей, повысил педагогическую культуру родителей. А так же стимулировал сближение родителей с детьми в творческом процессе.
  2. Совместные проекты. Семейные проекты, такие как "Дружная семья – крепкая страна" или "Дом, в котором мы живем", способствуют укреплению семейных традиций и ценностей. Родители и дети вместе создают стенгазеты, презентации и видеоролики, которые затем представляют на праздниках. Это позволяет детям гордиться своей семьей, а родителям – почувствовать себя частью образовательного процесса.
  3. Интерактивные родительские собрания. Вместо обычных собраний мы проводим тренинги, деловые игры и круглые столы. Например, на собрании "Счастье – это когда тебя понимают" родители участвовали в играх, которые помогли лучше понять своего ребенка и выработать тактику сотрудничества с ДОУ. Такой формат делает собрания более интересными и полезными.
  4. Использование цифровых технологий. Современные технологии позволяют сделать взаимодействие с родителями более удобным и оперативным. В нашей группе созданы чаты в мессенджерах (WhatsApp, VK Сферум), где родители получают информацию о мероприятиях, расписании и рекомендациях. Также мы проводим вебинары и онлайн-консультации на актуальные темы, такие как "Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста" или "Ошибки родителей, которые приводят к детским истерикам". Это особенно удобно для родителей, которые не могут часто посещать детский сад.
  5. Совместные праздники и мероприятия.
    Праздники, такие как "Пиратская вечеринка или поиски затерянных сокровищ", "Будем в армии служить и Отчизной дорожить", "Приключения Враки - Забияки", или "Папа, мама, я – спортивная семья", объединяют детей, родителей и педагогов. Они создают атмосферу радости и единства, способствуют укреплению семейных связей. Например, на празднике "В поход за здоровьем" родители и дети участвовали в играх, конкурсах и творческих мастер-классах, что позволило им провести время вместе и лучше узнать друг друга.

Таким образом, нужно отметить, что внедрение активных инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников дало положительные результаты: более 85% родителей стали активно принимать участие в мероприятиях, мастер-классах и проектах. Родители стали чаще обращаться за консультациями, предлагать свои идеи и участвовать в жизни детского сада. Они стали воспринимать педагогов как партнеров в воспитании ребенка. Это способствует созданию единого образовательного пространства, где семья и детский сад работают в одном направлении.
Дети, видя поддержку со стороны родителей, стали более уверенными, открытыми и активными. Совместные мероприятия способствовали детям лучше адаптироваться в коллективе и развивать свои способности. Нужно отметить, что повысился и уровень педагогической культуры у родителей. Через практикумы, круглые столы и мастер-классы помогли родителям лучше понять, как развивать ребенка дома. Они стали чаще использовать развивающие упражнения и игры, уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка.

Для оценки эффективности работы мы регулярно собираем обратную связь от родителей через анкеты, опросники и беседы. Большинство родителей активно отмечают, что мероприятия помогают им лучше понять своего ребенка и наладить взаимодействие с педагогами. Например, после мастер-класса "Вместе играем - речь ребенка развиваем" родители выразили благодарность за возможность получения практических навыков по применению в домашних условиях совместных игр с детьми.

Родители также активно участвуют в обсуждениях в мессенджерах, предлагают свои идеи и темы для будущих мероприятий. Это позволяет нам учитывать их потребности и ожидания при планировании работы.

Использование активных инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяет создать единое образовательное пространство, где семья и детский сад работают в партнерстве. Это способствует всестороннему развитию детей, укреплению семейных ценностей и повышению качества дошкольного образования.

В условиях реализации ФГОС ДО важно продолжать совершенствовать формы взаимодействия, учитывая современные тенденции и потребности семей. Только совместными усилиями семьи и педагогов можно создать комфортные условия для гармоничного развития каждого ребенка.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Минобрнауки РФ, 2021.
  2. Васильева, М.А. "Партнерство семьи и детского сада: современные подходы". – М.: Просвещение, 2020.
  3. Гребенкина, Л.К. "Инновационные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации". – СПб.: Детство-Пресс, 2019.
  4. Козлова, С.А. "Роль семьи в воспитании дошкольников". – М.: Академия, 2021.
  5. Сухомлинский, В.А. "Сердце отдаю детям". – М.: Педагогика, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...

2023г. Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...

2024г. Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...

2025г. Опыт работы на тему: " Использование активных инновационных форм взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

quot; Использование активных инновационных форм взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в условиях  реализации ФГОС ДО"...