Программа учителя-логопеда 2024-2025 уч.год
рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 97.75 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п.п | Содержание | Страница |
1 | Целевой раздел | 2 |
1.1 | Пояснительная записка коррекционно-развивающей программы центра ППМС-помощи МАДОУ «Детский сад «Гусельки» | 2 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 2 -3 |
1.3. | Нормативно-правовая база. | 3 |
1.4. | Возрастные и индивидуальные особенности контингента центра ППМС-помощи МАДОУ «Детский сад «Гусельки» | 3 -4 |
2. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы | 4 |
2.1 | Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы | 4 |
2.2 | Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками. | 4 - 5 |
3 | Содержательный раздел. Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 6 |
3.1. | Содержание и организация коррекционной работы | 6 - 7 |
3.2. | Направления работы коррекционной работы | 7 - 11 |
3.3. | Система взаимодействия с семьями воспитанников. | 11 |
3.4. | Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами. | 11 - 12 |
4. | Организационный раздел | 12 |
4.1. | Материально-техническое обеспечение программы | 12 |
4.2. | Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. | 13 |
4.3. | Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями. | 13 - 14 |
5. | Режим дня. | 14 |
5.1 | Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период) | 14 - 15 |
5.2. | Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период) | 15 - 16 |
- Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Актуальность. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей центра ППМС помощи в ДОО.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности центра ППМС помощи выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники, имеет при этом определённую специфику работы. Модель центра ППМС помощи органично вписывается в систему ДОО любого типа.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы:
- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- осуществление мониторинга речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.
1.3.Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 );
- Инструктивное письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента центра ППМС помощи МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ФФНР и ОНР I - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы
2.1 Планируемый результат:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга) освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;
определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:
- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение. Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
- II направление - работа с детьми, принятых в центр ППМС помощи.
С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 30 сентября и с 1 по 31 мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей в центр ППМС помощи, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика:
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,
- Косинова Е.М. «Логопедические тесты».
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателями
- Содержательный раздел. Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
- Содержание и организация коррекционной работы
Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
В течение учебного года специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах возможностей;
- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ППк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию г. Югорска.
Организация работы учителя-логопеда.
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Обследование устной речи детей. Прием в центр ППМС помощи | сентябрь | Старшая и подготовительная группы | Протоколы, речевые карты |
2. | Обследование устной речи детей по запросу педагогов и родителей. | В течение года | Все группы | Протокол ППк |
3. | Коррекционно-развивающие занятия с детьми | октябрь-апрель | 3 – 7лет | Перспективные планы Календарные планы |
4. | Выпуск детей из центра ППМС помощи | май | Старшая и подготовительная группы | Протоколы |
5. | Обследование устной речи детей 3-5 лет | май | 2 младшие, средние группы | Таблицы обследования состояния фонематических процессов у детей |
- Направления коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные заносятся в речевые карты детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в центре ППМС помощи ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 5-го года жизни 20 минут, 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 30 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-8 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФНР – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год; ОНР и НВ ОНР – 1-3 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН –1 - 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР, НВ ОНР – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Тематические планы логопедических занятий:
- по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5-6 лет.
Планирование разделено на 3 периода обучения:
- октябрь – ноябрь (20 занятий)
- декабрь – февраль (24 занятия)
- март – апрель (14 занятий).
Всего в год – 58 часов. Из них:
- формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов
- развитие фонетической стороны речи – 23 часа
- развитие связной речи – 9 часов.
- по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми 6-7 лет.
Планирование разделено на 2 периода обучения:
- октябрь – декабрь (38 занятий)
- январь – апрель (40 занятий)
Всего в год – 78 часов. Из них:
- совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов
- совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов
- развитие связной речи – 11 часов
Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов: (Приложение № 1)
- тема занятия
- задачи
- количество часов
- планируемый результат
- контроль
К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:
- Неделя, месяц
- Тема
- Цели
- План занятия
- Оборудование
- Литература
Материал в каждом конспекте рассчитан на 2 – 3 подгрупповых занятия ( в старшей группе – 2, в подготовительной – 3). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
В работе с детьми используются технологии развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.
3.3. Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
3.4. Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:
- установление интересов каждого из партнеров;
- совместное формирование целей и задач деятельности;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия с социальными партнерами выступают:
- открытость МАДОУ «Детский сад «Гусельки»;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Социальный партнёр | Характер содержания деятельности |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» | Преемственность в образовании и коррекционной деятельности. |
Центральная городская больница | Взаимодействие в коррекционной деятельности. |
4. Организационный раздел
4.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.
Основными функциями предметной развивающей среды, являются:
- сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;
- гуманизация дошкольного образования;
- повышение эффективности и качества дошкольного образования;
- критериально-оценочная функция.
Принципы организации предметной развивающей среды:
- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);
- вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);
- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);
- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.
Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.
- Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.
- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).
4.2. Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.
Для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности логопедический кабинет МАДОУ «Детский сад «Гусельки» располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.
Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 |
Копировальный аппарат | 1 |
Магнитофон | 1 |
Учебно-методическая литература | 136 |
Методические пособия и худ. литература | 94 |
Учебные пособия | 35 |
Логопедическая парта | 8 |
4.3. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.
Учебно-методическая оснащенность центра ППМС помощи позволяет проводить коррекционно-развивающую деятельность на высоком уровне. Учитель-логопед располагает учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-развивающей программы.
- Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
- Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
- Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.
- Нищева Н. В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н. В. Играйка 5. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н.В. Играйка 7. Собирайка – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В. Играйка 8. Читайка – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- . Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н.В Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей
- дошкольного возраста – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Нищева Н.В Играйка 13. Соображайка. Игры для развития математических представлений –СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. Серии картинок и тексты бесед. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1.–СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2.–СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
5.Режим дня.
5.1 Режим дня для детей средней группы (4 – 5 года) дошкольных групп МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Режимные моменты | Время |
Утренний приём | 07.00 – 08.00 |
Игры, подготовка к зарядке на свежем воздухе | 08.00 – 08.10 |
Утренняя зарядка | 08.10 – 08.20 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно – гигиенических навыков | 08.20 – 08.30 |
Завтрак | 08.30 – 08.45 |
Учебно – игровая деятельность | 08.45 – 10.30 |
ООД 1 | 09.00 – 09.20 |
ООД 2 | 09.30 – 09.50 |
Второй завтрак | 10.30 – 10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40 – 12.00 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, формирование культурно – гигиенических навыков | 12.00 – 12.10 |
Обед | 12.10 – 12.25 |
Подготовка ко сну | 12.25 – 12.30 |
Сон | 12.30 – 15.00 |
Подъём, закаливание, водные процедуры | 15.00 – 15.30 |
Полдник | 15.30 – 15.40 |
Учебно – игровая деятельность | 15.40 – 17.10 |
ООД 1 | 16.00 – 16.20 |
Подготовка к ужину, формирование культурно – гигиенических навыков | 17.10 – 17.20 |
Ужин | 17.20 – 17.35 |
Прогулка, игры, взаимодействие с семьями воспитанников, уход домой | 17.35 – 19.00 |
5.2 Режим дня для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) дошкольных групп МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Режимные моменты | Время |
Утренний приём. | 07.00 – 08.00 |
Игры, подготовка к зарядке на свежем воздухе | 07.40 – 08.20 |
Утренняя зарядка | 07.50 – 08.00 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно – гигиенических навыков | 08.20 – 08.30 |
Завтрак | 08.30 – 08.45 |
Учебно – игровая деятельность | 08.45 – 10.30 |
ООД 1 | 09.00 – 09.25 |
ООД 2 | 09.35 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.30 – 10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40 – 12.05 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, формирование культурно – гигиенических навыков | 12.05 – 12.15 |
Обед | 12.15 – 12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30 – 15.00 |
Подъём, закаливание, водные процедуры | 15.00 – 15.30 |
Полдник | 15.30 – 15.40 |
Учебно – игровая деятельность | 15.40 – 17.20 |
ООД 1 | 16.00 – 16.25 |
Подготовка к ужину, формирование культурно – гигиенических навыков | 17.20 – 17.30 |
Ужин | 17.30 – 17.40 |
Прогулка, игры, взаимодействие с семьями воспитанников, уход домой | 17.40 – 19.00 |
5.3 Режим дня для детей подготовительной к школе групп (6 – 7 лет) дошкольных групп МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Режимные моменты | Время |
Утренний прием | 07.00 – 08.00 |
Игры, подготовка к зарядке на свежем воздухе | 07.50 – 08.20 |
Утренняя зарядка | 08.00 – 08.10 |
Подготовка к завтраку, формирование культурно – гигиенических навыков | 08.20 – 08.30 |
Завтрак | 08.30 – 08.40 |
Учебно – игровая деятельность | 08.40 – 10.30 |
ООД 1 | 09.00 – 09.30 |
ООД 2 | 09.40 – 10.10 |
Второй завтрак | 10.30 – 10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40 – 12.10 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, формирование культурно – гигиенических навыков | 12.10 – 12.20 |
Обед | 12.20 – 12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30 – 15.00 |
Подъём, закаливание, водные процедуры | 15.00 – 15.20 |
Полдник | 15.30 – 15.40 |
Учебно – игровая деятельность | 15.40 – 17.20 |
ООД 1 | 16.00 – 16.30 |
Подготовка к ужину, формирование культурно – гигиенических навыков | 17.20 – 17.30 |
Ужин | 17.30 – 17.40 |
Прогулка, игры, взаимодействие с семьями воспитанников, уход домой | 17.40 – 19.00 |
Приложение № 1
Тематический план логопедических занятий с детьми 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий , фонетической стороны речи, развитию связной речи.
1 период обучения (октябрь, ноябрь – 2 занятия в неделю) всего 20 занятий.
№ п\п | Тема занятия | Задачи | Кол- во часов | Планируемый результат | Контроль |
1 | Развитие общего внимания и понимания речи. | Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление. | 1 | Умение слушать инструкцию и выполнять ее последовательно. Заканчивать простейшие обобщения, знание основных цветов. | Игра «Разложи по полочкам» |
2 | Формирование понятия о действии предмета. | Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. | 1 | Понимать вопросы Кто? Что? Что делает?. Подбирать ответы в соответствии с вопросом. | Игра «4-й лишний» |
3 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. | 3 | Различать звучание различных предметов, музыкальных инструментов. Выделять из потока звуков заданный звук, слог. Определять слова, сходные по звуковому составу. | Игра «Верно или нет?» |
4 | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1 | Уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и использовать их в речи. | Игра «Назови ласково» |
5 | Падежные конст-рукции, винительный падеж существите-льных в единственном числе. | Учить детей дифференцировать вопросы Кто? Кого? Что? В зависимости от того, Является ли существительное одушевленным или неодушевленным. | 1 | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа. | Игра «Кто это? Что это?» |
6 | Звуки У, А. | Выделение заданного гласного звука из потока звуков. | 1 | Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков. | Игра «Хлопни, когда услышишь» |
7 | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | Учить детей образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | 1 | Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. | Игра «Кто сказал правильно?» |
8 | Согласование существительного и глагола в числе. | Учить детей согласовывать существительное с глаголом в числе. | 1 | Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в числе (единственное и множественное). | Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу) |
9 | Звуки А, И. | Выделение гласного звука в начале слов. | 1 | Выделять 1-й ударный гласный звук, затем в безударной позиции. | Игра «назови первый звук» |
10 | Составление 3-словных предложений. Понятие «слово», «предложение». | Учить детей составлять 3-словное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей. | 1 | Уметь составлять предложение из 3-х слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). | Упражнение «Придумай предложение из 3-х слов (по образцу или без) |
11 | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | Учить детей отвечать на вопрос развернутой формой из 3-х – 4-х слов, пересказывать текст, составленный из 3-х – 4-х проектных предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | 1 | Понимать вопрос: «Что делать?», отвечать на него полно и точно. | Пересказы |
12 | Звуки А, У, И. | Анализ звуковых сочетаний типа АУ, УИ, АУИ. | 1 | Выделять последовательно все звуки в звукосочетании. | Игра «Назови звуки по порядку» |
13 | Согласование числительных один, одна с существи-тельными. | Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным. | 1 | Уметь согласовывать существительные с числительными в роде. | Игра «Кто больше назовет?» (один, одна) |
14 | Падежные конст-рукции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У. | Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога У. | 2 | Уметь пользоваться в речи существительными в родительном падеже, отвечая на вопросы: «Чего не стало?», «У кого?». | ИГРА «Чего нет?» |
15 | Звуки М, Н, В,Ф. | Выделение согласного звука в начале слова. | 2 | Выделять первый согласный звук. | Игра «Назови первый звук» |
16 | Приставочные глаголы. | Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить, самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. | 1 | Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи. | Игра «Скажи наоборот» |
Тематический план логопедических занятий с детьми 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи.
2 период обучения (декабрь – февраль). 24 занятия.
№ п\п | Тема занятия | Задачи | Кол- Во Часов | Планируемый результат | Контроль |
1 | Согласование числительных два, две с существительными. | Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две и подбирать существительные к этим числительным | 1 | Уметь согласовывать существительные с числи-тельными в роде. | Игра «Исправим Незнайкины ошибки. |
2 | Предлог НА | Учить детей выделять предлог НА в предложениях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам. | 1 | Уметь пользоваться в речи предлогом НА. Уметь выделять «маленькое слово» в предложении. | Игра «Солнечный зайчик» |
3 | Падежные конст-рукции. Дательный падеж существи-тельных в единст-венном числе. | Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. | 1 | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в дательный падеж ед. числа. | Игра «Кому (чему) обрадовался Петя?» |
4 | Звуки К, Т, П. | Анализ и синтез обратного слога (АК, АТ, АП). Определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. | 2 | Уметь выделять все звуки по порядку, соединять все названные звуки в звукосочетание, слово. | Игра «Назови звуки по порядку» «Отгадай» |
5 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. | Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения. | 1 | Уметь выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках. Составлять по ним последовательный рассказ. | Составление рассказов по серии сюжет- ных картинок. |
6 | Падежные конст-рукции. Творительный падеж существитель-ных в единственном числе. | Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе, образовывать существительное в творительном падеже от существительного в именительном падеже. | 1 | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в творительный падеж единственного числа. | Игра «Кто с кем? Что с чем?» |
7 | Звуки Х, К. | Учить детей дифференцировать звуки К и Х в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа АК, АХ. | 1 | Выбирать слова со звуком К и со звуком Х, а также слова, в которых присутствуют оба звука. | Игра «Раз, два, три – выходи». |
8 | Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, с существи-тельными. | Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании. | 1 | Уметь пользоваться в речи местоимениями МОЙ, МОЯ, согласовывая их в роде. | Игра «Жадный Петя (Жадная Маша)». |
9 | Предлог ПОД. Дифференциация предлогов НА – ПОД. | Учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по 2-м опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог. | 1 | Уметь пользоваться в речи предлогами НА и ПОД, понимать их пространственное отношение. Выделять их в предложении как «маленькое слово». | Игра «Помоги Мурзику». |
10 | Падежные конст-рукции. Предложный падеж сущест-вительных с предло-гом О. | Учить детей правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О, образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже. | 1 | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в предложный падеж с предлогом О. | Игра «Думаем о ком? о чём?» |
11 | Звук О. Анализ междометий ОХ, АХ, УХ. | Учить детей выделять звук О в начале слов, выделять слова со звуком О в стихах и рассказе. Продолжать учить детей анализу звукосочетаний из 3-х гласных типа АОУ. | 1 | Выбирать слова со звуком О в начале слова. Совершенствовать навык анализа. | Игра «Раз, два, три картинку подними». |
12 | Падежные конст-рукции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. | Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. | 1 | Уметь изменять существительные по падежам, отвечая на вопросы (полным предложением). | Игра «Подскажи слово». |
13 | Предлог В. | Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях. | 1 | Уметь употреблять в речи предлог В, выделять его в предложении как «маленькое слово». | Игра «Где шарик?» |
14 | Звуки А, У, О. | Выделение гласного звука в середине односложных слов (дОм, мАк, дУб и т.д.). | 2 | Уметь выделять гласный звук из середины слова. | Игра «Назови средний звук». |
15 | Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме?). | Учить детей подбирать определения по вопросу «Какой по цвету? Какой по форме?» | 1 | Расширить словарь прила-гательных. | Игра «Кто больше?». |
16 | Подбор определений (вопрос: какой по величине?). | Учить детей подбирать определения по вопросу «Какой по величине?». | 1 | Расширить словарь прилага-тельных. | Игра «Кто больше?». |
17 | Относительные при-лагательные (вопрос: какой по материалу?). | Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. | 1 | Образовывать относительные прилагательные, согласовывать их в роде и числе с существительными. | Игры «Варим суп», «Варим Компот», «Варим варенье». |
18 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, строить правильно фразы. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | 1 | Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов. |
19 | Подбор нескольких определений к пред-метам и объектам. | Учить детей подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе. | 1 | Расширять словарь прилага-тельных. | Упражнение «Расскажи о …». |
20 | Звуки Ы, И. | Выделение гласных И, Ы в конце слов (вагонЫ, кубикИ и т.д.). | 2 | Уметь выделять гласный звук в конце слова. | Игра «Назови последний звук». |
21 | Предлоги В, НА, ПОД. | Учить детей выделять и называть предлоги В, НА, ПОД в разных предложениях, составлять предложения по 2-м опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог. | 1 | Уметь пользоваться в речи предлогами В, НА, ПОД, понимать их. | Игра «Помоги Незнайке». |
Тематический план логопедических занятий с детьми 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи.
3 период обучения (март – апрель - 2 занятия в неделю) всего 14 занятий.
№ п\п | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Планируемый результат | Контроль |
1 | Согласование прилагательного с существительным в роде. | Учить детей правильно согласовывать в речи прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы Какой? Какая? Какое?. | 1 | Согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем родах. | Игра «Подбери слово». |
2 | Распространение предложений путем введения однородных определений. | Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определяемым словом.. Расширять и активизировать словарь детей. Уточнить понятия «слово», «предложение». | 1 | Расширить словарный запас словами-прилагательными, пользоваться ими в речи. Четко отграничивать понятия «слово», «предложение». Пользоваться в речи «длинными» предложениями. | Игра «Кто больше подберет слов». |
3 | Звук С. | Учить детей выделять звук С в любой позиции в слове. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. | 2 | Уметь делать полный анализ односложных слов (СУП, СОК и т.п.) | Игра «Назови звуки в слове по порядку». |
4 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий. Правильно строить длинные фразы с включением определения. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. | 1 | Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов. |
5 | Предлоги К, ОТ. | Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов К, ОТ, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях. | 1 | Уметь употреблять в речи предлоги К, ОТ, четко диф-ференцировать их прост-ранственную противополож-ность. | Игра «Переверты-ши». |
6 | Звук З. | Учить детей слышать и выделять звук З в начале слов. Развивать фонематический слух и слуховое внимание. | 2 | Уметь выделять 1-й согласный и последующий гласный звуки в словах (ЗУбы, ЗОнт и т.п.). | Игра «Назови 1-й и 2-й звуки в слове». |
7 | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. | Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнить и активизировать словарь детей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | 1 | Уметь более точно и полно пересказывать текст рассказа по сюжетной картинке. | Пересказы. |
8 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами «почему?», правильно строить длинные фразы с включением определения. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. | 1 | Уметь составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке. Использовать распространенные предложения с включением слов-признаков предметов. | Составление рассказов. |
9 | Звуковой анализ и синтез слов. | Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. | 2 | Уметь делать звуковой анализ односложных слов (типа МАК, ТОМ, СОК, КОТ и т.п.); синтез коротких слов (типа УМ, АУ, АХ, УС и т.п.). | Игры: «Назови звуки в слове по порядку», «Отгадай слово». |
10 | Глаголы-антонимы. | Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чувство языка. | 1 | Уметь подбирать слова-глаголы с противоположным значением, употреблять их в предложениях. | Игра «Скажи наоборот». |
11 | Уточнение обобщений. | Уточнить обобщающие понятия: «овощи-фрукты»; «одежда-обувь»; «домашние животные - дикие животные»; уметь классифицировать их по определенным признакам и определять их в одну общую группу. | 1 | Четко дифференцировать некоторые обобщающие понятия. | Игры: «Лото», «3-й (4-й) лиш-ний», «Кто больше назовет слов». |
Тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет
по совершенствованию лексико- грамматических представлений, навыков звукового анализа
и обучению грамоте, развитию связной речи. 1 период обучения (октябрь-декабрь), 38 занятий.
№ п\п | Тема занятия | Задачи | Кол-во час. | Планируемый результат | Контроль |
1 | Развитие высших психических функций. | Развивать речевое внимание и память детей, продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения. | 2 | Четко выполнять инструкцию, отвечать полными предложениями. | Игра «Кто больше заметит?» |
2 | Падежные конструкции: именит. падеж множ. числа | Учить детей образовывать существительное в именит. падеже един. числа во множественное. | 2 | Уметь пользоваться в речи существительными множеств. числа в именит. падеже. | Игра «Один и много». |
3 | Звук и буква У | Познакомить детей с буквой У, объяснить различие понятий «звук» и «буква», Учить детей определению позиции звука У в словах (начало, конец). | 2 | Выделять гласный звук У в начале, в конце слова. Печатание буквы У. | Игра «Где спрятался звук У?» |
4 | Работа над фразой. Составление 4-х словных предложений с введением одного определения. | Учить детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-х словные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету слов в предложении. | 1 | Уметь составлять предложения из 4-х слов с одним определением. | Игра «Исправьте Незнайкины ошибки». |
5 | Развитие связной речи. Пересказ рас сказа с использо-ванием серии сюжетных картинок. | Учить детей пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания. | 1 | Уметь передавать смысловую точность пересказа. Высказывание строить плавно, непрерывно. | Пересказы. |
6 | Звук и буква А. | Познакомить детей с буквой А, закреплять понятия «звук» и «буква». Выделять звук А в начале и в конце слов. | 1 | Выделять гласный звук А в начале, в конце слов. Печатание буквы А. | Игра «Где спрятался звук А?» |
7 | Приставочные глаголы. | Продолжать учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. | 1 | Употреблять в речи приставочные глаголы согласуя их с другими словами в предложении. | Игра «Скажи наоборот». |
8 | Предлоги В, НА, ПОД. | Уточнить пространственные представления, выражен-ные предлогами В, НА, ПОД. Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации, включать в предложение пропущенный предлог. | 2 | Уметь выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом. | Игра «Подставь картинку». |
9 | Звуки и буквы А,У. | Учить детей выделять звуки А,У в начале и в конце слов, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа АУА и короткие слова типа УМ. | 1 | Анализ и синтез звукосочетаний и коротких слов. | Игра «Добавь нужный звук (букву)» |
10 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. | 2 | Уметь составлять предложения с глаголами совершенного вида по сюжетным картинкам. | Игра «Назови законченное действие». |
11 | Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных. | Учить детей образовывать существительные в дательном падеже множ. числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и сущ-го. | 1 | Уметь изменять существительные в дательном падеже множ. числа. Составлять с ними предложения. | Игра «Помо-жем Айболиту вылечить животных». |
12 | Звук и буква И. | Познакомить детей с буквой И. Уметь определять позиции звука И в словах. Анализ сочетаний типа АУИ. | 1 | Выделять гласный звук И в начале и в конце слов. Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т. п.. | Игра «Где спрятался звук И?». |
13 | Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми. | Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. | 1 | Пользоваться в речи местоимениями НАШ, НАША, НАШИ, согласовывая их с существительными в роде и числе. | Игра «Какая будет наша школа?». |
14 | Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. | Учить детей составлению предложений с несколькими определениями; составлять из этих предложений небольшой рассказ. | 1 | Уметь подбирать к объекту несколько определений. | Упражнение «Составь рассказ». |
15 | Звук и буква К. | Учить детей определять позицию звука К в слове (начало, конец), активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука К в них. | 1 | Познакомить с буквой К. Уметь определять место звука К в слове. Читать обратные слоги. | Игра «Где спрятался звук К?». |
16 | Предлоги В, ИЗ. | Уточнить пространственное представление, выраженное предлогами В, ИЗ; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом, включать пропущенный предлог в предложении. | 1 | Уметь составлять предложения с заданным предлогом. | Упражнение «Вставь про-пущенное маленькое слово». |
17 | Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов. | Продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. | 1 | Пересказывать текст более полно, точно. | Упражнение с мячом: «Перессказать рассказ по одному предложе-нию, передавая мяч». |
18 | Звук и буква Т. | Уточнить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука Т. Закрепить знание буквы Т и навык чтения обратных слогов с этой буквой. | 1 | Совершенствовать навыки звукового анализа. Чтение обратных слогов. | Игра «Подста-вим картинки к схемам». |
19 | Падежные конструкции. Творительный падеж множ. числа существительных. | Учить детей употреблять сущ-ые в творительном падеже множеств. числа, согласовывая данные сущ-е с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей. | 1 | Уметь изменять сущ-ые в творит. падеже множ. числа. Оставлять с ними предложения. | Игра «В зоопарке». |
20 | Относительные прилагательные. | Совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные. | 2 | Уметь образовывать новые слова ( относительные прилагательные от сущ-х), согласовывать прилагательные с сущ-ми в роде и числе. | Игра «Помоги Незнайке». |
21 | Звук и буква П. | Уточнить фонематическое представление детей о новом звуке, познакомить с буквой П, учить определять позицию звука П в словах и делать в них звуковые замены. | 1 | Совершенствовать навык звукового анализа. Чтение сочетаний АП, ИП и т.д. | Игра «4-й лишний.» |
22 | Падежные конструкции. Предложный падеж множ. числа сущ-х. | Учить детей употреблять сущ-ые в предложном падеже множ. числа | 1 | Изменять сущ-ые в предложном падеже, использовать предлоги В, О, НА. | Игра «Закончи предложение, используя предлог». |
23 | Согласование числительного и существительного в родительном падеже. | Учить детей образовывать словосочетания в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой. | 1 | Пользоваться в речи числительными, согласовывая их с сущ-ми в родит. падеже, составлять из них предложения. | Игры: «Сосчитай-ка», «Без чего предмет?». |
24 | Звук и буква О. | Познакомить с буквой О, закреплять умение детей определять позицию звука в слове. | 1 | Уметь анализировать обратные слоги ОК, ОП, ОТ. Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК. | Упражнение «Расставь картинки». |
25 | Согласование числительного и сущ-го в дат. падеже. | Учить детей образовывать словосочетание в дательном падеже от словосочетания в именит. падеже, согласовывая при этом числительное с существительным. | 1 | Уметь пользоваться в речи числительными, согласовывая их с сущ-ми в дат. падеже. | Игра «Кому сколько?». |
26 | Согласование числительного и сущ-го в творит. падеже. | Учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении. | 1 | Уметь отвечать на вопросы, используя в ответах числительные с существительными в творительном падеже. | Игра «Добрый дедушка». |
27 | Гласные звуки А, О, У, И. | Закрепление полученных навыков звукового анализа. Уточнить понятие «гласный звук». | 1 | Запомнить понятие «гласный звук» и какие звуки к ним относятся. | Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?». |
28 | Согласование числительного с сущ-м в предложном падеже. | Учить детей образовывать словосочетания в предложном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное с существительным. | 1 | Уметь пользоваться в речи числительными, согласовывая их с сущ-ми в предложном падеже. | Упражнение «Закончи предложе-ние». |
29 | Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжет. картинок. | Продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках. | 1 | Составлять рассказы, придумывая события ДО и ПОСЛЕ изображенного на картинке. | Игра «Фантазе-ры». |
30 | Звуки и буквы И, Ы. | Упражнять в определении позиции звуков И, Ы в словах (середина, конец). Познакомить с буквой Ы. | 1 | Закрепить навыки звукового анализа | Игра «Найди место звука в слове». |
31 | Звук и буква С. | Познакомить детей с понятием «слог», учить определять количество слогов в словах со звуком С, уточнить позицию звука С в словах, активизировать подбор слов с учетом позиции звука. Понятие «согласный звук». | 2 | Уметь делить слово на слоги; определять позицию звука С в слове (начало, середина, конец). Полный анализ слов СУП, СОК, САМ. | Игра «Выбери слова со звуком С». |
32 | Звуки З, Зь. | Учить детей различать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости; продолжать учить синтезу односложного слова типа СОК. | 1 | Уметь делать звуковой синтез односложных слов. Читать односложные слова типа СОК, СУП, СОМ. | Игра «Соста-вим новые слова». |
Тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи. 2 период (январь – апрель). 40 занятий.
№ п\п | Тема занятия. | З а д а ч и. | Кол. часов | Планируемый результат. | Контроль. |
1 | Родительный падеж множеств. числа существительных. | Учить детей правильно образовывать сущ-ые в родит. падеже множ. числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы; развивать у детей языковое чутье. | 2 | Уметь использовать в речи существительные в родит. падеже множественного числа. | Игра «Чего не стало?». |
2 | Звук и буква З. | Закрепить понятие «согласный звук», учить определять количество слогов в словах со звуком З, уточнить позицию звука З в словах. Понятие «звонкий согласный звук». | 1 | Уметь делить слово на слоги и определять позицию звука З в слове. | Игра «Где спрятался звук З в слове?». |
3 | Притяжательные прилагательные. | Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение. | 2 | Уметь пользоваться в речи притяжательными прилагательными. | Игра «Угадай, чьи вещи?». |
4 | Звуки З, Зь. | Учить детей дифференцировать звуки оппозиционные по твердости-мягкости, закрепить навык выкладывания схем слов, продолжать учить читать односложные слова. | 1 | Уметь дифференцировать звуки З, Зь в словах, читать односложные слова. | Игра «Выбери слово». |
5 | Предлог С (СО). | Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога С (СО), учить детей составлять предложения и схемы к ним с этим предлогом. | 1 | Уметь составлять предложения с заданным предлогом по 2-м опорным словам. | Игра «Помоги Незнайке». |
6 | Обучение самостоятельной постановке вопросов. | Учить детей запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос; совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5 словные предложения; развивать речевую активность детей, их память и внимание. | 2 | Уметь самостоятельно задавать вопросы, пользоваться в речи распространенными предложениями. | Игры «Хочу все знать!», «Сказочный зверь». |
7 | Звуки и буквы С, З. | Продолжать учить детей дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, читать слоги и короткие слова. | 1 | Уметь определять звуки С(Сь), З(Зь) в словах, дифференци-ровать их по твердости – мягкости, звонкости-глухости. | Игра «Допиши и прочитай». |
8. | Родственные слова. | Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста; учить в цепочке слов выбирать родственные и неродственные. | 3 | Уметь подбирать родственные слова. В цепочке слов выбирать родственные и неродственные. | Игры «Как растут слова?», «Словесный сад». |
9. | Звук и буква Ц. | Познакомить со звуком и буквой Ц. Продолжать учить проводить фонематичес- кий разбор слов. Совершенствовать навыки слитного чтения. | 1 | Уметь проводить фонемати-ческий разбор слов. | Игра «Слоговые шары». |
10. | Предлог ИЗ – ПОД. | Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД, уточнить пространственное значение. Упражнять в составлении схем предложений с предлогами. | 2 | Уметь придумывать разные фразы с предлогом ИЗ-ПОД. | Игра «Что пропустил Незнайка?» |
11. | Звуки С, Ц. | Учить различать звуки С-Ц на слух, продолжать развивать навыки звуко-буквенного анализа слов. | 1 | Уметь проводить звуковой анализ слов со звуками С-Ц | Игра «Закончи слово». |
12. | Предлог ИЗ-ЗА. | Уточнить пространственное значение предлога ИЗ-ЗА, упражнять детей в правиль-ном употреблении предлога ИЗ-ЗА, выкладывать схему предложения с данным предлогом. | 2 | Уметь составлять разнообразные предложения с предлогом ИЗ-ЗА, пользоваться им в речи. | Игра с мячом: «Скажи наоборот». |
13. | Звуки и буквы Б, П | Познакомить с буквами П, Б, звуками П-Пь, Б-Бь, уметь читать слоги и слова. | 1 | Дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | Игра «Закончи слово». |
14. | Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. | Уточнить пространственное представление, выраженное предлогами ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА; учить детей определять эти предлоги в тексте и составлять предложения с ними; включать пропущенный предлог в предложении. | 1 | Уметь составлять предложения с заданным предлогом. Замечать и исправлять ошибки в тексте. | Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово». |
15. | Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А. | Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; Уточнить понятия: «слово», «предложение», «действие», активизировать словарь детей. | 1 | Уметь составлять сложные предложения с союзом А из 2-х простых. | Упражнение «Составим сложное предложение по 2-м картинкам». |
16. | Звуки и буквы М, Н. | Познакомить детей со звуками М,Н как согласными звуками, используя условное обозначение – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука М, Н в слове. Познакомить с буквами М, Н. | 1 | Уметь проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные – согласные. Читать слова с буквами М, Н. | Игры «Определи место звука в слове», «Дочитай слово». |
17. | Звуки и буквы В,Ф. | Познакомить детей со звуками В,Ф как согласными звуками, используя условное обозначение – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука В,Ф в слове. Познакомить с буквами В,Ф. | 1 | Уметь проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные – согласные. Читать слова с буквами В,Ф. | Игры «Подбери слова к схеме», «Читай-ка». |
18. | Работа над фразой. Сложноподчинен-ное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Учить составлять сложноподчиненные предложения с опорой на зрительные символы, активизировать словарь детей. | 2 | Уметь составлять сложные предложения, используя союз ПОТОМУ ЧТО. | Упражнение «Составим схему к предложению». |
19. | Звуки и буквы Д, Т. | Познакомить детей со звуками и буквами Т, Д. Учить различать эти звуки по звонкости-глухости. Учить читать слоги с буквами Т, Д, делить слова на слоги. | 1 | Уметь читать слоги с данными буквами; выделять звуки в слове в разной позиции. | Игры «Слоговые домики», «Найди звук в слове». |
20. | Согласование числительного, прилагательного и существительного. | Закреплять умение детей согласовывать числительные, прилагательные и существительные в роде и числе, составлять предложения по опорным словам, согласовывая эти слова в роде и числе. | 4 | Уметь употреблять в речи числительные, прилагательные и существительные, согласо-вывая их в роде и числе. | Упражнение «Найди ошибку». |
21 | Звуки и буквы Г, К. | Познакомить с буквами и звуками Г, К, выделять эти звуки в слове.. | 1 | Уметь читать слоги с буквами Г, К и всеми гласными.. | Игра «Слоговые домики». |
22. | Звуки и буквы Ш, С. | Учить детей дифференциации в словах звуков С, Ш, продолжать учить чтению двусложных слов и слов со стечением согласных. | 1 | Уметь дифференцировать звуки С – Ш в словах, замечать ошибки (в игре) и исправлять их. | Игры «Шмель», «Скажи наоборот» (с мячом). |
23. | Несклоняемые существительные. | Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и разными предлогами. | 2 | Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные. | Упражнение «Составим письмо Буратино». |
24. | Звук и буква Л. | Познакомить детей со звуком и буквой Л как согласным, уточнить позицию звука Л в словах, учить выбирать слова из текста с учетом позиции в них звука Л | 1 | Уметь выполнять анализ и синтез слов, определять позицию звука Л в слове. | Игра «Раз, два, три» |
25. | Звук и буква Р. | Познакомить детей со звуком и буквой Р как согласным, уточнить позицию звука Р в словах, учить выбирать слова из текста с учетом позиции в них звука Р. | 1 | Уметь определять позицию звука Р в слове, читать слоги, слова с этим звуком. | Игра «Телефон». |
26. | Предлог НАД. | Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом НАД, познакомить со схемой, учить выделять предлог НАД в тексте, составлять предложения по опорным словам с включением предлога НАД. | 2 | Составлять различные предложения с предлогом НАД. | Составление предложений по сюжетным картинкам. |
27. | Звуки и буквы Л, Р. | Учить детей различать звуки Р – Л, уметь анализировать с ними слова, развивать фонематический слух. | 1 | Уметь различать слова со звуками Л – Р, замечать ошибки в произношении (в игре). | Игра «4-й лишний». |
28. | Звуки и буквы Ж, З. | Учить дифференцировать звуки З – Ж, уметь анализировать с ними слова, раз- ввивать фонематический слух, совершенствовать навык чтения слогов, слов. | 1 | Уметь различать слова со звуками Ж –З, замечать ошибки в произношении (в игре), читать с ними. | Игра «Наоборот». |
29. | Звуки и буквы Ч, Щ. | Познакомить со звуками и буквами Ч, Щ. Закреплять умение определять место звука в слове. | 1 | Уметь определять позицию звука в слове, дифферен-цировать звуки Ч –Щ в словах на слух. | Игра «Соедини правильно». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма учителя-логопеда на 2024-2025
Циклограмма деятельностиучителя - логопеда МБДОУ №15 «Нэбзый» Елкина Д.А. на 2024-2025 учебный год...

План по самообразованию учителя-логопеда на 2024-2025 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»План по самообразованию«Обогащение словарного запаса детей дошкольн...

План работы учителя-логопеда на 2024-2025 уч. год
План работы учителя-логопеда на 2024-2025 уч. год...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 уч.г.
Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 уч.г....

Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 уч. год
Годовой план учителя логопеда на логопункте ДОУ сделан в виде таблицы, вкоторой кратко раскрывается содержание по следующим направлениям:Организация логопедической работыОформление необходимой докумен...

Рабочая программа учителя – логопеда на 2024-2025 учебный год
Программа обеспечивает образовательную деятельность для детей с речевыми нарушениями, учитывая особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности. Коррекционная помощь детям с откло...

