Занимательные и развивающие математические игры
материал (средняя группа)
Занимательные и развивающие математические игры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные и развивающие математические игры
Игры для закрепления количества и счета
- «Весёлый счёт»
Игру можно проводить на улице, по дороге в детский сад или из детского сада. Ребенку предлагается посчитать объекты, встречающиеся на пути: деревья, машины, цветы и т. д. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Посчитай»
Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.
«Что изменилось?»
Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами предметы или игрушки, ребёнок должен объяснить, что изменилось.
Игры и упражнения для закрепления понятия формы
- «Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать геометрическую фигуру, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), квадрат и предметы квадратной формы (стул, шкаф, выключатель и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три квадрата и один треугольник, три круга и один овал и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.
Игры и упражнения на закрепление понятия величины
- «Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины квадраты разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например:
«зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Нарисуйте желтую дорожку длиннее красной».
- «Найди предмет длиннее (короче, шире, уже)».
- Скажи наоборот» (ручеек узкий, а река широкая. Ветка тонкая, а дерево толстое и т.д.).
«Разложи по размеру»
Ребенок раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
- Какая рука?»
На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
«Покажи правильно»
Взрослый на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
«Твой путь в детский сад»
Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа уточняйте у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
«Выполни задание»
Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице. Варианты:
- определить местоположение отдельных предметов мебели;
- определить местоположение других детей относительно себя;
- определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
- определить местоположение предметов относительно друг друга.
расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
Ребёнок называет предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
Игры и упражнения на закрепление понятия «времени»
- «Когда это бывает?»
Спросите у ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и труд человека с временем года. Затем договоритесь с ребенком о том, какое время года будете описывать. Перебрасывая мяч друг другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков.
«Домики времён года»
Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.
Покажите ребёнку домики и расскажите, что в каждом из них живет определенное время года. Определите в каком домике, какое время года живёт. Вместе с ребёнком назовите месяцы каждого времени года по порядку, подберите соответствующие картинки и вставьте их в окошечки. Покажите ребенку различные изображения предметов и определите, в какое время года используются эти предметы и почему.
«Лови, бросай, дни недели называй»
По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. Взрослый может начать с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…».
Рекомендуем сделать с малышом паровозик, каждый вагон подпишите по дням недели. Смастерите вагоны разных цветов (можно взять цвета радуги по порядку, тогда малыш выучит еще и их), подпишите номера вагонов, это поможет выучить еще и цифры от 1 до 7.
Каждый день недели разного цвета (цвета радуги). Понедельник – первый день, он начинает неделю. Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка. Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу. Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.
«Что мы делали»
Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Такую же игру проводим со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая математическая игра по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
Использование современных методик для математического развития детей....

Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".
Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....
Развивающие математические игры
Презентация на тему: "Развивающие математические игры"...
Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)
Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид де...

Консультация для родителей «Как сделать занимательными вечера, используя математические игры и головоломки»
Веселые и занимательные вечера с детьми могут стать не только прекрасным временем для общения, но и возможностью развивать математические навыки в игровой форме. Вот несколько идей и рекомендаций, как...