Конспект педагогического совета: Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
методическая разработка
Педагогический совет №2 на тему:
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
По ступенькам при входе в музыкальный зал с двух сторон развешаны шары, на которых написано «Возьми меня». Педагоги выбирают любой понравившийся цвет.
Красный – команда «Спортивные и позитивные» интерпретация цвета: активность, энергичность, возбужденность.
Синий – команда «Букваежки» интерпретация цвета: серьезность, спокойствие, сентиментальность.
Зеленый – команда «Творцов» интерпретация цвета: миролюбие и созидание.
Желтый – команда «Ловители снов» интерпретация цвета: теплый, бодрящий, веселый.
Уважаемые коллеги прошу вас встать на круг в середине зала и отправиться со всеми вместе в небольшое путешествие. Наше приключение обещает быть увлекательным и познавательным. А отправимся мы с вами в кругосветное путешествие по странам. Давайте возьмемся покрепче за руки, закроем глазки, вдохнем свежий воздух и полетели.
(Звучит фоновая музыка полет).
И так, открываем глазки мы сейчас с вами приземлились в Социограде. Социограде – здесь улицы названы в честь разных видов общения.
1. Первая наша достопримечательность улица «Буккросинговая» и «Посткроссинговая», сейчас наши гиды – Анастасия Николаевна и Полина Алексеевна, более подробно познакомят нас с достопримечательностями своей страны.
Надеюсь всем понравилась данная страна, но нам пора отправляться и следующий наш пункт это страна Общария.
2. В Общарии – есть волшебный фонтан красноречия, с этой достопримечательностью нас познакомит Анастасия Сергеевна. А называется фонтан «Сниквейновый».
Спасибо вам, Анастасия Сергеевна за увлекательное путешествие, но мы вынуждены двигаться дальше, пока дует попутный ветер.
3. Третьим пунктом нашего путешествия будет страна «Гармония». В этой стране растут деревья взаимопонимания. Президент страны Эльвира Сергеевна и министр культуры Ольга Викторовна расскажут, с помощью чего они достигают гармонии. Спасибо хозяевам страны за радушное гостеприимство, а мы продолжаем наше путешествие.
4. В Дружляндии все жители носят разноцветные галстуки дружбы. И жители этой страны очень дружелюбны, позитивны и активны, танцуют и поют, очень весело живут. Самые уважаемые жители этой страны Маргарита Владимировна и Ольга Владимировна, очень любят гостей. Всех гостей они принимают в праздничной и торжественной обстановке на главной площади страны «Черлидинговая», а жителей страны называют стрейчане, потому что каждое утро они выходят на главную площадь, чтобы поучаствовать в утренней гимнастике. Жители этой страны любят активный образ жизни. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, но нам пора возвращаться домой в нашу любимую страну «Коммуникаро».
5. Коммуникаро - сказочное королевство жители, которой не могут жить без общения. Главным обычаем страны является «Клубный час». Коммуникаро – демократичная страна, жители этой страны могут перемещаться по этой стране без документов, заниматься любым видом деятельности, они хорошо знают каждый уголок своей страны и готовы и день и ночь рассказывать о своих обычаях и традициях.
1. “Вежливые слова в мнемотаблице”
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
2. “Изобрази пословицу”
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Одна голова — хорошо, а две — лучше.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
В тихом омуте черти водятся.
Гусь свинье не товарищ.
Деньги счет любят.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Муж — голова, а жена – шея
Не пили сук, на котором сидишь.
3. “Клеевой ручеёк”
1. Подняться и сойти со стула.
2. Спрятаться от диких животных.
3. Перепрыгнуть через лужу
4. Пройтись гуськом
5. Пробежаться босиком
4. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… »
5. задание «Профессионалы»
Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (вытягивают участники команд).
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Все делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!». А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
6. задание «Подумай и расскажи»:
1 команда:
Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».
Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.
(Корабль, штурвал, якорь, бескозырки; капитан, боцман, матросы, врач, кок, спасатель, радист, дежурный по столовой, туристы)
2 команда:
Сюжетно-ролевая игра "Пожарная станция".
Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.
(Диспетчерский пункт, гараж, вертолетная площадка, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонка, пожарный щит, каски; Начальник пожарной станции, диспетчер, пожарные, пострадавшие, водитель).
Итог педсовета: «Актуальность проблемы социализации» Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 12 и 13 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В ФГОС предусматривается: Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО:
·усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
·развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; ·становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
·развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
·формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; ·формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
·формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
·формирование основ безопасного поведения в быту и социуме, природе. Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
«Социализация через игру». Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии: В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
(Приложение 1)
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей
(законных представителей)
на тему «Игровая деятельность дошкольников»
Число респондентов: 84 респондентов 48% от общей численности.
Время проведения: октябрь 2025 года
Для решения одной из годовых задач – формировать у дошкольников коммуникативную компетентность в различных видах игровой деятельности с целью их активной позитивной социализации в МБДОУ № 16 в октябре 2025 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Игровая деятельность дошкольников». Родителям было предложено ответить на несколько вопросов. Результаты анкетирования можно увидеть в сводной таблице.
Вопросы и варианты ответов. | Кол-во | % |
| ||
| 32 | 38% |
| 31 | 37% |
| 65 | 66% |
| 9 | 11% |
| 5 | 6% |
| ||
| 28 | 33% |
| 71 | 84% |
| 32 | 38% |
| 13 | 15% |
| 20 | 24% |
| ||
| 47 | 56% |
| 73 | 87% |
| 27 | 32% |
| 1 | 1% |
| ||
| 69 | 82% |
| 2 | 2% |
| 17 | 20% |
| ||
| 62 | 74% |
| 8 | 9% |
| 19 | 22% |
| 1 | 1% |
| ||
| 80 | 95% |
| 0 | 0% |
| 20 | 24% |
| 9 | 11% |
| ||
| 84 | 100% |
| 0 | 0% |
| 0 | 0% |
| ||
| 78 | 93% |
| 56 | 66% |
| 15 | 18% |
| 5 | 6% |
| ||
Прятки, догонялки, казаки-разбойники, классики, резиночка | ||
10. Какая любимая игрушка была в детстве у Вас? | ||
Машины, куклы, мягкие игрушки. | ||
В опросе приняли участие 84 респондентов, что составляет 48 % от списочного состава.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
около 66 % респондентов ответили, что в свободное время их дети любят играть с игрушками, 38 % опрошенных ответили, что любимое занятие ребенка – гулять на улице, 37 % детей в свободное время любят смотреть телевизор, 11 % играть в компьютерные игры, 6 % детей занимаются другими делами, например, рисуют;
- 84 % респондентов ответили, что их дети любят играть в подвижные игры, 33 % детей - в настольно-печатные, у 38 % в сюжетно-ролевые, 24 % - театрализованные, и 15 % в дидактические;
- 87 % опрошенных считают, что главное назначение игры – развивающее, 56 % развлекательное, 32 % - воспитательное;
- у детей 82 % респондентов есть любимая игрушка, у 2 % детей – нет, 20 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос;
- 74 % опрошенных считают, что детей нужно обучать игре, 22 % считают, что надо учить играть, но только когда попросит сам ребенок, 9 % считают, что дети сами научатся играть, это заложено в их природе;
- 67% опрошенных родителей ответили, что играют с детьми дома, 19% играют редко и у 14% опрошенных дети самостоятельно организуют игры;
- 100% опрошенных считают, что игра помогает ребенку развиваться;
- 93 % родителей считают, что ребенок берет сюжеты для своих игр из наблюдений, 66 % из мультфильмов, 18 % из книг и 6 % из других источников (например, повторяют за старшими);
- опрошенные родители вспомнили игры своего детства. Самые распространенные ответы – прятки, догонялки, резиночка, казаки-разбойники, классики;
- любимые игрушка в детстве у опрошенных родителей были машинки, куклы, плюшевые игрушки.
Таким образом, по результатам анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что дети играют как самостоятельно, так и совместно с родителями. Родители охотно играют со своими детьми. Все опрошенные родители считают, что игра имеет развивающее и воспитательное значение, помогает детям развиваться. Необходимо популяризировать знания о важности участия родителей в развитии детей. В частности, о преобладающей роли игровой совместной деятельности детей и взрослых.
Решение педсовета:
1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
2. Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
3.Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
4.Строить образовательный процесс по «Социально-коммуникативному развитию» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
5. Подготовить и провести открытые занятия по социально-коммуникативному развитию.
Ответственные: воспитатели всех групп
Срок: апрель 2026 года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 353.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №2 на тему:
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
По ступенькам при входе в музыкальный зал с двух сторон развешаны шары, на которых написано «Возьми меня». Педагоги выбирают любой понравившийся цвет.
Красный – команда «Спортивные и позитивные» интерпретация цвета: активность, энергичность, возбужденность.
Синий – команда «Букваежки» интерпретация цвета: серьезность, спокойствие, сентиментальность.
Зеленый – команда «Творцов» интерпретация цвета: миролюбие и созидание.
Желтый – команда «Ловители снов» интерпретация цвета: теплый, бодрящий, веселый.
Уважаемые коллеги прошу вас встать на круг в середине зала и отправиться со всеми вместе в небольшое путешествие. Наше приключение обещает быть увлекательным и познавательным. А отправимся мы с вами в кругосветное путешествие по странам. Давайте возьмемся покрепче за руки, закроем глазки, вдохнем свежий воздух и полетели.
(Звучит фоновая музыка полет).
И так, открываем глазки мы сейчас с вами приземлились в Социограде. Социограде – здесь улицы названы в честь разных видов общения.
1. Первая наша достопримечательность улица «Буккросинговая» и «Посткроссинговая», сейчас наши гиды – Анастасия Николаевна и Полина Алексеевна, более подробно познакомят нас с достопримечательностями своей страны.
Надеюсь всем понравилась данная страна, но нам пора отправляться и следующий наш пункт это страна Общария.
2. В Общарии – есть волшебный фонтан красноречия, с этой достопримечательностью нас познакомит Анастасия Сергеевна. А называется фонтан «Сниквейновый».
Спасибо вам, Анастасия Сергеевна за увлекательное путешествие, но мы вынуждены двигаться дальше, пока дует попутный ветер.
3. Третьим пунктом нашего путешествия будет страна «Гармония». В этой стране растут деревья взаимопонимания. Президент страны Эльвира Сергеевна и министр культуры Ольга Викторовна расскажут, с помощью чего они достигают гармонии. Спасибо хозяевам страны за радушное гостеприимство, а мы продолжаем наше путешествие.
4. В Дружляндии все жители носят разноцветные галстуки дружбы. И жители этой страны очень дружелюбны, позитивны и активны, танцуют и поют, очень весело живут. Самые уважаемые жители этой страны Маргарита Владимировна и Ольга Владимировна, очень любят гостей. Всех гостей они принимают в праздничной и торжественной обстановке на главной площади страны «Черлидинговая», а жителей страны называют стрейчане, потому что каждое утро они выходят на главную площадь, чтобы поучаствовать в утренней гимнастике. Жители этой страны любят активный образ жизни. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, но нам пора возвращаться домой в нашу любимую страну «Коммуникаро».
5. Коммуникаро - сказочное королевство жители, которой не могут жить без общения. Главным обычаем страны является «Клубный час». Коммуникаро – демократичная страна, жители этой страны могут перемещаться по этой стране без документов, заниматься любым видом деятельности, они хорошо знают каждый уголок своей страны и готовы и день и ночь рассказывать о своих обычаях и традициях.
1. “Вежливые слова в мнемотаблице”
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
2. “Изобрази пословицу”
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Одна голова — хорошо, а две — лучше.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
В тихом омуте черти водятся.
Гусь свинье не товарищ.
Деньги счет любят.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Муж — голова, а жена – шея
Не пили сук, на котором сидишь.
3. “Клеевой ручеёк”
1. Подняться и сойти со стула.
2. Спрятаться от диких животных.
3. Перепрыгнуть через лужу
4. Пройтись гуськом
5. Пробежаться босиком
4. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… »
5. задание «Профессионалы»
Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (вытягивают участники команд).
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Все делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!». А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
6. задание «Подумай и расскажи»:
1 команда:
Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».
Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.
(Корабль, штурвал, якорь, бескозырки; капитан, боцман, матросы, врач, кок, спасатель, радист, дежурный по столовой, туристы)
2 команда:
Сюжетно-ролевая игра "Пожарная станция".
Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.
(Диспетчерский пункт, гараж, вертолетная площадка, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонка, пожарный щит, каски; Начальник пожарной станции, диспетчер, пожарные, пострадавшие, водитель).
Итог педсовета: «Актуальность проблемы социализации» Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 12 и 13 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В ФГОС предусматривается: Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО:
∙усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
∙развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; ∙становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
∙развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
∙формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; ∙формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
∙формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
∙формирование основ безопасного поведения в быту и социуме, природе. Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
«Социализация через игру». Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии: В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
(Приложение 1)
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей
(законных представителей)
на тему «Игровая деятельность дошкольников»
Число респондентов: 84 респондентов 48% от общей численности.
Время проведения: октябрь 2025 года
Для решения одной из годовых задач – формировать у дошкольников коммуникативную компетентность в различных видах игровой деятельности с целью их активной позитивной социализации в МБДОУ № 16 в октябре 2025 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Игровая деятельность дошкольников». Родителям было предложено ответить на несколько вопросов. Результаты анкетирования можно увидеть в сводной таблице.
Вопросы и варианты ответов. | Кол-во | % |
| ||
| 32 | 38% |
| 31 | 37% |
| 65 | 66% |
| 9 | 11% |
| 5 | 6% |
| ||
| 28 | 33% |
| 71 | 84% |
| 32 | 38% |
| 13 | 15% |
| 20 | 24% |
| ||
| 47 | 56% |
| 73 | 87% |
| 27 | 32% |
| 1 | 1% |
| ||
| 69 | 82% |
| 2 | 2% |
| 17 | 20% |
| ||
| 62 | 74% |
| 8 | 9% |
| 19 | 22% |
| 1 | 1% |
| ||
| 80 | 95% |
| 0 | 0% |
| 20 | 24% |
| 9 | 11% |
| ||
| 84 | 100% |
| 0 | 0% |
| 0 | 0% |
| ||
| 78 | 93% |
| 56 | 66% |
| 15 | 18% |
| 5 | 6% |
| ||
Прятки, догонялки, казаки-разбойники, классики, резиночка | ||
10. Какая любимая игрушка была в детстве у Вас? | ||
Машины, куклы, мягкие игрушки. | ||
В опросе приняли участие 84 респондентов, что составляет 48 % от списочного состава.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
около 66 % респондентов ответили, что в свободное время их дети любят играть с игрушками, 38 % опрошенных ответили, что любимое занятие ребенка – гулять на улице, 37 % детей в свободное время любят смотреть телевизор, 11 % играть в компьютерные игры, 6 % детей занимаются другими делами, например, рисуют;
- 84 % респондентов ответили, что их дети любят играть в подвижные игры, 33 % детей - в настольно-печатные, у 38 % в сюжетно-ролевые, 24 % - театрализованные, и 15 % в дидактические;
- 87 % опрошенных считают, что главное назначение игры – развивающее, 56 % развлекательное, 32 % - воспитательное;
- у детей 82 % респондентов есть любимая игрушка, у 2 % детей – нет, 20 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос;
- 74 % опрошенных считают, что детей нужно обучать игре, 22 % считают, что надо учить играть, но только когда попросит сам ребенок, 9 % считают, что дети сами научатся играть, это заложено в их природе;
- 67% опрошенных родителей ответили, что играют с детьми дома, 19% играют редко и у 14% опрошенных дети самостоятельно организуют игры;
- 100% опрошенных считают, что игра помогает ребенку развиваться;
- 93 % родителей считают, что ребенок берет сюжеты для своих игр из наблюдений, 66 % из мультфильмов, 18 % из книг и 6 % из других источников (например, повторяют за старшими);
- опрошенные родители вспомнили игры своего детства. Самые распространенные ответы – прятки, догонялки, резиночка, казаки-разбойники, классики;
- любимые игрушка в детстве у опрошенных родителей были машинки, куклы, плюшевые игрушки.
Таким образом, по результатам анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что дети играют как самостоятельно, так и совместно с родителями. Родители охотно играют со своими детьми. Все опрошенные родители считают, что игра имеет развивающее и воспитательное значение, помогает детям развиваться. Необходимо популяризировать знания о важности участия родителей в развитии детей. В частности, о преобладающей роли игровой совместной деятельности детей и взрослых.
Решение педсовета:
1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
2. Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
3.Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
4.Строить образовательный процесс по «Социально-коммуникативному развитию» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
5. Подготовить и провести открытые занятия по социально-коммуникативному развитию.
Ответственные: воспитатели всех групп
Срок: апрель 2026 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в ...

« Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»
консультация « Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"Цель...

использование иновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников
Методические разработка:«Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников»Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный у...

Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников
Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников...

























