Конспект педагогического совета: Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
методическая разработка

Педагогический совет №2 на тему:

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

По ступенькам при входе в музыкальный зал с двух сторон развешаны шары, на которых написано «Возьми меня». Педагоги выбирают любой понравившийся цвет.

Красный – команда «Спортивные и позитивные» интерпретация цвета: активность, энергичность, возбужденность.

Синий – команда «Букваежки» интерпретация цвета: серьезность, спокойствие, сентиментальность.

Зеленый – команда «Творцов» интерпретация цвета: миролюбие и созидание.

Желтый – команда «Ловители снов» интерпретация цвета: теплый, бодрящий, веселый.

Уважаемые коллеги прошу вас встать на круг в середине зала и отправиться со всеми вместе в небольшое путешествие. Наше приключение обещает быть увлекательным и познавательным. А отправимся мы с вами в кругосветное путешествие по странам. Давайте возьмемся покрепче за руки, закроем глазки, вдохнем свежий воздух и полетели.

(Звучит фоновая музыка полет).

И так, открываем глазки мы сейчас с вами приземлились в Социограде. Социограде – здесь улицы названы в честь разных видов общения.

1. Первая наша достопримечательность улица «Буккросинговая» и «Посткроссинговая»,  сейчас наши гиды – Анастасия Николаевна и Полина Алексеевна, более подробно познакомят нас с достопримечательностями своей страны.

Надеюсь всем понравилась данная страна, но нам пора отправляться и следующий наш пункт это страна Общария.

2. В Общарии – есть волшебный фонтан красноречия, с этой достопримечательностью нас познакомит Анастасия Сергеевна. А называется фонтан «Сниквейновый».

Спасибо вам, Анастасия Сергеевна за увлекательное путешествие, но мы вынуждены двигаться дальше, пока дует попутный ветер.

3.  Третьим пунктом нашего путешествия будет страна «Гармония». В этой стране растут деревья взаимопонимания. Президент страны Эльвира Сергеевна и министр культуры Ольга Викторовна расскажут, с помощью чего они достигают гармонии. Спасибо хозяевам страны за радушное гостеприимство, а мы продолжаем наше путешествие.

4. В Дружляндии все жители носят разноцветные галстуки дружбы. И жители этой страны очень дружелюбны, позитивны и активны, танцуют и поют, очень весело живут. Самые уважаемые жители этой страны Маргарита Владимировна и Ольга Владимировна, очень любят гостей. Всех гостей они принимают в праздничной и торжественной обстановке на главной площади страны «Черлидинговая», а жителей страны называют стрейчане, потому что каждое утро они выходят на главную площадь, чтобы поучаствовать в утренней гимнастике. Жители этой страны любят активный образ жизни.  Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, но нам пора возвращаться домой в нашу любимую страну «Коммуникаро».

5. Коммуникаро  - сказочное королевство жители, которой не могут жить без общения. Главным обычаем страны является «Клубный час».  Коммуникаро – демократичная страна, жители этой страны могут перемещаться по этой стране без документов,  заниматься любым видом деятельности, они хорошо знают каждый уголок своей страны и готовы и день и ночь рассказывать о своих обычаях и традициях.

1. “Вежливые слова в мнемотаблице”

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c5bce044cd9fa110a2976e3c17d486c3bcfaf0ea-5875570-images-thumbs&n=13

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b74da666e5b706347d6b557bf39550a19cb2490b-6419094-images-thumbs&n=13

 

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

Описание: Picture background

 

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

2. “Изобрази пословицу”

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Одна голова — хорошо, а две — лучше.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
В тихом омуте черти водятся.
Гусь свинье не товарищ.
Деньги счет любят.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Муж — голова, а жена – шея
Не пили сук, на котором сидишь.

3. “Клеевой ручеёк”

1. Подняться и сойти со стула. 

2. Спрятаться от диких животных.

3. Перепрыгнуть через лужу

4. Пройтись гуськом

5. Пробежаться босиком

4. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… »

5. задание «Профессионалы»

Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (вытягивают участники команд).

 

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Все делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!». А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

 

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

 

6. задание «Подумай и расскажи»:

1 команда:

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».

Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.

(Корабль, штурвал, якорь, бескозырки; капитан, боцман, матросы, врач, кок, спасатель, радист, дежурный по столовой, туристы)

2 команда:

Сюжетно-ролевая игра "Пожарная станция".

Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.

(Диспетчерский пункт, гараж, вертолетная площадка, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонка, пожарный щит, каски; Начальник пожарной станции, диспетчер, пожарные, пострадавшие, водитель).

 

Итог педсовета:  «Актуальность проблемы социализации» Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 12 и 13 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В ФГОС предусматривается: Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО:

·усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

·развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; ·становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

·развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

·формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; ·формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

 ·формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

·формирование основ безопасного поведения в быту и социуме, природе. Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

«Социализация через игру». Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии: В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

 

(Приложение 1)

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей

(законных представителей) 

на тему «Игровая деятельность дошкольников»

     

Число респондентов: 84 респондентов 48% от общей численности.

Время проведения: октябрь 2025  года

Для решения одной из годовых задач – формировать у дошкольников коммуникативную компетентность в различных видах игровой деятельности с целью их активной позитивной социализации в МБДОУ № 16 в октябре 2025 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Игровая деятельность дошкольников». Родителям было предложено ответить на несколько вопросов. Результаты анкетирования можно увидеть в сводной таблице.

 

Вопросы и варианты ответов.

Кол-во

%

  1. Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?
  • смотреть телевизор

32

38%

  • гулять на улице

31

37%

  • играть с игрушками

65

66%

  • играть в компьютерные игры

9

11%

  • другое

5

6%

  1. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
  • Настольно – печатные

28

33%

  • Подвижные

71

84%

  • Сюжетно-ролевые

32

38%

  • Дидактические

13

15%

  • Театрализованные

20

24%

  1. Каково, на Ваш взгляд, значение игры?
  • развлекающее

47

56%

  • развивающее

73

87%

  • воспитательное

27

32%

  • мне трудно сказать

1

1%

  1. Есть ли у ребенка любимая игрушка? Назовите её.
  • Да

69

82%

  • Нет

2

2%

  • Трудно сказать

17

20%

  1. Нужно ли обучать ребёнка игре?
  • обязательно надо

62

74%

  • он сам научится играть, ведь это заложено в его природе

8

9%

  • надо учить играть, но только когда он попросит это сам

19

22%

  • мне трудно сказать

1

1%

  1. Играете ли Вы с ребенком дома?
  • Да

80

95%

  • Нет

0

0%

  • Иногда

20

24%

  • Ребенок самостоятельно организует игры

9

11%

  1. Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?
  • Да

84

100%

  • Нет

0

0%

  • Затрудняюсь ответить

0

0%

  1. Откуда, на ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?
  • Из наблюдений

78

93%

  • Из мультфильмов

56

66%

  • Из книг

15

18%

  • Другое

5

6%

  1. Какие игры своего детства Вы помните? Напишите их.

Прятки, догонялки, казаки-разбойники, классики, резиночка

10. Какая любимая игрушка была в детстве у Вас?

Машины, куклы, мягкие игрушки.

 

В опросе приняли участие 84 респондентов, что составляет 48 % от списочного состава.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

 около 66 % респондентов ответили, что в свободное время их дети любят играть с игрушками, 38 % опрошенных ответили, что любимое занятие ребенка – гулять на улице, 37 % детей в свободное время любят смотреть телевизор, 11 % играть в компьютерные игры, 6 % детей занимаются другими делами, например, рисуют;

- 84 % респондентов ответили, что их дети любят играть в подвижные игры, 33 % детей - в настольно-печатные, у 38 % в сюжетно-ролевые, 24 % - театрализованные, и 15 % в дидактические;

- 87 % опрошенных считают, что главное назначение игры – развивающее, 56 % развлекательное, 32 % - воспитательное;

- у детей 82 % респондентов есть любимая игрушка, у 2 % детей – нет, 20 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос;

- 74 % опрошенных считают, что детей нужно обучать игре, 22 % считают, что надо учить играть, но только когда попросит сам ребенок, 9 % считают, что дети сами научатся играть, это заложено в их природе;

- 67% опрошенных родителей ответили, что играют с детьми дома, 19% играют редко и у 14% опрошенных дети самостоятельно организуют игры;

- 100% опрошенных считают, что игра помогает ребенку развиваться;

- 93 % родителей считают, что ребенок берет сюжеты для своих игр из наблюдений, 66 % из мультфильмов, 18 % из книг и 6 % из других источников (например, повторяют за старшими);

- опрошенные родители вспомнили игры своего детства. Самые распространенные ответы – прятки, догонялки, резиночка, казаки-разбойники, классики;

- любимые игрушка в детстве у опрошенных родителей были машинки, куклы, плюшевые игрушки.

 

Таким образом, по результатам анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что дети играют как самостоятельно, так и совместно с родителями. Родители охотно играют со своими детьми. Все опрошенные родители считают, что игра имеет развивающее и воспитательное значение, помогает детям развиваться. Необходимо популяризировать знания о важности участия родителей в развитии детей. В частности, о преобладающей роли игровой совместной деятельности детей и взрослых.

Решение педсовета:

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

2. Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

3.Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

4.Строить образовательный процесс по «Социально-коммуникативному развитию» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

5. Подготовить и провести открытые занятия по социально-коммуникативному развитию.

Ответственные: воспитатели всех групп

Срок: апрель 2026 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta_moy.docx353.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2 на тему:

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

По ступенькам при входе в музыкальный зал с двух сторон развешаны шары, на которых написано «Возьми меня». Педагоги выбирают любой понравившийся цвет.

Красный – команда «Спортивные и позитивные» интерпретация цвета: активность, энергичность, возбужденность.

Синий – команда «Букваежки» интерпретация цвета: серьезность, спокойствие, сентиментальность.

Зеленый – команда «Творцов» интерпретация цвета: миролюбие и созидание.

Желтый – команда «Ловители снов» интерпретация цвета: теплый, бодрящий, веселый.

Уважаемые коллеги прошу вас встать на круг в середине зала и отправиться со всеми вместе в небольшое путешествие. Наше приключение обещает быть увлекательным и познавательным. А отправимся мы с вами в кругосветное путешествие по странам. Давайте возьмемся покрепче за руки, закроем глазки, вдохнем свежий воздух и полетели.

(Звучит фоновая музыка полет).

И так, открываем глазки мы сейчас с вами приземлились в Социограде. Социограде – здесь улицы названы в честь разных видов общения.

1. Первая наша достопримечательность улица «Буккросинговая» и «Посткроссинговая»,  сейчас наши гиды – Анастасия Николаевна и Полина Алексеевна, более подробно познакомят нас с достопримечательностями своей страны.

Надеюсь всем понравилась данная страна, но нам пора отправляться и следующий наш пункт это страна Общария.

2. В Общарии – есть волшебный фонтан красноречия, с этой достопримечательностью нас познакомит Анастасия Сергеевна. А называется фонтан «Сниквейновый».

Спасибо вам, Анастасия Сергеевна за увлекательное путешествие, но мы вынуждены двигаться дальше, пока дует попутный ветер.

3.  Третьим пунктом нашего путешествия будет страна «Гармония». В этой стране растут деревья взаимопонимания. Президент страны Эльвира Сергеевна и министр культуры Ольга Викторовна расскажут, с помощью чего они достигают гармонии. Спасибо хозяевам страны за радушное гостеприимство, а мы продолжаем наше путешествие.

4. В Дружляндии все жители носят разноцветные галстуки дружбы. И жители этой страны очень дружелюбны, позитивны и активны, танцуют и поют, очень весело живут. Самые уважаемые жители этой страны Маргарита Владимировна и Ольга Владимировна, очень любят гостей. Всех гостей они принимают в праздничной и торжественной обстановке на главной площади страны «Черлидинговая», а жителей страны называют стрейчане, потому что каждое утро они выходят на главную площадь, чтобы поучаствовать в утренней гимнастике. Жители этой страны любят активный образ жизни.  Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, но нам пора возвращаться домой в нашу любимую страну «Коммуникаро».

5. Коммуникаро  - сказочное королевство жители, которой не могут жить без общения. Главным обычаем страны является «Клубный час».  Коммуникаро – демократичная страна, жители этой страны могут перемещаться по этой стране без документов,  заниматься любым видом деятельности, они хорошо знают каждый уголок своей страны и готовы и день и ночь рассказывать о своих обычаях и традициях.

1. “Вежливые слова в мнемотаблице”

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c5bce044cd9fa110a2976e3c17d486c3bcfaf0ea-5875570-images-thumbs&n=13

Picture background

Picture background

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b74da666e5b706347d6b557bf39550a19cb2490b-6419094-images-thumbs&n=13

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

2. “Изобрази пословицу”

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Одна голова — хорошо, а две — лучше.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
В тихом омуте черти водятся.
Гусь свинье не товарищ.
Деньги счет любят.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Муж — голова, а жена – шея
Не пили сук, на котором сидишь.

3. “Клеевой ручеёк”

1. Подняться и сойти со стула. 

2. Спрятаться от диких животных.

3. Перепрыгнуть через лужу

4. Пройтись гуськом

5. Пробежаться босиком

4. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… »

5. задание «Профессионалы»

Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (вытягивают участники команд).

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Все делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!». А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

6. задание «Подумай и расскажи»:

1 команда:

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».

Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.

(Корабль, штурвал, якорь, бескозырки; капитан, боцман, матросы, врач, кок, спасатель, радист, дежурный по столовой, туристы)

2 команда:

Сюжетно-ролевая игра "Пожарная станция".

Составьте перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевой игры, определите роли в данной игре и сюжетные линии.

(Диспетчерский пункт, гараж, вертолетная площадка, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонка, пожарный щит, каски; Начальник пожарной станции, диспетчер, пожарные, пострадавшие, водитель).

Итог педсовета:  «Актуальность проблемы социализации» Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 12 и 13 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В ФГОС предусматривается: Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту и социуме, природе. Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

«Социализация через игру». Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии: В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

(Приложение 1)

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей

(законных представителей) 

на тему «Игровая деятельность дошкольников»

     

Число респондентов: 84 респондентов 48% от общей численности.

Время проведения: октябрь 2025  года

Для решения одной из годовых задач – формировать у дошкольников коммуникативную компетентность в различных видах игровой деятельности с целью их активной позитивной социализации в МБДОУ № 16 в октябре 2025 года было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Игровая деятельность дошкольников». Родителям было предложено ответить на несколько вопросов. Результаты анкетирования можно увидеть в сводной таблице.

Вопросы и варианты ответов.

Кол-во

%

  1. Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?
  • смотреть телевизор

32

38%

  • гулять на улице

31

37%

  • играть с игрушками

65

66%

  • играть в компьютерные игры

9

11%

  • другое

5

6%

  1. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
  • Настольно – печатные

28

33%

  • Подвижные

71

84%

  • Сюжетно-ролевые

32

38%

  • Дидактические

13

15%

  • Театрализованные

20

24%

  1. Каково, на Ваш взгляд, значение игры?
  • развлекающее

47

56%

  • развивающее

73

87%

  • воспитательное

27

32%

  • мне трудно сказать

1

1%

  1. Есть ли у ребенка любимая игрушка? Назовите её.
  • Да

69

82%

  • Нет

2

2%

  • Трудно сказать

17

20%

  1. Нужно ли обучать ребёнка игре?
  • обязательно надо

62

74%

  • он сам научится играть, ведь это заложено в его природе

8

9%

  • надо учить играть, но только когда он попросит это сам

19

22%

  • мне трудно сказать

1

1%

  1. Играете ли Вы с ребенком дома?
  • Да

80

95%

  • Нет

0

0%

  • Иногда

20

24%

  • Ребенок самостоятельно организует игры

9

11%

  1. Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?
  • Да

84

100%

  • Нет

0

0%

  • Затрудняюсь ответить

0

0%

  1. Откуда, на ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?
  • Из наблюдений

78

93%

  • Из мультфильмов

56

66%

  • Из книг

15

18%

  • Другое

5

6%

  1. Какие игры своего детства Вы помните? Напишите их.

Прятки, догонялки, казаки-разбойники, классики, резиночка

10. Какая любимая игрушка была в детстве у Вас?

Машины, куклы, мягкие игрушки.

 

В опросе приняли участие 84 респондентов, что составляет 48 % от списочного состава.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

 около 66 % респондентов ответили, что в свободное время их дети любят играть с игрушками, 38 % опрошенных ответили, что любимое занятие ребенка – гулять на улице, 37 % детей в свободное время любят смотреть телевизор, 11 % играть в компьютерные игры, 6 % детей занимаются другими делами, например, рисуют;

- 84 % респондентов ответили, что их дети любят играть в подвижные игры, 33 % детей - в настольно-печатные, у 38 % в сюжетно-ролевые, 24 % - театрализованные, и 15 % в дидактические;

- 87 % опрошенных считают, что главное назначение игры – развивающее, 56 % развлекательное, 32 % - воспитательное;

- у детей 82 % респондентов есть любимая игрушка, у 2 % детей – нет, 20 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос;

- 74 % опрошенных считают, что детей нужно обучать игре, 22 % считают, что надо учить играть, но только когда попросит сам ребенок, 9 % считают, что дети сами научатся играть, это заложено в их природе;

- 67% опрошенных родителей ответили, что играют с детьми дома, 19% играют редко и у 14% опрошенных дети самостоятельно организуют игры;

- 100% опрошенных считают, что игра помогает ребенку развиваться;

- 93 % родителей считают, что ребенок берет сюжеты для своих игр из наблюдений, 66 % из мультфильмов, 18 % из книг и 6 % из других источников (например, повторяют за старшими);

- опрошенные родители вспомнили игры своего детства. Самые распространенные ответы – прятки, догонялки, резиночка, казаки-разбойники, классики;

- любимые игрушка в детстве у опрошенных родителей были машинки, куклы, плюшевые игрушки.

Таким образом, по результатам анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что дети играют как самостоятельно, так и совместно с родителями. Родители охотно играют со своими детьми. Все опрошенные родители считают, что игра имеет развивающее и воспитательное значение, помогает детям развиваться. Необходимо популяризировать знания о важности участия родителей в развитии детей. В частности, о преобладающей роли игровой совместной деятельности детей и взрослых.

Решение педсовета:

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

2. Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

3.Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

4.Строить образовательный процесс по «Социально-коммуникативному развитию» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

5. Подготовить и провести открытые занятия по социально-коммуникативному развитию.

Ответственные: воспитатели всех групп

Срок: апрель 2026 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в ...

« Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»

консультация « Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"Цель...

использование иновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников

Методические разработка:«Использование инновационных  технологий в формировании игровой деятельности дошкольников»Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный у...

Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников

Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников...