"Профессиональная компетентность современного педагога дошкольного образования"
статья
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования. Раскрыты основные понятия: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
Обозначены основные профессиональные педагогические умения, которыми должен обладать педагог.
Ключевые слова: образование, педагог, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лачугина Виктория Александровна
МОУ детский сад № 280, г. Волгоград, старший воспитатель
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования. Раскрыты основные понятия: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
Обозначены основные профессиональные педагогические умения, которыми должен обладать педагог.
Ключевые слова: образование, педагог, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
Сегодня образование в России испытывает глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь…», поэтому сейчас педагог должен быть активным и мобильным, проявляющий инициативу, четко осознающий свои профессиональные цели, открытым для всего нового и оптимистично настроенным по отношению к инновациям.
В связи с этим, возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Несмотря на то, что в России компетентностный подход в образовании начинает свою историю в конце 80-х годов ХХ века, до сих пор не имеется единого подхода к пониманию терминов: «компетентность», «компетенция».
Словарь так трактует понятие «компетентность» (от лат. competens - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, понятие «компетентностный» как обладающий компетенцией, кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему- либо ведению. [4]
В толковом словаре «компетентность» понимается как осведомленность, авторитетность; компетенция - как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Такой подход приводит к аморфности толкования первого понятия и двойственности - второго. Устранение такого недостатка возможно при условии сужения компетенции, до должностных полномочий.
В педагогическом словаре приводится понятие профессиональной компетентности (от лат. profession официальное занятие, cоmpete - соответствовать, подходить). Под нею понимается «интегральная характеристика деловых личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний умений, достаточный для осуществления цели данного рода профессиональной деятельности». [1]
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Так, В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения». [3]
Н. Шахматова представляет профессиональную компетентность как одну из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональные востребованность, пригодность, удовлетворенность и успех. Она подразумевает под профессиональной компетенцией «совокупность профессиональных знаний, умений, и способы профессиональной деятельности, т.е профессиональная компетенция характеризуется, как общая способность специалиста мобилизовать свои силы знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий». [2]
Традиционно под компетенцией применительно к профессиональному образованию понимают – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Из этого следует, что компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога, как правило, относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- информационная компетентность – это способность педагога использовать цифровые технологии, средства коммуникации/или компьютерных сетей для доступа, управления, интегрирования, оценки и создания информации образовательного назначения в целях эффективного профессионального функционирования в существующей информационно-образовательной среде, т.е. под информационной компетентностью педагога следует понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности (например, информация воспитанниках, родителях и т.д.);
- регулятивная компетентность – наличие у педагога умений управлять собственным поведением. Состоит из целеполагания, планирования, мобилизации и устойчивой активности, оценки деятельности, рефлексии, стрессоустойчивости;
- коммуникативная компетентность – важнейшее профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Профессиональная компетентность педагога — это комплекс, включающий в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников рекомендуется осуществлять с использованием трех критериев:
1) владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;
2) умение решать профессиональные предметные задачи;
3) способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Исходя из этого, профессиональная компетентность педагога - это его потенциал мобилизации своих знаний, умений. Высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут только при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, который продолжается на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Весомое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает также и стаж работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что феномен «профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов. Определяется она через совокупность и взаимозависимость знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения педагогом своих функций.
Список литературы:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.82.
- Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно- методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 1998. – С.108.
- Суняйкина Т. В., Шелкоплясова И. Ф. Проблема уровня сформированности профессиональной компетентности современных руководителей образовательных организаций //Электронный журнал «Концепт», 2016.
- Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С.79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.
Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах....

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе....

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...

«Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования
laquo;Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...
