Доклад на тему: «Информационно коммуникационные технологии в ДОО, как составляющая современных образовательных технологий»
рабочие листы (подготовительная группа)

Выросткова Оксана Анатольевна

Доклад  на тему:

«Информационно‑коммуникационные технологии   в ДОО, как составляющая современных образовательных технологий»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennye_informatsionnye_tehnologii.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация Запорожской области «Детский сад №21 «Барвинок» г. Токмак

Доклад  на тему:

«Информационно-коммуникационные технологии   в ДОО, как составляющая современных образовательных технологий»  

                                      Подготовила: воспитатель Выросткова О.А.

г. Токмак, 2024

   В условиях выполнения задач  Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) , педагогические коллективы дошкольных учреждений активно осваивают инновационные подходы и технологии. Ключевая задача воспитателей — подобрать оптимальные методы и формы работы, а также современные педагогические технологии, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка.

Сущность и критерии педагогических технологий

Современные технологии в дошкольном образовании служат инструментом реализации государственных образовательных стандартов. Их важнейшая особенность — особый взгляд на позицию ребёнка в образовательном процессе: взрослый взаимодействует с детьми не «рядом» и не «над ними», а «вместе», содействуя становлению личности.

Согласно определению Б. Т. Лихачёва, педагогическая технология представляет собой систему психолого-педагогических установок, задающих комплекс форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств — иными словами, организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

В современной практике насчитывается свыше сотни образовательных технологий. Их эффективность определяется следующими критериями:

Концептуальность — опора на научную концепцию (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую), обосновывающую достижение образовательных целей.

Системность — наличие логической структуры, взаимосвязи элементов и целостности процесса.

Управляемость — возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования обучения, поэтапной диагностики и корректировки методов.

Эффективность — достижение заданного стандарта образования при оптимальных затратах ресурсов.

Воспроизводимость — гарантированная результативность технологии в работе любого педагога, независимо от его опыта и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Любая образовательная технология включает три взаимосвязанных компонента:

Концептуальная часть — научная база, т. е. психолого-педагогические идеи, лежащие в основе технологии.

Содержательная часть — общие и конкретные цели, а также учебный материал.

Процессуальная часть — формы и методы учебной деятельности детей, работа педагога, управление усвоением материала и диагностика процесса обучения.

Таким образом, технология как система должна соответствовать всем перечисленным критериям.

  Одним из направлений   современных образовательных технологии  в ДОО  являются Информационно-коммуникационные технологии. 

Современный мир существенно отличается от того, в котором росли родители нынешних дошкольников. Это обусловливает новые требования к дошкольному образованию, включая активное использование информационных технологий (компьютеров, интерактивных досок, планшетов и т. д.).

Задачи педагогов в условиях информатизации:

  • соответствовать современным тенденциям;
  • помогать детям осваивать новые технологии;
  • направлять выбор образовательных программ;
  • формировать информационную культуру личности;
  • повышать собственную квалификацию и компетентность родителей.

Для решения этих задач необходим пересмотр всех направлений работы ДОО с учётом требований цифровой эпохи.

Возможные ошибки при использовании ИКТ:

  • недостаточная методическая подготовка педагога;
  • неверное определение дидактической роли ИКТ на занятиях;
  • отсутствие системного планирования применения технологий;
  • избыточная демонстрация материалов, перегружающая занятие.

  Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогом в ДОО может включать несколько направлений:

    Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми. Например, использование персонального, планшетного компьютера или ноутбука для индивидуальной работы с детьми. Также применяют проектор и экран для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов. Ещё используют интерактивную доску для подгрупповой работы с детьми.

    Взаимодействие с родителями. Например, создание интернет-сайта, где есть новостная колонка, подробная информация о жизни дошкольного учреждения. Также используют электронную почту и гостевую книгу для общения. При проведении родительских собраний применяют мультимедийное оборудование, чтобы представить родителям видеоролики и презентации.

   Методическая работа, повышение квалификации педагога. Сетевые электронные ресурсы используют для распространения новых методических идей и дидактических пособий. Также с помощью дистанционных технологий педагог может участвовать в различных проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

     Ведение документации. Педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит мониторинг и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде.

Практическое применение ИКТ в работе педагога:

   Подготовка иллюстративного материала для занятий и оформления пространства (сканирование, поиск в интернете, печать, создание презентаций).                                                                                                                                                              Поиск дополнительных познавательных ресурсов, сценариев мероприятий.                                                                                                                        Обмен опытом и изучение наработок коллег из России и других стран.                                           Ведение документации и отчётов (использование шаблонов для экономии времени).                                                                                                                          Создание презентаций в PowerPoint для повышения эффективности занятий и родительских собраний.                                                                                                                Использование в образовательной деятельности интерактивных занятий и дидактических игр.

Некоторые преимущества использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) педагогом в ДОО:

  • Повышение мотивации детей к обучению. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению их интереса к изучаемому материалу. 
  • Наглядность. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает восприятие и лучшее запоминание материала, что важно с учётом наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. 
  • Возможность моделирования жизненных ситуаций. С помощью компьютера можно показать детям моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения. 
  • Индивидуализация обучения. Ребёнок может выполнять задания в удобном для него темпе. 
  • Экономия времени. Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии. 
  • Расширение профессиональных контактов педагогов. Создаётся единое информационное пространство в образовательном учреждении, где педагог может знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. 
  • Возможность работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

      Использование ИКТ позволяет обогатить, обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО  и повысить его эффективность. Однако важно помнить, что ИКТ не могут заменить живое общение педагога с ребёнком. Компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять

Литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.

2.  Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. — 1991. — № 9. С. 123–128.

3.   Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с.

4. Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.

Интернет-ресурсы:

1. cyberleninka.rumaam.rukopilkaurokov.ru

2. s-ba.rukopilkaurokov.rucyberleninka.rumaam.ru

3. s-ba.runsportal.ru

4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

статья "Современные образовательные технологии как основа взаимодействия всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ

Статья поможет воспитателям дошкольных организаций иметь чёткое представление о современных образовательных технологиях, применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка "Современные образовательне технологии в учреждениях дополнительного образования детей. Игровые технологии"

Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в учреждениях дополнител...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...