Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
материал

Григерт Олеся Геннадьевна

Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.

А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.

Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»

                                 

 Воспитатель 1 младшей группы МДОУ ЦРР д/с № 130  

Григерт Олеся Геннадьевна

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи

  1. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора;
  2. Формирование у детей культурно-гигиенические навыков.
  3. Развитие у детей интереса и эмоционального отклика к фольклорным произведениям.
  4. Воспитание у детей нравственных  качеств:  доброжелательности,   отзывчивости, заботливого отношения друг к другу в общении со сверстниками и взрослыми.
  5. Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возраста.

А для ребенка детский сад является новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду.

Реализуя в прошлом году проект «Потешки», мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. А Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. Прослушивание позитивно - эмоционального исполнения фольклорных форм помогает малышу отвлечься и успокоиться. А превращение детских потешек и пестушек в игру создаёт условия для комфортного пребывания детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Именно поэтому мы решили использовать фольклор в своей работе с детьми.

                Фольклор мы        используем        в        разных        видах деятельности: в режимных моментах, в образовательной деятельности, в наблюдениях, в подвижных играх, в играх на развитие мелкой моторики, в театрализованной деятельности.

При подборе материала необходимо учесть требования к  играм с малышами 1,5-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

        У детей младшего возраста есть неподдельный интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться, поэтому благодаря тесному сотрудничеству с музыкальным руководителем фольклорные игры приобрели новый оттенок. Музыкальный руководитель помогает мне подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Фольклорные музыкальные игры не только повышают у детей настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать, но и отвлекают детей от переживаний.

А сейчас я хочу представить вашему вниманию использование потешек в течение одного дня в простой речи и с использованием музыкального материала. А мне в этом помогут воспитанники 1 младшей группы.

1. Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю, так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.

«Кто у нас хороший.

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

2. Познакомиться с новым ребенком можно так.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят —

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне.

3. Во время умывания потешки и попевки учат моих детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Водичка - водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки алели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

4. Если ребенок плачет, можно его успокоить:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка 

Принесет орешки – 

Для тебя потешки

У Танюши целый час, слезы катятся из глаз

Удивляется лягушка, Ну и квакса ты, Танюшка!

5.Помогает потешка и в процессе кормления:

Вот девочка Маша. А вот каша.

Вкусная каша, ешь, Маша.

Ложку - за брата Антошку!

Ложку - за -подружку!

Ложку - за рыжую кошку,

Ложку - за мышку-крошку,

Ложку - за пса Тимошку,

ложку - за уточку-хромоножку!

За Машу - последнюю ложку!

Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

  1. При укладывании детей спать проговариваю или пою огромное количество потешек и попевок:

Баю-баю-баиньки,

прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

А, баиньки, баиньки, нашему заиньке

У заиньки-крошки набегались ножки

И сами к подушке тянутся ушки

  1. Под звуки нежных ласковых песенок малыш легче проснётся

Вот и проснулись! Где были? В сказке!

Выспались щечки, выспались глазки,

Выспались ручки, выспались ножки…

Будут играть, бежать по дорожке.

Выспался носик, выспалась шейка…

Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!

Выспались бровки, выспались ушки…

Ай, потягунюшки, ай, порастушки!

  1. Развиваю двигательную активность детей, используя фольклорные игры

Поехали, поехали

За грибами, за орехами...

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке: Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Приехали, приехали

С грибами и орехами!

  1. При одевании детей на прогулку  проговариваем:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

  1. Широко применяю на практике игры-забавы:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так, и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал.

Зайка – прыг и убежал.

 

  1. А уходя вечером домой, прощаемся

Мы в глаза с тобой глядим,

«До свиданья» – говорим

Завтра встретимся опять

Будем вместе мы играть.

Наполнение потешек игровым содержанием является самым эффективным средством для погружения малышей в ауру комфорта и психологического равновесия.

Игры пробуждают доверие к педагогу. Постепенно из «пока чужого человека» я превращаюсь в «Олесю Геннадьевну», или даже в «Маму». Это самый важный показатель эффективности нашего труда.

Нами была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок», в котором живут  потешки, пестушки, попевки, игры, необходимы мне для работы с детьми.

Наша работы была бы невозможна без родителей. В группе действует рубрика «Учим вместе», которая постоянно пополняется новым материалом, который родители могут повторять и использовать дома. Проводим семинары - практикумы на разные темы по проблемам адаптации детей к детскому саду, в том числе по ознакомлению семей с разными видами фольклорных детских игр, где родители находятся в роли ребенка.

Такие формы взаимодействия и сотрудничества оказывают положительное влияние на протекание адаптации.

В период адаптации мы совместно с педагогом-психологом, тщательно наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В этом году результаты порадовали. Несмотря на сложные медицинские диагнозы поступивших детей, уже в ноябре 2019 года из 15 детей, мы отметили легкую степень адаптации у 53% (8 детей). Средняя степень адаптации была у 27 % (4 детей). Тяжелая степень адаптации - 20% (3 детей).

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта. Жизнь в группе стала еще интересней, насыщенней, запоминающейся. Дошколята - малыши полюбили свой детский сад, свою группу.

В перспективе мы видим возможность интеграции фольклорной игры и детской фольклорной литературы в работу по формированию общих основ здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста "

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме​няется кардинальным образом. В привыч​ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...

" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду....

Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....