Методические рекомендации
консультация

Чорнопищук Наталья Викторовна

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации885.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

Методические рекомендации

по систематизации опыта работы педагогов

над индивидуальными планами по теме самообразования

Подготовила:

Чорнопищук Натальи Викторовны

ст. воспитателя МКДОУ д/с № 346

Педагогу на заметку

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе дошкольного образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого воспитателя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и воспитателе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

-обучение на курсах (один раз в пять лет);

-самообразование;

-участие в методической работе, семинарах - практикумах дошкольных учреждений города и области.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

 Работа по теме самообразования не менее 1 года;

 Изучение научно-методической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

 Создание современной развивающей предметно-пространственной среды в группе;

 Проведение педагогической диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; города;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; мастер-классах;

 Активное участие в работе методического объединения района;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

 Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с

индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом, зам. зав. по УВР…)

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения

литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

Совместно с зам. Зав. по УВР выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

o Изучают необходимую литературу.

o Посещают РМО, для обогащения опытом работы.

o Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

o Ведут дополнительную работу с детьми: педагогическую диагностику детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

Тема: «…»

Цель: «…»

1. повышение профессионального уровня;

2. изучение методической литературы по теме самообразования;

3. внедрение технологии или методики в практику;

4. разработка конспектов или вариантов планирования;

5. проведение семинара-практикума;

6. обобщение и систематизация знания по_______

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы,

посещения РМО, самообразования...)

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Создать рабочую программу.

5. Оформить в группе уголок…..

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на

педагогическом совете №… по теме «…»,

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Выход темы:

Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:

Для молодых специалистов:

Осознание основ педагогической поддержки социализации и индивидуализации детей

дошкольного возраста;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью

повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение

полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

5. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических

технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной деятельности по теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;

– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной

работы в МКДОУ детском саду № 346 Кировского района

г. Новосибирска

Самообразование, как эффективная форма повышения

профессионализма педагогов

Самообразование – целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению

своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений.

(Педагогический словарь)

Понятие «самообразование» состоит из

комплектования личной библиотеки и

умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем ГБДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

курсы повышения квалификации,

участие в методических объединениях,

учеба в институте,

конкурсы профессионального мастерства

Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Основные критерии самообразования педагогов:

1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

2. Интеграция направлений деятельности педагогов с образовательной программой, «Программой развития МКДОУ на период» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой ГБДОУ:

Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;

Предоставление права выбора куратора (заведующий, зам. зав по УВР,

опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с

учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения

эффективности своей деятельности.

Использование научно-методической и педагогической литературы,

печатных изданий в методическом кабинете, для изучения теоретических

аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов.

4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и районном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы дополнительных услуг, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).

5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.

Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

МКДОУ детском саду № 346 Кировского района

г. Новосибирска

Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.

Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет.

Ф.И.О. педагога _________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

Дата заполнения________________________

МКДОУ детском саду № 346 Кировского района

г. Новосибирска

Диагностическая карта выявления факторов,

влияющих на саморазвитие педагогов.

Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте,

пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет.

Ф.И.О. педагога _________________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

Дата заполнения______________________ о по силам лишь профессионально

построенной образовательной практике.__

Заведующая МКДОУ                                                                    Н.Н. Бибанаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...