ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
консультация

Волкова Анна Георгиевна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. 

 

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izodeyatelnost_v_dou.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО

     

             Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как            «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский).

 Личностный подход – исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо,  поэтому в этом возрастном периоде  деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельный подход – рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка.

   В каждом возрасте своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

 Принципы дошкольного образовании:

1. Поддержка разнообразия детства. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Обогащение детского развития.

 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество ДОУ с семьей, учет этнокультурной ситуации развития.

 3. Уважение личности ребенка. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (дошкольник). Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольника).

      Ребенок как субъект педагогического процесса (образования). Проявление ребенка как субъекта деятельности связаны:

 -с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

-с процессом эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Качества, характеризующие ребёнка как субъекта:

∙ Интерес к миру и культуре;

 ∙ Избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;

 ∙ Инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;

∙ Творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

       Требования к развивающей предметно-пространственной среде (РППС) в обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации и территории. Прилегающей к зданию ДОУ, приспособленной для реализации Программы; материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:

 ∙ в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

∙ охраны и укрепления их здоровья;

 ∙ учета особенностей и коррекции недостатков их развития Требования к РППС.

 РППС должна быть:

 - Содержательно-насыщенной

 - Трансформируемой

 - Полифункциональной

 -  Вариативной

 -  Доступной

   -Безопасной

 

РППС должна отражать содержание образовательных областей:

∙ Социально-коммуникативное развитие

 ∙ Познавательной развитие

 ∙ Речевое развитие

 ∙ Художественно-эстетическое развитие

 ∙ Физическое развитие РППС должна обеспечивать различные виды детской деятельности

 Ранний возраст

- Предметная деятельность и игра

 - Экспериментирование с материалами и веществами

 - Общение со взрослыми и сверстниками

 - Самообслуживание и действия с бытовыми предметами

 - Восприятие музыки, сказок, стихов, картинок

 - Рассматривание картинок, предметов

  - Двигательная активность.

 Для детей дошкольного возраста

 -  Игровая

 -  Коммуникативная

 -  Познавательно-исследовательская

- Восприятие литературы, фольклора, изобразительных и музыкальных произведений

 -  Самообслуживание и элементы бытового труда

 - Изобразительная деятельность

 - Музыкальная

 - Двигательная

- Образовательная (подготовительная группа).

             Современные технологии, методы, приемы в рисовании.

 

     Общее понятие технологии означает совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата (цели) или знания о том, как решать практические задачи. Образовательные технологии представляют собой теоретически обоснованную совокупность способов, приемов и средств обучения, а также планомерную систему действий (взаимодействий) обучающихся и педагога, позволяющих достигать образовательные цели и получать запланированные результаты.

    Образовательные технологии – это не столько точные предписания и нормы, сколько принципы организации деятельности обучающихся и учебного процесса (Это отличает технологию от Программы) Стандартные, старые формулировки образовательный технологий

 Ребенок как объект обучения 

Технология «Обучение детей лепке»

Технология «Обучение детей рисованию»

Технология «Обучение детей творческой аппликации»

Современные формулировки (примеры)

 Ребенок как субъект педагогического процесса

 - Активизация изобразительного творчества детей,

 - Развитие коммуникативных способностей детей и потребности эстетического общения,

- Технология интегрированного обучения,

 - Информационные технологии в изобразительной деятельности,

 - Технология коллективного обучения,

 - Технология проблемного обучения,

 - Авторские педагогически и образовательные технологии.

 Примеры названий технологий:

Технология «Учимся смотреть картины» (для детей от 3 до 7 лет)

Технология «Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре» (для детей от 6 до 7 лет)

Технология «Развитие творческих изобразительных способностей детей старшего возраста. Мир творчества и фантазии»» (для детей от 5 до 7 лет)

Технология знакомства детей с цветами «Королевство Кисточки» (для детей от 3 до 4 лет)

Технология «Сказки в рисовании или рисование в сказках» (для детей от 3 до 6 лет)

                                  Техника изобразительной деятельности.

     В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ.

   Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

     Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер и другое: техника рисования карандашом, углем, и т.д.

    Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. К неклассическим техникам относятся: монотипия, диатипия, акватипия, кляксография, линотипия, набрызг, пальцеграфия, тампонирование, граттаж, витраж, рисование мылом, солью, зубной пастой, чаем, манкой, тканью, восковой стружкой, сочитание или комбинирование материалов и другое

 Неклассические техники рисования, так же, как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий.

Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники:

∙ Деграде - способ закрашивания (от фр. degrade - смягчение тона, оттенение, полутон) - это плавный переход от одного цвета к другому.

 ∙ Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) -  способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

 ∙ Монотипия - суть этой техники заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность.

 ∙ Пальцеграфия

 Методы и приемы

   Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. 

                        Определение. Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) -  способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

 Методы обучения

 Современная классификация методов 

(авторы: Лернер И. Я., Скаткин М. Н.)

Она включает в себя следующие методы обучения:

 -   информационно-рецептивный;

 -  репродуктивный; исследовательский;

 - метод проблемного изложения материала;

 -  эвристический; метод проблемного изложения материала.

  В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

 • рассматривание;

 • наблюдение;

• экскурсия;

 • образец воспитателя;

 • показ воспитателя.

  Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

 • прием повтора;

• работа на черновиках (эскизов);

 • выполнение формообразующих движений рукой.

      Эвристический метод направлен, на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

    Метод проблемного изложения материала не может быть использован в обучении дошкольников: он применим только лишь для старших школьников.

       Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить, ни какую - либо часть, а всю работу.

 

Возраст от 1,5 до 3 лет.

         Период «каракулей» и «пачканья» дети этого возраста еще не рисуют, а манипулируют и экспериментируют с материалами и пространством.             Психологическая особенность изображения в  возрасте 1, 5 до 3 х лет - «оставить след» за собой, след за кисточкой (карандашом, мелком) и найти «край» пространства, ребенок экспериментирует с линиями и их направленностью. Понимая данный аспект, педагог должен давать возможность ребенку свободно манипулировать с материалами на большой поверхности, вот почему многие малыши рисуют на обоях и стенах, на столах и других поверхностях.

∙ подготовьте поверхности стен: обклейте стены старыми обоями или специальной пленкой;

 ∙ расстелите рулоны бумаги на полу,

 ∙ подготовьте меловые доски или доски для рисования смывающимися маркерами

 ∙ поощряйте рисование мелом на асфальте

∙ непосредственно на занятиях рисования давайте детям большие форматы бумаги

     Еще один момент надо знать об этом возрасте: именно в период от 1,5 до 2,5 (3-х) лет формируется процесс «целеполагания», когда у ребенка проявляется природная потребность к постановке своих целей и самостоятельный путь ее достижения.             Если взрослые препятствуют развитию «целеполагания», то он может получить или буйный протест, или в будущем не способную к самостоятельному выбору и решению личность. Мы должны понимать, что непосредственное обучение рисованию может подождать! Важно дать возможность ребенку «наиграться» с материалами и пройти психологический этап освоения пространства и формирования «целеполагания».   Возрастная мотивация возможность свободной деятельности, наличие условий для манипуляции и экспериментированию с материалами и пространством.

Возраст от 3 до 4 лет.

          В этом возрасте у ребенка продолжается манипуляция и экспериментирование с материалами и линиями, добавляется эксперимент с цветом и формообразованием. С 3-х лет интенсивно проявляется способность восприятия, выделение и узнавание формы объектов, отражение предметов на основе геометрических форм.

Образовательная и развивающие задачи. Для педагога это важный сигнал для формирования у детей навыка формообразования: необходимо тренировать и закреплять навык рисования различных форм: округлых (круги, овалы, полу круги, полуовалы) и с углами (квадраты, прямоугольники, треугольники). Так же здесь необходимо делать акценты на подборе цвета в изображении реальных объектов, но в тоже время не настаивать в «правильности» цвета в свободном рисовании.                  Еще очень важный момент этого возраста: важно не отбить желание рисовать, не испугать ребенка своими замечаниями, а позволит свободно работать с материалами.

 Поэтому, наряду с «обучающими» занятиями необходимо отводить время для свободно рисования по замыслу и экспериментированию с материалами. Возрастная мотивация компетентность ребенка: помощь герою.

Возраст от 4 до 5 лет.

         В этом возрасте ребёнка продолжает активно изображать линии и формы, но изображение становится более точным, появляются потребность в деталях, линии отражают замысел. Восприятие мира и его изображение происходит в горизонтальной плоскости, выделяя основные объекты, линии и формы. В этом возрасте ребенок – эгоцентрик, и мир проходит через него.

Интересно видеть в изображении деревьев «реберное» восприятие дерева. Ребенок как - бы пропускает и ассоциирует его через себя. Возраст от 4 до 5 - это возраст активного восприятия оттенков (тонов) и получения новых цветов. Усилия педагогов необходимо направить на поддержание интереса к эксперименту с цветом: вводить палитру и работу с ней, знакомить со всем спектром цветов и оттенков, проводить специальные занятия по восприятию и получению цветов, оттенков, тонов в рисовании и эксперименте. Возрастная мотивация «принятия и действия в роли»

Возраст от 5 до 6 лет.

          В этом возрасте при благоприятных условиях ребёнку нравится рисовать, он достаточно овладел основными навыками рисования: формообразования и направленных линий, работа с цветом, получение оттенков, навыков работы с изобразительными материалами (гуашью, цветной карандаш, мелки и пастель, познакомился с акварелью). Способен замыслить не сложный сюжет рисунка. Мы будем продолжать знакомить ребенка с изобразительными материалами, закреплять и дальше развивать навыки и умения рисования.

 Развивающая задача.  Пришло время к творчеству: проявлению фантазии и воображения, украшательству изображаемых объектов, прорисовыванию деталей, использованию разнообразие цветов. Но фантазию и воображение, так же, как и навыки рисования необходимо развивать и поддерживать.

Именно в возрасте старшей группы,  основой образовательной и развивающей задачи педагога рисования должна стать – создание условий для развития творчества в рисовании, проявлению фантазии и воображения. В работе хорошо использовать сказочные сюжеты, пробуждать воображение, предлагать изображать нереальные события, обучать и поддерживать декоративное рисование, использовать элементы декора для реальных объектов. Возрастная мотивация: творить, украшать, создавать «красивое» изображение.

Воспитательная задача. В  этом возрасте очень важно: научится анализировать и оценивать свой продукт деятельности. Необходимо корректно, через сравнительные эталоны, схемы, изображения обращать внимание ребенка на качество выполненного изображения, побуждать завершать рисунок, доделывать фон, рамку и т.п.

Возраст от 6 до 7 лет.

В этом возрасте наступает «золотой век» детского рисования.

   У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.   Именно в этом возрасте дети много и с увлечением рисуют в свободной деятельности.  Рисунки все больше носят законченный характер, насыщены деталями. Рисунки мальчиков и девочек значительно различаются.                                                           Важно сохранить и поддержать желание рисовать, продолжить развивать навыки. Образовательные задачи. В этом возрасте можно смело вести маленькие «уроки» по искусству: хорошо познакомит детей с видами искусства и жанрами рисования. Мотивация. Ведущим видом деятельности на ряду с игровой становится образовательная деятельность. Педагогу необязательно придумывать особую мотивацию, достаточно поставить посильную для ребенка цель или задачу, для того чтобы он захотел действовать. И все же каждый человек должен иметь мотивацию к любой деятельности. В подготовительной к школе группе хорошо, если ребенок будет чувствовать значимость своего продукта, тогда это будет стимулировать к законченности и качественному выполнению работы. У ребенка должна быть видимая конечная цель, а продукт деятельности может носить «утилитарный» характер. Для этого хорошо подойдет метод образовательного проекта. Например, сделать рисунок для выставки или конкурса, создать иллюстрацию к самодельной книжке, придумать и нарисовать игровое поле для игры «Ходилка» и многое другое. Нельзя забывать и о воспитательных задачах через изобразительную деятельность: в период подготовки ребенка к школе важно научить ребенка договариваться.                                  Предоставьте возможность детям создавать совместные работы, где им необходимо будет договориться об общем сюжете и стиле оформления.  

         Требования к уголку творческой деятельности или организация уголка (центра творчества) в группе:

- свободный доступ, удобство, вместимость подгруппы детей (2-6 10 человек), хорошее освещение, организация материалов и средств; доступ: должен находиться в групповом пространстве или в видимости ребенка при свободном передвижении в дополнительное помещение;  удобство: должен быть мобилен (1 стол без клеенки для рисования карандашами, фломастерами и мелками, 1стол накрытый клеенкой для рисования красками (в подготовительной группе клеенка может лежать рядом на стеллаже), 1 стол для лепки);

- должен иметь достаточное количество материалов и средств: ранний возраст: восковые мелки, карандаши, толстые фломастеры, бумага разного размера (на видимом для ребенка месте, но не достигаемом), манная крупа и подносы 4-6 штук;

 младший возраст: восковые мелки, карандаши, толстые фломастеры, бумага разного размера и формы, белая и тонированная, листы раскрашивания с нарисованными шаблонами и трафаретами, манная крупа и подносы 2-3, гуашь 6 цветов, 2-3 стаканчика-непроливайки, толстые кисти, палочки, тряпочки или салфетки, трафареты, шаблоны;

средний возраст: то же, гуашь 12 цветов, палитра, простейшие схемы для смешивания цветов; схемы и образцы рисунков на основе форм (на отдельных карточках).

старший возраст: карандаши, стирательные резинки, фломастеры, мелки, гуашь и акварель, палитры, щетки и трубочки для набрызга, уголь и пастель по возможности, устойчивые стаканчики, листы для раскрашивания, трафареты и шаблоны достаточно схем для эксперимента с цветом и материалами для построения портрета, пейзажа и натюрморта;  

- схемы и образцы рисунков некоторых животных, растений  (деревья, цветы, листья, овощи, фрукты и т.п.)

На всех группах должны быть раскраски по возрасту, разобранные по листам. Бумага для акварели, бумага для черчения (формата А3, А4, А5), писчая бумага, картонные тарелки, бумажный блок-кубик для мелкого рисования. Ведрышки и стаканы-непроливайки для воды. Трафареты, шаблоны, штампы и печатки.

Дидактические материалы: схемы-построения рисунков, альбомы для рассматривания с репродукциями, книжки раскраски, тематические листочки-раскраски.

 Дидактические игры: «Цветные карандаши», «Составь портрет», «Сухая аппликация», «Цепочки в рисовании», «Составь Пейзаж в разные времена сутки», Цветные фильтры для смешения цветов, калейдоскоп, двух-трех цветные волчки для иллюстрации смешения цветов», «Подбери по цвету», и др.

    Организация и поддержка самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей дошкольников.

    Одной из задач педагога по созданию условий для развития интереса и навыков рисования является – постоянный поиск приемов мотивации ребенка к творчеству и продуктивной деятельности.

   Если мы хотим, чтобы детские работы носили законченный характер, мы должны показать свой интерес и бережное отношение к результату деятельности ребенка, рассказать и показать, помочь детям, чтобы его работы выглядели привлекательно и презентабельно.

    Роль педагога, помочь ребенку или самому сделать так, чтобы детская работы выглядела привлекательно

 -оформить работы в рамки и развесить работы на стенде, проявив творчество;

 - иногда подобрать дополнительный фон и наклеить детскую работу на цветной фон (паспарту)

 - объединить несколько работ нескольких детей в одну коллективную работу, оформив ее тематически

 - объяснять и поддерживать ребенка в доведении работы до конца. (завершенность работы) Что может мотивировать ребенка доводить рисунки до конца?

     Детское творчество может выступать условием для развития и пополнения РППС Деятельность, в т.ч. изобразительная, в рамках образовательных проектов дает нам большие возможности и служит условием пополнения развивающей среды продуктом детского творчества.

        Выстраивая работу с ребенком необходимо оценивать его возможности и интерес для создания «утилитарных» предметов, т.е. того, что может быть использовано в игровой деятельности ребенка, на выступлениях, в оформлении группы.

      Проявите смекалку, подумайте и предложите детям, что они могут сделать своими руками для реализации цели проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изодеятельность, как средство для развития творческих способностей.

Статьи, конспекты, презентация,материал, необходимый дя обмена опытом, поиск новых коллег поинтресам....

Справка по итогам проверки организации изодеятельности в МДОУ №37 "Журавлик"

В справке раскрыта структура проверки по изодеятельности во всех возрастных группах и даны  методические рекомендации воспитателям по проведению взаимопроверки по данной теме  в виде схемы....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Перспективный план работы по изодеятельности в нетрадиционной технике рисования в старшей группе.

Песпективный  план  работы  на   год  кружка  по  изодеятельнсти  в   нетрадиционной   технике    рисования   в  старшей  гру...

Интегрированные занятия в детском саду. "Письма осени"-музыка и изодеятельность( средняя группа) "Приключения Барабанчика" -музыка и изодеятельность (младшая группа).

(Конспект авторского интегрированного занятия для детей средней группы (музыка и изодеятельность)МДОУ детский сад № 55Составитель: муз. руководитель Даманина С.С. Задачи:Образовательн...

Занятие по изодеятельности. Интегрированное занятие по изодеятельности и ФЭМП с включение интеративной игры "Как изобразийть Зайку"

Занятие проводилось совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В. Дети в интерактивной составляли алгоритм десятельности и следовали ему привыпллнении аппликации и рисования.. Варианты пре...