Картотека коммуникативных игр для детей раннего возраста
методическая разработка

Сидоренко Марина Павловна

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад № 31"

Картотека коммуникативных игр

Ранний возраст

Составила: Сидоренко М.П.

«Гости»

Цель:  научиться согласовывать свои действия с действиями другого.

Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий.

Все дети поют песенку:

Стала Маша детей приглашать.

Иван приди и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди,

А Никитушка, ну пожалуйста.

На эти слова «Маша» каждого выбранного берёт за руку и по очереди ведёт в центр круга.

Стала Маша детей угощать:

Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке- мятный пряничек.

На эти слова Маша, широко разведя правую руку в сторону, ударяет ладошкой на ладошку каждому ребёнку по очереди, имитируя раздачу блинов.

Стала Маша гостей провожать:

Иван прощай и Степан прощай,

И Сергей прощай, и Матвей прощай,

А с Никитушкой мы пойдём вдвоём.

На эти слова Маша делает прощальный жест рукой, а Никитушку берёт под руку и идёт с ним по кругу и ставит на то место, где он стоял прежде.

«Платочки».

Цель:  научиться согласовывать свои действия с действиями другого.

Дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку дети двигаются и поют песенку:

Я иду, иду, иду. Друга я себе ищу.

Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:

Здравствуй, здравствуй дорогой,

Рад я встретиться с тобой.

Каждый берётся за кончик платочка своего друга, сгибает руки в локте и под музыку делают движение, имитируя «пиление дров», поют песенку:

Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость,

Мы танцуем хорошо,

Попрощаемся легко.

Идут, ищут новую пару.

«Мы на карусели сели».

Цель:  научиться согласовывать свои действия с действиями другого.

Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения выполняются по тексту.

Мы на карусели сели, закрутились карусели.

Вверх летели, вниз летели,

Вверх летели, вниз летели.

По очереди приседают и встают.

А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.

Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг другу ступнями ног.

Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,

Вправо, влево нас качает.

Покачиваются из стороны в сторону.

А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.

К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.

Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.

«Птичка».

Цель: установление доброжелательных отношений между детьми.

Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр круга.

Дети поют песенку, а птичка «летает» по кругу:

Маленькая птичка прилетела к нам,

Маленькой птичке зёрнышки я дам.

Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку, а «птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком - «клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм.

Дети продолжают петь:

Маленькая птичка зёрнышки клюёт,

Маленькая птичка песенки поёт.

Затем «птичка» выбирает себе замену.

«Дождик»

Цель: снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга и говорят слова:

- Дождик бегает по крыше.

- Бом! Бом! Бом!

- По весёлой звонкой крыше.

- Бом! Бом! Бом!

Постукивают подушечками пальцев по спине.

-Дома, дома посидите.

- Бом! Бом! Бом!

- Никуда не выходите.

- Бом! Бом! Бом!

Поколачивают спину кулачками.

- Почитайте, поиграйте.

- Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте…

Бом… Бом…Бом…

Поглаживание спины ладонями.

«Найди пару»

Цель: сплочение, установление доброжелательных отношений между детьми.

Для этой игры понадобятся картинки из серии «Животные и их детеныши».

Половине игроков раздаются картинки со взрослыми животными, а второй –детеныши. При раздаче картинок, надо

обязательно сказать, что смотреть можно только тогда, когда все получат картинки.

 Воспитатель говорит:

- Раз, два, три свою семью найди!

Дети по картинками ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят:

-Я мама-овца.

-Я папа-баран.

-Я маленький ягнёнок.

Каждое семейство называет себя. Для детей младшего возраста можно использовать звукоподражание.

«Подойди ко мне дружок»

Цель: действовать в соответствии с текстом, воспитывать положительное отношение друг к другу.

Подойди ко мне дружок, (дети подходят к воспитателю)

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся

И друг другу улыбнемся (дети берутся за руки и улыбаются)

Здравствуй друг, здравствуй друг! (дети поворачиваются налево и направо и здороваются друг с другом)

Здравствуй весь наш дружный круг.

«Найди свой дом»

Цель: сплочение, установление доброжелательных отношений между детьми.

Дети сидят на стульчиках, у них в руках разные игрушки. На слова ведущего: «Пойдем гулять» все оставляют «дома» (на стульчиках) игрушки и идут за ним. На полянке дети прыгают, ходят, встречаются друг с другом, а в это время ведущий меняет игрушки местами. Потом он говорит: «Дождь пошел» и все убегают в свои «домики» (дети должны найти свои игрушки и «переехать» к ней на стульчик).

«Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Кто пришел к нам в гости?»

Цель: привлекать внимание детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.».  Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли.

 «Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе

Утром дети встают в круг здороваться. Под песню выполняют движения, улыбаясь друг другу.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

(руками движение по верхнему полукругу в одну и другую сторону)

Здравствуй, легкий ветерок,

(помахали на себя кистями рук)

Здравствуй, маленький цветок!

(кисти рук соединили, изображая цветок)

Здравствуй, птичка  в вышине,

(помахали крылышками)

Здравствуй, рыбка в глубине

(ладошки вместе, изображают движение рыбки)

Здравствуй, ласковый зверек,

(погладили одной рукой кисть другой руки)

И тебе привет, дружок!

(весело помахали друг другу и обнялись все вместе)

«Колокольчик»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени

Ход игры.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, звонят в колокольчик и  затем передают его друг другу.

- Здравствуй, Настенька! Динь-динь-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

 «Ласковое имя»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени

Дети встают в круг, воспитатель  по очереди выводит детей  в центр круга. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

«Ласковый ребенок»

Цель: преодоление застенчивости, создание условий для формирования у детей умения  взаимодействовать с партнером эмоционально-тактильным и вербальным способами.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

«Мы сидим»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, развитию потребности в общении, создание условий для снятия напряжения..

Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?»

Затем можно пропеть (проговорить), какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей).

Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…»

«Прятки с платочками»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!»

Таким образом педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...

картотека коммуникативных игр для детей раннего возраста

коммуникативные игры для детей раннего возраста...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста                                ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей раннего возраста по теме «Петрушка в гостях у детей»

Форма: непосредственно образовательная деятельность Цель: Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами барабаном и дудочкой...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста...