Проект группы общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет «Ягодки» по теме: «Чудеса на фартуке».
методическая разработка (младшая группа)

Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

Проектная деятельность  обеспечивает взаимосвязь образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру, повысить речевую активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Проект

группы общеразвивающей направленности
для детей от 2-3 лет «Ягодки»

по теме: «Чудеса на фартуке».

Составили воспитатели:

Васильева В.А., Козлова Л.Л.

г. Мегион

Тема: «Чудеса на фартуке».

Тип проекта: ролево-игровой Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели.

Проблема: недостаточно развитая речь детей младшей группы.

Продолжительность: Средней продолжительности

Творческий продукт: дидактический фартук, дидактические игры

Срок реализации: 2 месяца

Введение.

В дошкольном учреждении малые фольклорные жанры являются  важной задачей всей воспитательной работы  как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

Проектная деятельность  обеспечивает взаимосвязь образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру, повысить речевую активность детей.

Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Актуальность проекта.

Младший возраст – это самый благоприятный период для психического и физического развития ребенка. Именно он отмечен ненасытным любопытством детей, что позволяет приобрести большую часть информации об окружающем, формировать интеллект, его безграничные потенциальные способности.

В этом возрасте при соответствующих условиях развиваются различные способности: совершенствуются движения, речь, происходят значительные изменения в мышлении, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их  применении.

Так как игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника, то она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти,

наблюдательности, сообразительности. Через игру малыш легко усваивает даже сложные действия и понятия. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.

Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

Для этого наряду с традиционными играми, мы стали использовать дидактический фартук, суть которого заключается в том, что у воспитателя, одетого в фартук всегда при себе имеется какая – либо дидактическая игра, игрушка или герой сказки.

Пособие «Чудеса на фартуке» это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов.

Одним из средств формирования связной речи, как составной речевой деятельности, является использование различных плоскостных изображений: иллюстраций, дидактических картин. Широко используются плоскостные изображения и в пособие «Чудеса на фартуке».

В процессе «фартуковой» деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре.

Использование наглядных средств: изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет детям обогащать речь. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.

Почему именно речь выступила на первый план?

Проанализировав речевое состояние группы в целом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем: речь односложная состоящая лишь из отдельных слов, многие неспособны построить простых предложений. Бедная диалогическая речь, а зачастую ее отсутствие, неспособность сформулировать вопрос, построить и дать ответ затрудняет общение между ребенком и «чужим» взрослым, сверстниками. В связи с этим развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Проект представляет собой цикл речевых игр, проводимых с детьми два раза в неделю. Игры повторяются и чередуются исходя из целей и задач, стоящих перед педагогом на данный период.

Цель: формировать и совершенствовать речь детей через вовлечение их в дидактическое пособие «Чудеса на фартуке».

Задачи:

  • Образовательные:
  • Обогащать и активизировать словарный запас, формировать умение            общаться с окружающими людьми;
  •         Развивать артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звуки и звукоподражания разной силой голоса (громко – тихо);
  •         Знакомить с родной речью на материале разных жанров фольклора и произведений детской художественной литературы с помощью атрибутов, прилагаемых к дидактическому пособию «Чудеса на фартуке».
  • Развивающие:
  • Развивать связную речь;
  •         Развивать        психические        процессы        (память,        внимание,        мышление, воображение);
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

  • сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
  • будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

для педагогов:

  • повышение теоретического уровня по теме проекта;
  • внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
  • самореализация;
  • обобщение и распространение опыта.

для родителей:

  • сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
  • повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
  • сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

Методы работы:

Наглядный:

  • просмотр театрализованной деятельности; демонстрация на фартуке плоскостных изображений;
  • показ воспитателем способов действий.

Словесный:

                - слушание стихов, сказок, потешек;

        -прослушивание музыкальных произведений.

Практический:

  • разыгрывание сказок и инсценировок;
  • дидактические игры;

-обследование предметов:

-пальчиковая гимнастика;

-артикуляционная гимнастика.

В результате реализации проекта:

Педагоги: происходит овладение опытом организации образовательно – игровой деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

Дети:

- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

- инициативности и восприятия        (тактильного,        зрительного, пространственного);

- развитие мимики, жестов, движения;

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Родители:

- Ознакомить родителей со способами использования многофункционального пособия «Сказки из фартука» для детей  2-3 лет.
- Привлечь родителей к организации развивающей среды в группе. 
- Активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Сбор и анализ литературы по данной проблеме. Разработка содержания проекта «Чудеса на фартуке».

Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий.

Основной этап:

Изготовление дидактических игр, активное использование в совместной деятельности педагога и детей дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта.

Участие родителей в показе малых фольклорных жанров чудеса   на фартуке.

Взаимодействие с детьми в рамках проекта

Название игры

Цель игры

Краткое описание

1

Дидактические игра «Громко- тихо»

Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Знакомить с понятиями

«громко-тихо» и

«большой-маленький»

Взрослый показывает детям 2 собаки и говорит: «Когда идет большая собака, лает громко:

«Гав-гав». Как лает большая собака?» Дети громко произносят: «гав-гав». Педагог продолжает: «А как лает маленькая собака? «гав-гав» Воспитатель уточняет, что маленькая собака лает тише.

Педагог убирает собак говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только побежит собака, вы должны лаять. Если большая собака, то громко, а если маленькая, то тихо.

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

2

«Медвежата мёд едят!

Развивать артикуляционный аппарат детей.

В гости к детям приходит медведь и показывает, как он ест мед, предлагает детям попробовать также.

3

«      Назови свою маму»

Продолжать учить правильному произношению звуков. Развивать интонационную выразительность.

Детям раздаются фигурки. Воспитатель закрепляет на фартуке фигуру животного, ребёнок, у которого находится        детеныш, произносит соответствующий звук.

4

«Эхо»

Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Воспитатель громко  произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания

гласных звуков: ау, уа и.т.д.

5

«Чего не стало?»

Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на

картинках.

Ребенок соотносит фигуры.

6

«Чей голос?»

Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

7

 «Помоги   показать   сказку»

Развивать        мимику и жесты, звукоподражание, внимание        и связную речь.

Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке        сказочных

героев и        предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания.

8

Расскажи сказку

«Репка»

Развивать        связную речь, память.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Постепенно        задание усложняется

9

«Найди лишнее»

Развивать        связную речь, внимание.

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке(фартуке) двух одинаковых героев и одного другого. Предлагает детям

назвать гостей, которые пришли

10

Пальчиковая гимнастика

«Зайка»

Развивать        мелкую

моторику        рук, формировать чувство ритма, следить за действиями взрослого,

развивать связную речь

В гости к детям приходит зайчик и предлагает детям поиграть.

11

«Расскажи        сказку

«Теремок»

Развитие связной речи у детей.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и прикрепляют на фартук изображения с

героями сказки.

Заключение

 По окончанию проекта дети стали чаще играть в дидактические игры, с большим интересом и успехом. Речь их стала более насыщенной, словарный запас обогатился новыми словами. Артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звуки и звукоподражания разной силой голоса используйте игру как возможность обучать.                  

 Налажена совместная работа родителей и  воспитателей по воспитанию и    

 развитию фольклорных жанров.

Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!

Так как проект «Чудеса на фартуке»  показал свою эффективность,  в будущем планируется: дальнейшая  его реализация  в работе с воспитанниками; пополнение  проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного   опыта в форме публикаций.

 

Список использованной литературы

1.А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

2.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

3.И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г.

4.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 152 с

5.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитанников группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет. Образовательная область «Познание». Тема: «Транспорт»

Программное содержание:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении клас...

НОД по образовательной области «Физическое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на тему: «Прогулка в леc»

Интегрированная  непосредственно образовательная  деятельность с детьми  второй  младшей  группы по  образовательной  области "Физическое  развитие" в игровой ...

Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет по теме: «Сияние Севера»

Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет   по теме: «Сияние Севера»...

Конспект совместной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на тему «Воспитание любви к Родине» (Экскурсия по родному городу Кузнецку).

Цель: создание условий для проявления чувства любви к своей Малой Родине через ознакомление с достопримечательностями города Кузнецка.Задачи:Познавательное развитие:- продолжать знакомить детей с дост...

Конспект о.о.д. по развитию речи тема: «Чьи пёрышки?» группы общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет «Ягодки»

При планировании  занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности,  дети отвечали на вопросы воспитателя, п...