" Детям о космосе..."
занимательные факты (старшая группа)

Ознакомление детей с космосом

Цели: - сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство»;

- ввести понятия «звёзды», «планеты». «солнечная система», «космонавт»;

- рассказать о том, как люди мечтали покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность;

- развивать навыки творческого рассказывания, учить чётко отвечать на поставленные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_borisova_l._v.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Ровно-Владимировка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»»

Методическая разработка

Исследовательская деятельность

«Детям о космосе…»

                                                                                                               Борисова Л. В.

                                                                                                               Воспитатель

                                                                                                               пос. Ровно-Владимировка

                                                                                                              Самарская область

2023 г.

г. Самара

Ознакомление детей с космосом

Цели: - сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство»;

- ввести понятия «звёзды», «планеты». «солнечная система», «космонавт»;

- рассказать о том, как люди мечтали покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность;

- развивать навыки творческого рассказывания, учить чётко отвечать на поставленные задачи.

Исследовательская часть

Ребята, а вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин. Люди, которые путешествовали пешком добирались рано или поздно до большой воды – моря или океана, и считали, что их путешествие законченно: вот он, край Земли, и ничего кроме воды, больше нет. Но были и такие, которые дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, что отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. Люди задумались, почему так происходит? Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин, а круглая, как шар. Давайте и мы с вами попробуем это доказать.

Возьмём небольшие мячи и фломастеры. А теперь представьте, что вы путешествуете и каждый из вас стоит на верхушки шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Фломастер ведите вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в том же месте, откуда начали своё путешествие.

Вот так наши путешественники убедились, что земля – это шар. Что же тогда окружает Землю?

А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством или космосом.

Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами. К космическим телам относятся звёзды, планеты, кометы и метеориты.

Мы поговорим с вами о том, что такое звёзды. Что такое звёзды? Звёзды- это огромные огненные шары. Почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас.

А какая звезда ближе всего к нам? Это звезда – Солнце. Она даёт нашей планете свет и тепло, без неё не было бы на Земле жизни. Все звёзды очень разные, и по-размеру и по температуре. И все они огненные шары, одни более горячие, другие-менее. Поэтому и цвет у звёзд разный. Самые горячие-белые звёзды, чуть менее горячие-голубые, жёлтые, красные (использовали карту с изображением Солнечной системы).

Что такое Солнечная система? Солнечная система-это скопление планет, которые вращаются вокруг Солнца. Если звёзды состоят из газов, то планеты состоят из твёрдых, жидких частиц и газов. Существует восемь планет, которые входят в солнечную систему.

1-Меркурий, 2- Венера, 3- Земля, 4- Марс, 5- Юпитер, 6- Сатурн, 7- Уран, 8- Нептун, на этих планетах нет жизни. Так как космос- это безвоздушное пространство, значит на этих планетах нет воздуха, на некоторых нет воды. Поэтому человек, который летит в космос надевает специальный костюм-скафандр, который сделан так, чтобы человек мог двигаться и дышать. А как называют человека, летящего в космос? Правильно-космонавт.

Люди хотели узнать о космосе и планетах ещё с давних времён. Много учёных всегда хотели придумать и построить космический корабль, чтобы он мог полететь выше облаков, в космос. Сначала учёные придумали и изобрели искусственный спутник Земли. Внутри спутника было два радиопередатчика.  Спутник мог облететь вокруг Земли за полтора часа. Сегодня в космосе очень много спутников, которые необходимы для телерадиосвязи.

Потом учёные решили, что пора сделать так, чтобы в космос полетел человек. Но сначала для безопасности человека, отправили обычных собак. Собаки стали первыми-космонавтами. До 1961 г. учёные запустили 29 ракет с животными. Конечно, многие погибли: то парашют отказал, то неполадки в кораблях. Затем учёные решили проводить полёты собак в скафандрах. 19 августа 1960 году Белка и Стрелка- советские собаки-космонавты-первые животные, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5», и вернувшиеся на Землю невредимые. Кроме Белки и Стрелки в катапультируемым контейнере находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биообъекты. Они стали настоящими космонавтами: 30 суток они летали в космосе, были долго без движения, переносили высокие нагрузки и находились в скафандрах. А учёные изучали их состояние: записывали артериальное давление, дыхание, биотоки могза и сердца. И только после того, как собачки вернулись живыми и здоровыми, учёные отправели в космос человека.

12 апреля 1961 года впервые полетела ракета в космос с первым космонавтом Юрием Гагариным.

А как же летает ракета? Давайте мы с вами проведём эксперимент и узнаем принцип полёта ракеты. Мы надуем воздушный шарик и зажмём отверстие пальцами. Когда мы разжимаем пальцы, то наш шарик резко вырвется из рук вверх. Это происходит потому, что из шарика выходит воздух. Когда воздух закончится то шарик упадёт. Так вот, наш шар летел как ракета-он двигался, пока в нём был воздух. Вот примерно по такому принципу ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и выбрасывается назад пламенем.

После Ю. Гагарина в космос летали сотни космонавтов. В помощь человеку в космосе, люди придумали роботов. Только они похожи не на человека, а на металлические машины. Такие роботы помогают людям исследовать поверхности других планет.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Так же с помощью спутников вы можете смотреть любимые передачи по телевидению и разговаривать по телефону.

Ребята, мы с вами много интересного узнали про космос, а теперь давайте поиграем в викторину, я вам задаю вопросы, а вы отвечайте.

- Шарик золотой заглянет в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце)

- Ночью на небе видна бледнолицая (Луна)

- Золотые горошины в ночное небо брошены (Звёзды)

- Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовётся она…(Земля)

- Быстрая, словно комета в космос взлетает…(Ракета)

- Он одет в скафандр и идёт к ракете. Скоро унесётся к звёздам и планетам. (Космонавт)

- Как звали собак, которые летали в космос? (Белка и Стрелка)

- Первый человек, побывавший в космосе? (Ю. Гагарин)

- Какую одежду надевают на себя космонавты? (Скафандр)

- Сколько планет вращается вокруг Солнца? (8)

- Назовите эти планета (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

На правильный ответ на вопрос дети получали звёздочку. По окончании викторины все звёздочки приклеивали на заранее приготовленный ватман, который раскрашен под ночное небо.

Ребята, а теперь послушайте загадку и отгадайте.

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу-серпом (Луна)

Правильно, это Луна. Луна-верная спутница Земли, и ближайшая соседка в космосе. Как вы думаете, какую форму имеет Луна? Правильно, Луна имеет форму шара. Поверхность Луны холодная и тёмная. А светится она не сама, а лишь отражает падающие на неё солнечные лучи. На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Воды на Луне тоже нет, поэтому она безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло. Но каждую ночь Луна выглядит по-другому.  Как вы думаете, Луна и месяц-это одно и тоже небесное тело или разные тела? Правильно, одно и тоже. Неполную Луну называют месяцем. Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны находится в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю её поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночном небе и называем её месяцем. С помощью машин-роботов удалось узнать, что на Луне есть горы, низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды. Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, который побывал на Луне был Нил Армстронг.

А теперь вопросы для закрепления темы:

- Какая планета является спутником Земли?

- Как выглядит лунная поверхность?

- Есть ли на Луне атмосфера?

- Какую форму имеет Луна?

- Есть ли в лунных морях вода?

- Как называется неполная Луна?

Молодцы, вы всё правильно ответили.

А теперь я вам покажу фотографии, а вы посмотрите и скажите, что это перед вами. Да правильно, это консервы. Но не обычные, а предназначены для питания человека в космосе. А почему в космосе едят только готовую еду? Потому что, в условиях невесомости невозможно ни чего готовить. Если в кастрюлю налить воды, то она разлетится по кораблю, так же как и продукты, вот поэтому кушают космонавты готовую еду в специальном помещении для приёма пищи. Все столовые приборы крепятся к откидному столику, с помощью резиночек для закрепления продуктов. Еда подаётся готовая небольшими порциями в упаковках, чтобы как можно меньше крошек появилось в воздухе. Поэтому хлеб расфасован мелкими кусочками, чтобы их можно было целиком отправить в рот. А если всё же получилось, что крошки разлетелись, имеется специальный насос, который втягивает случайные частички пищи и капельки воды. Если разрешить плавать крошкам в помещении. То они могут испортить оборудование. Руки перед едой космонавты не моют, а протирают влажными салфетками. Еда космонавтов считается самой здоровой пищей. Ведь организм космонавта находится длительное время в экстремальном стрессе. Еда превращено в пюре, которое похоже на детское питание, но по вкусу подходят для взрослых. Вот так в космосе питаются наши космонавты.

А теперь мы поговорим как тренируются космонавты. Они много времени проводят в тренажёрном зале. Большая часть тренировок включает в себя множество видов спорта. Среди них лёгкая атлетика, плавание, парашютный спорт, прыжки в воду, и другие виды спорта. В космосе же царит темнота и пугающая тишина. Поэтому космонавты проводят тренировки в судокамере.

Судокамера-это специальная герметическая помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемымми стенками. В этой судокамере космонавты так же продолжают работать.

Ещё космонавты тренируются в центрифуге. Это специальная установка, напоминающая огромную карусель и вращаясь с большой скоростью. Поэтому космонавты должны иметь крепкое здоровье.

В завершение нашего космофеста были проведены спортивные мероприятия, посетили наш мини-музей.

Список используемых источников

  1. О. А. Скоролупова «Покорение космоса»

Список интернет источников

ped-kopilka.ru

championat.com

pitanie-dlya-detey.ru

stranamam.ru

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Рассказываем о планетах и звездахМы живем на планете Земля. Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой е...

Методические рекомендации "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Чтобы пробудить у дошкольника представления о космосе, о п...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...