Мастер-класс "Жили -были"
план-конспект занятия

Данный мастер-класс имеет краеведческую направленность, способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dannyy_master.docx589.96 КБ

Предварительный просмотр:

Жили –были

Данный мастер-класс имеет краеведческую направленность, способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края

Цель занятия: познакомить детей с жизнью и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям

 Задачи:

  • познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, с народными приданьями;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, закличками;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
  • развивать художественно-творческие способности детей;
  • познакомить с техникой выполнения русского оберега

Принципы построения занятия:

  • Учёт возрастных особенностей
  • Наглядность –  обстановка и оборудование горницы.
  • Познавательная активность – практическое исследование старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
  • Комплексность в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности специфически дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно в непосредственно образовательной деятельности  как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме и др.).  

Большое внимание уделяется русскому  фольклору, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы.

  • Доступность содержания детям дошкольного возраста.
  • Познавательная и нравственная значимость.
  • Возможность формирования на их основе умения «чувствовать»  окружающий мир.

     Для организации деятельности по приобщению дошкольников к русской народной культуре  в  нашем детском саду  был создан мини музей «Русская изба». В ней собраны предметы русского  народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант  предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли  носителей  русской народной культуры.

Ожидаемый результат:

  • сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
  • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
  • творческая активность и самостоятельность воспитанников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.

Основная часть

Оборудование:

Для создания обстановки «Русской избы»  - бутафорская модель русской печи, кухонная утварь (сито, ухват, чугунок, глиняные горшки, деревянные ложки, глиняная посуда, самовар), утюг, прялка, керосиновая лампа, бублики, стол, лавки, иконы, свечи, рушники, скатерть.

Для основной деятельности – мука, сито , костюм для педагога, кокошники, картузики (для детей), проектор.

Для создания куклы «Крупенички»   - материал белый, материал цветной, ленточки, нитки, гречка.

Ход занятия

Педагог (в русском народном костюме) встречает детей у входа.

Педагог: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте .Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! 

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! (дети рассаживаются на стульчики).

В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

Педагог:  Как вы думаете, из чего в нашем селе раньше люди строили себе дом?(Ответы детей)

Педагог: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался избой. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот. Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим, как же жили наши предки в своих избах. Готовы? Но сначала вам нужно надеть специальные головные уборы – для девочек – кокошники, для мальчиков – картузики. В таких головных уборах ходили наши древние предки – славяне на Руси. А теперь: раз, два, три, покружись – в прошлом окажись.

(Демонстрация иллюстрации «Русская изба»).

Педагог: Посмотрите, как выглядела русская изба. Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.

А теперь давайте посмотрим, что же было внутри избы. Давайте пройдем внутрь.

 (Дети проходят через низкую дверь (макет), кланяясь,  педагог подводит детей в угол с печкой).

 Педагог: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки о предметах быта русской избы, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе. Вы можете не знать названия этих предметов, но можете найти отгадку по описанию в загадке. Слушайте и смотрите внимательно.

1. Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает.

Дети: Печь

Педагог: Русская печь –сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Печь – деревенская кормилица.  Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

2. Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребятки, знает?

Книзу узок, верх широк

Не кастрюля …

Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)

Педагог: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.

3. Не бык, а бодает,

Не есть, а хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ухват

Педагог: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

 (Дети пробуют достать чугунок с помощью ухвата)

4. Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито

Педагог: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

(Дети подходят к столам, берут сито и пробуют просеять муку)

Педагог: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы. В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный»означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие.

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит

Дети: Самовар

Педагог: В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

6. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Дети: Ложка

Педагог: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками (можно задать вопросы по образованию слов: тот, кто играет на балалайке; на гитаре; на барабане; на пианино).

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Игра на деревянных ложках (звучит песня «Ах вы сени мои сени!»)

 Русские люди очень любили сказки, песни. Вы знаете, что есть народные сказки, которые переходили из уст в уста, из поколения в поколение. А дети очень любили вечерами слушать сказки, ведь у них не было ни компьютеров, ни телевизора, ни книг. А еще любили петь частушки.

Ева. Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Ярослав. Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Никита  Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Педагог.: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

А сейчас я покажу вам, как нужно работать прялкой. Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки

 Сначала стригут овец, затем моют шерсть, сушат. Вот посмотрите, сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку, потом пальчиками вытягиваю шерсть и прялка крутит нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. 

Педагог: На Руси любили волшебные предания. На Руси верили во многих волшебных существ. Говорили, что ни один дом не стоит без домового. Домовой – это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в избе, предпочитая место, где тепло и сытно. Как вы думаете, что это за место? Конечно, у печки. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Ленивым хозяевам дедушка, как называли домового, устраивал мелкие неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ломал предметы. Если домовой в дружбе с хозяином, то дом под надежной охраной. Во время праздников наши предки обязательно ставили домовому угощенья и приговаривали .

Педагог ставит за печку горшок с кашей и с детьми встает в круг, приговаривая закличку для домового: «Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да храни избу нашу!»

Практическая часть – создание куклы – оберега «Крупеничка».

 Педагог: Это главная кукла в доме. Она – оберег на достаток и сытость в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куклы. После уборки урожая куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что это каша передает силы матери земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.

И сегодня люди верят, что эта куколка помогает оберегать достаток в доме. Давайте изготовим ее вместе.

Звучат русские народные песни, педагог показывает детям порядок изготовления куклы-оберега. (Приложение )

Приложение

 В интернете можно найти много различных мастер-классов по изготовлению народных кукол. И что удивительно невозможно найти две полностью одинаковые куклы. Дело не в различии тканей, использованных в их изготовлении, степени сочетания цветов, аккуратности пошива… Нет! У каждой куклы свой характер, взгляд (я не ошиблась, вы исправите меня, говоря, что у них нет глаз) и настроение. Каждый человек, мастеря куклу, вкладывает частичку себя, атмосферы, витавшей где-то рядом и т. д., тем самым оживляя ее.

Итак, Крупеничка — славянская обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Она наполнялась определенным видом крупы, например, рисом - символом богатства, перловка - сытости, гречка - достатка, а овес - силы. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами. Иногда делали мужской вариант этой куклы – Богача. Внешний вид Крупеничкивыдавал положение семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева.

В наше время куклу часто дарят на новоселье, чтобы в новом доме хозяев всегда сопровождали достаток и сытая жизнь. Другой повод для такого необычного подарка — это свадьба. Крупеничка поможет молодым начать новую счастливую жизнь.

Предлагаю  мастер-класс.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332085.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332102.jpg

  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332127.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332164.jpg

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332195.jpg  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332221.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332246.jpg  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332268.jpg  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332371.jpg

                                        https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265092-1470332423.jpg   

Список использованной литературы

  1. 4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  2. 5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  3. 6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традицииНародная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  4. 7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  5. Кукла Крупеничка (Зерновушка). Мастер-класс. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

Занятие по противопожарной безопасности...

Чтобы не было пожара,чтобы не было беды.

Консультацмя для родителей...

День Победы.Была война.Была Блокада...

Сценарий праздника "День Победы". Была война. Была Блокада...Для старшего дошкольного возраста "старшая группа"....

Проект по ОБЖ "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

В настоящее время актуальной проблемой является пожарная безопасность.Дети дошкольного возраста не всегда могут защитить себя от пожара, так как отсутствует навык осторожного обращения с огнём. Дети о...

« Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

Консультация для родителей...

КОНСПЕКТ НОД ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА: "БЫЛА ВОЙНА,БЫЛА БЛОКАДА...."

Конспект НОД  воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Была война, была блокада...." Данный мтериал может быть использован в подгото...