Консультация для педагогов "Репрезентативная система"
консультация

Елена Сергеевна Еременко

В  ФОП ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как можно реализовать данный принцип? Реализация данного принципа возможна с учетом типа репрезентативной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx188.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогу на заметку!

Консультация для педагогов

«Репрезентативная система»

В  ФОП ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как можно реализовать

данный принцип? Реализация данного принципа возможна с учетом типа репрезентативной системы.

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно- образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию — говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.

Что же такое «репрезентативная система»?

Репрезентативная система — это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий - подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

Первый ребенок — аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй — кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновение), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий — визуал, для него главной является зрительная информация.

Среди взрослых еще встречаются дискреты — те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.

Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.

Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку    такие    люди    воспринимают    окружающий    мир     через    логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.

Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия. В среднем среди модальностей восприятия: аудиалов — 25%, визуалов — 34%, кинестетиков — 16%, дискретов — 25%.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы

  • Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше   других   начинают   говорить,    имеют    большой    словарный    запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.

Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать — дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх).

Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо.

С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.

Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

  • При     восприятии     информации     дети-визуалы     больше     полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.

Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки).

Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый»,

«яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает. Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу,

потому что ботинки будут грязными, а, следовательно, некрасивыми.

Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

  • Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» — любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны — разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом.

Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как   можно   меньше   употреблять   любимую   большинством   родителей   фразу

«Не трогай!». В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно»,

«жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь. В ходе непосредственно     образовательной      деятельности      или      игрового      сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.

Достаточно легко можно определить, кто ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры.

Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Если ребенок - визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок - визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок - аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, то нельзя требовать от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Педагогу, чтобы успокоить

сорванца-кинестетика на занятии, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.

Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию? На занятиях педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.        Например,        чтения        или                письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости,                особенности                запоминания                и                др.). Если родители и педагог знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.

Чтобы определить основную репрезентативную систему, надо пользоваться словами, которыми изъясняется человек, т .е.

  1. Словарь общения.

Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (видишь, посмотри, смотри, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите, рассматривать, в фокусе, под углом зрения, смутно, никаких перспектив, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «смотреть сквозь розовые очки»,

«поживем — увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения» и т.д.) Для        аудиала        характерно        употребление слов,        связанных        со        слуховым восприятием        (голос,        послушайте,        обсуждать,        молчаливый,        тишина,        громкий, благозвучный, я вас слушаю, мелодично, тихо, я прислушиваюсь, «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов», «когда рак на горе                свистнит» и т.

д.).

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, чувствую, ощущаю, скованно, свободно, удобно, остро, схватываю суть проблемы,

«я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...»,

«руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба и пр.).

Чтобы определить ведущую репрезентативную систему, которая отражает деятельность мозга с данный момент, т.е. «здесь и сейчас», надо наблюдать за

  1. Направлением взгляда. Дело в том, что человек во время разговора постоянно делает движения глазными яблоками, вы и сами не раз видели, что во время общения взгляд собеседника постоянно перемещается и никогда не остается неподвижным.
  • У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,
  • У аудиалов - по средней линии, или по горизонтали
  • У кинестетиков - вниз.

Можно сделать вывод, что люди в процессе общения нередко разговаривают на разных языках в буквальном смысле слова, т.к. никто не учитывает индивидуальной системы предпочтений. Это же происходит и во время общения с детьми, когда педагоги сердятся на детей, что они их не понимают и ничего не запоминают.

  1. Особенности внимания.

  • Кинестетику        вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно        отвлечь чем угодно;
  • аудиал легко отвлекается на звуки;
  • визуалу шум практически не мешает.

  1. Особенности запоминания.

  • Визуал помнит то, что видел; запоминает картинами.
  • Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.
  • Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

Многое даст наблюдение за поведением детей в его свободное «игровое» время:

Визуал чаще всего остается на месте, если большинство детей начинают передвигаться. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за чем –либо или рассматривать информацию на стенах.

Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять малыша заниматься не любимым делом не рекомендуется.

Аудиалы используют свободное время, чтобы наговориться и пошуметь.

Особенно если перед этим ему пришлось "держать рот на замке".

Дети аудиалы редко проявляют интерес к рабочим специальностям и больше тяготеют к разного рода искусству: пению, театральной и актерской деятельности.

Для кинестетика перемена деятельности нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Спорт, рабочие специальности - то, к чему у него могут проявиться способности.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в обучающей деятельности.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и домашних!

При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется:

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за чем-нибудь, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов.

Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то дошкольники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Система работы по художественно-эстетическому воспитанию"

1. Задачи художественого и эстетического воспитания детей и их реализация.2. Требования к организации развивающей среды.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей....

Консультация для родителей "Система Монтессори"

Консультация для родителей "Система Монтессори" в средней группе ДОУ...

консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...

Консультация для педагогов "Система работы с родителями по ПДД"

Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единственную цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты...

Консультация для воспитателей "Система патриотического воспитания в ДОУ"

«Знакомство дошкольников с российской историей. Направления работы.                                      ...

Консультация для воспитателей "Система закаливания в ДОУ"

Система закаливания в ДОУ.1. Умывание.2. Ножные ванны.3. Душ.4. Хождение босиком.5. Воздушные ванны.6. Солнечные ванны.7. Обливание.8.Закаливание носоглотки.9. Прогулки на свежем воздухе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...