План по самообразованию воспитателя младшей группы
методическая разработка (младшая группа)

Кизеева Карина Евгеньевна

План самообразования в младшей группе

«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

Актуальность

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного перспективный план работы с детьми возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;

-разработать ;

-провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;

-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

 

 

Итоги проведенного мониторинга показали, что лучше всего дети ориентируются в цвете и в форме предметов. Более низкий результат в определении величины предмета. Дети пользуются одним понятием (большой - маленький) и моя задача познакомить их с другими величинами и сформировать умение пользоваться в речи соответствующими терминами.

Также низкий результат в характеристике слуховых ощущений. Дети хорошо слышат мелодию, другие звуки, но затрудняются охарактеризовать их словами. Моя задача - развивать речь детей, знакомить с новыми понятиями, пополнять словарный запас, развить умение словесно высказывать свои сенсорные ощущения. Все задачи решаются посредством различных игр, которые запланированы в течение года.

.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._k.e._mladshaya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования в младшей группе

«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

План самообразования в младшей группе

«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

Актуальность

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного перспективный план работы с детьми возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;

-разработать ;

-провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;

-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Итоги проведенного мониторинга показали, что лучше всего дети ориентируются в цвете и в форме предметов. Более низкий результат в определении величины предмета. Дети пользуются одним понятием (большой - маленький) и моя задача познакомить их с другими величинами и сформировать умение пользоваться в речи соответствующими терминами.

Также низкий результат в характеристике слуховых ощущений. Дети хорошо слышат мелодию, другие звуки, но затрудняются охарактеризовать их словами. Моя задача - развивать речь детей, знакомить с новыми понятиями, пополнять словарный запас, развить умение словесно высказывать свои сенсорные ощущения. Все задачи решаются посредством различных игр, которые запланированы в течение года.

Анализ мониторинга на конец года:

Анализируя процентное соотношение, заметна положительная динамика. Но есть дети с низким уровнем, поэтому работа по данной теме продолжится в новом учебном году.

Рассматривая более детально результаты мониторинга, ставлю в перспективе работу по следующим направлениям: более слабый результат по тактильным и слуховым ощущениям. Дети различают разницу в осязательных и слуховых ощущениях. Это заметно при проведении игр, где дети, услышав ритмичную музыку, начинают совершать четкие, активные движения, а при легкой, плавной музыке, кружатся или медленно двигаются. Различают предметы на ощупь, называя при этом всего один признак, и то иногда ошибаются в словесной характеристике, не зная значение слова. Проблема в том, что они затрудняются их охарактеризовать словесно. Значит нужно ставить в перспективе работу над расширением словарного запаса и знакомстве с новыми словесными формами.

Более хороший результат в знании цвета, формы. Почти все дети освоили геометрические формы и их свойства, соответствующие возрасту. Многие дети различают оттенки цвета, способны найти одинаковые оттенки среди других. Но есть дети, которые путают основные цвета. Немного хуже в различении предметов по размеру. То есть дети видят разницу, но опять же неправильно характеризуют словесно. Поэтому в перспективе планирую подобрать больше упражнений, игр не только на развитие сенсорных ощущений, но и на расширение словарного запаса.


Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального     мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- закрепить умения детей различать основные цвета;

- закрепить знания детей о величине и форме предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Предполагаемый результат:

• обогащение активного и пассивного словаря детей;

• познавательный интерес к НОД ;

• подготовка атрибутов для игр, НОД.

• закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

• положительная динамика в математическом развитии детей;

• совершенствование предметно-развивающей среды.

Проблема: Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Изучение методической литературы по данной теме:

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

-Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» - Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»

Изучение статей в журналах:

- «Воспитатель ДОУ»,

- «Дошкольное воспитание».

- «Ребенок в детском саду».

Действия и мероприятия в процессе работы над темой:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

3. Перспективное планирование игровых занятий на период учебного года (сентябрь 2021 г. по май 2022 г.)

4. Диагностика детей по сенсорному развитию во 2 младшей группе на окончание учебного года 2021 -2022г.

5. Подведение итогов.

6. Подготовка презентации по фотографиям.

7. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

8. Заметки на следующий учебный год, перспективное планирование.

Планирование работы

Сентябрь

1.Диагностика.

2.Подбор методической литературы.

3.Пополнение сенсорного уголка.

4. Изготовление игр и материалов к ним.

Октябрь.

1.Д/игры: «Собери листочки».

2.«Геометрическая мозаика».

3.«Громко-тихо».

4. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

5.Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг.

Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

6.Рисование «Листопад» Консультация:

7.«Методы диагностирования сенсорного развития детей» Информация на стенд: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет».

8.Изготовление игр и материалов к ним.

Ноябрь

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4.Проведение опыта.

5. Д/игры: «Цветные рукавички». «Назови квадратные предметы». «Сравни предметы». «Угадай, что звучит». «Мягкий - твердый».

6.Рисование «Подводный мир» (зеленый, синий цвета).

7. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное развитие в домашних условиях».

6.Изготовление игр и материалов к ним.

Декабрь

1.Д/ игры и упражнения: «Назови предметы этого цвета». «Назови предметы треугольной формы». «Высокий - низкий». «Быстро - медленно». «Мешочек с секретом».

2.«Украшение для ёлочки» - цвет.

3.«Новогодние елочки» - величина.

4.«Составные картинки» – форма.

5. Лото «Цвет и форма».

6.Рисование «Белые снежинки в темном окне». 

7.Консультация для родителей : «Дидактические игры для развития сенсорных способностей».

8. Изготовление игр и материалов к ним.

Январь

1. Экспериментирование «Свойства бумаги».

2. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

3. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

4. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

5.Экспериментирование «Волшебные краски» (смешение 2-х цветов).

6. Дидактическая игра «Что бывает оранжевого цвета». «Что похоже на овал»

7.Речевая игра «Скажи наоборот».

8. Изготовление игр и материалов к ним.

9. Знакомство с новинками методической литературы индивидуальные беседы с родителями: «Рисуем вместе с мамами и папами».

Февраль

1.Экспериментирование «Волшебные краски» (получение цвета: серый, голубой, розовый).

2. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика». «Живое домино» - цвет.

3. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

4. «Построим башню» - величина.

5.Слушание музыки «Высокие-низкие звуки».

6. Дидактическая игра на ориентирование в пространстве «Иди, куда скажу».

7.Оформление папки-передвижки по сенсорике.

8. Изготовление игр и материалов к ним.

9. Индивидуальные беседы с родителями: «Игра как средство сенсорного развития детей младшего возраста».

Март

1. Игровые поручения – цвет и величина.

2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

4.Дидактическая игра «Разложи от светлого к темному» (наоборот).   5. 5.Дидактическая игра  «Разложи игрушки по росту». «Громко - тихо».

   «Шарики и кружки». «Поставь игрушку, куда скажу» 

6.Проект Неделя «Игра и игрушки».

7.Изготовление игр и материалов к ним.

8. Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».

Апрель

1. Экспериментирование «Деревянные и пластмассовые игрушки»

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

5. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

6.Изготовление игр и материалов к ним.

7. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».

Май

 1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма, величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

3.Диагностика. Отчет о проделанной работе за год на итоговом педагогическом совете. 

 Работа с родителями.

Сентябрь-апрель

«Методы диагностирования сенсорного развития детей» Информация на стенд: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет».

Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное развитие в домашних условиях».

Консультация для родителей : «Дидактические игры для развития сенсорных способностей».

Знакомство с новинками методической литературы индивидуальные беседы с родителями: «Рисуем вместе с мамами и папами».

Индивидуальные беседы с родителями: «Игра как средство сенсорного развития детей младшего возраста».

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».

Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».

Фотовыставка: неделя «Игра и игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План По Самообразованию старшая группа

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Метод сотворчества....

План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны

Мой годовой план по самообразованию для реализации в группе с детьми и родителями....

План по самообразованию воспитателя группы комбинированной направленности: «Развитие познавательного интереса у детей к родному краю»

Цель: самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме, совершенствуя профессиональную компетентность, формировать у воспитанников ДОУ целостных представлений о родном ...

Перспективный план по самообразованию подготовительная группа

Тема: «Развитие познавательной активности ребёнкачерез организацию занятий по краеведению»....