План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны
материал (средняя группа) на тему

Сагалакова Марина Михайловна

Мой годовой план по самообразованию для реализации в группе с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя  группы «Ёлочка» МБДОУ  «ЦРР -  д\с Хрусталик»  Сагалаковой  Марины Михайловны.

   Введение: Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Современному ребенку  нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста Ф. Энгельс считал, что «по типу все эти методы - стало быть все, признаваемые обычной логикой средства научного исследования, совершенно одинаковы у человек и у высших животных. Только по степени, по развитию соответствующего метода они различны». Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.

Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира. С точки зрения содержания (информации) мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы (логические действия и операции) оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность - есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления - соблюдение законов и правил «логики.

Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

Процесс формирования логических приемов мышления целесообразно начинать с более раннего возраста - с 3-4 лет, что обосновывается несколькими причинами:

   Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно - образного) у каждого конкретного ребенка.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2016 г.

Тема: «Развитие логического мышления у детей среднего возраста».

Цель: Создание условий для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства для развития творческого мышления и воображения дошкольников»

 Задачи:

  1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  2. Развивать воображение детей.
  3. Развивать у детей среднего дошкольного возраста умения логически мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать)
  4. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
  5. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
  6. Воспитание  коммуникативных навыков; стремления к преодолению трудностей; уверенности в себе; желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Сентябрь:

  1. Составление плана по самообразованию.
  2. Выявить ЗУН  детей в области ЭМП.
  3. Составить годовой план по работе логико-математического кружка «Развивайка», подобрать соответствующий материал (логические задачки и задачки в стихах, д/игры).
  4. На собрании информировать  родителей о работе кружка  «Развивайка», познакомить с понятием «информационно-коммуникативные технологии»; раздать буклеты с ссылками на сайты с развивающими играми в онлайн для детей 4-5 лет.

Октябрь:

  1. Пополнение предметно – развивающей среды в группе.
  2. Создание и приобретение дидактических игр с нестандартным оборудованием.
  3. Знакомство детей с математическими величинами, счетом, образованием числа через прочтение сказок « Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка».

Ноябрь:

  1. Подборка дидактических игр на развитие мелкой моторики и воображения для детей в домашних условиях (игры со счетными палочками).
  2. Индивидуальное обследование детей на знание и соотнесение цифр с предметами через д/и «Подбери цифру к предмету».
  3. Разъяснительная и образовательная работа.

    Декабрь:

  1. Повысить собственный уровень знаний через материал в интернете.
  2. Использование в групповой деятельности «Загадки-обманки», «загадки-считалки».
  3. Консультация для родителей «Развитие словесно-логического мышления у детей».
  4.  Рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Январь:  

  1.  Чтение и инсценирование  русской народной сказки «Три медведя».
  2.  Игры с детьми на развитие логического мышления, игры на расширение кругозора, игры на анализ и синтез, игры на развитие творческого воображения. «Догадайся», «Что забыл художник?», «Раз, два, три лишний уходи», «Рыбка — червячок», «Небылицы».
  3. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

Февраль:

  1. Словесно-логические игры и упражнения, как консультация и наглядный материал в родительский уголок.
  2. Словесно-логические игры и упражнения с детьми, игры с использованием логических концовок.
  3. Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на  мыслительную сторону развития дошкольников.
  4. Изготовить буклет «Дидактические игры по математике» для родителей на   родительские собрания.

Март:

  1. Анкетирование, опрос для родителей о важности развития логического мышления их ребенка; является ли работа кружка «Развивайка» существенной.
  2.  Создание проекта с родителями «Дидактическая игра как средство развития творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста».
  3. Создать картотеку игр на развитие творческого мышления и воображения дошкольников.

Апрель:

  1. Изготовить плоскостные блоки Дьенеша и серию игр с блоками совместно с детьми.
  2.  Опубликовать материал в Социальной сети работников образования по данной теме.

Май:

  1. Мониторинг
  2. Представить годовой отчет для родителей через презентацию «Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста». Работа кружка в течение года, трудности и успехи детей».

 

Список использованной  литературы

  1. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.,1999
  2. Колесникова  Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4 - 5 лет. 3-е изд. перераб. и дополн. – М: ТЦ Сфера, 2016.-64с. (Математические ступеньки)
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательна программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комратовой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  4. .Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.
  5. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание    2005г. №12 с.21.
  6. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание    2005г. №8 с.48.
  7. Моисеева Г. «Пальчиковые игры - упражнения»// Дошкольное воспитание  2000 г. № 10 с.45
  8. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка -М., 2004г..
  9.  Шумакова О.В. Математические сказки //  Ребенок в детском саду 2004-№ 2 с.53.
  10. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.
  11. Береславский Л.Я. «Азбука логики» -М., 2001г.
  12. Гаврина С. Е. Кутявина Н. Л. 30 занятий для успешного развития ребенка.4 года. Часть 1, Часть 2.
  13. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.
  14. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: «Акцидент», 1998. – 176 с.: Ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования старшего воспитателя МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» Хруновой Н.М

«Использование современной инновационной образовательной ИКТ - технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и ро...

План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год

Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя подготовительной группы «Сказка» «МБДОУ - «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны

Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы   по средствам дидактических игр».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15132768","attributes":{"alt":"","cla...

План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Степановой Светланы Михайловны

     Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. За...

План по самообразованию воспитателя Бурак Аллы Михайловны на 17-20 гг

Данный материал поможет спланировать  работу педагога по самообразованию....

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ №93 «Лесная сказка» Фокиной Елены Викторовны на 2020-2025 г.г.

План самообразования музыкального руководителя - это руководство для повышения  собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изуче...