План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны
материал (средняя группа) на тему
Мой годовой план по самообразованию для реализации в группе с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны.
Введение: Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Современному ребенку нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста Ф. Энгельс считал, что «по типу все эти методы - стало быть все, признаваемые обычной логикой средства научного исследования, совершенно одинаковы у человек и у высших животных. Только по степени, по развитию соответствующего метода они различны». Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.
Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира. С точки зрения содержания (информации) мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы (логические действия и операции) оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность - есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления - соблюдение законов и правил «логики.
Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.
Процесс формирования логических приемов мышления целесообразно начинать с более раннего возраста - с 3-4 лет, что обосновывается несколькими причинами:
Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно - образного) у каждого конкретного ребенка.
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2016 г.
Тема: «Развитие логического мышления у детей среднего возраста».
Цель: Создание условий для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства для развития творческого мышления и воображения дошкольников»
Задачи:
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
- Развивать воображение детей.
- Развивать у детей среднего дошкольного возраста умения логически мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать)
- Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
- Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
- Воспитание коммуникативных навыков; стремления к преодолению трудностей; уверенности в себе; желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Сентябрь:
- Составление плана по самообразованию.
- Выявить ЗУН детей в области ЭМП.
- Составить годовой план по работе логико-математического кружка «Развивайка», подобрать соответствующий материал (логические задачки и задачки в стихах, д/игры).
- На собрании информировать родителей о работе кружка «Развивайка», познакомить с понятием «информационно-коммуникативные технологии»; раздать буклеты с ссылками на сайты с развивающими играми в онлайн для детей 4-5 лет.
Октябрь:
- Пополнение предметно – развивающей среды в группе.
- Создание и приобретение дидактических игр с нестандартным оборудованием.
- Знакомство детей с математическими величинами, счетом, образованием числа через прочтение сказок « Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка».
Ноябрь:
- Подборка дидактических игр на развитие мелкой моторики и воображения для детей в домашних условиях (игры со счетными палочками).
- Индивидуальное обследование детей на знание и соотнесение цифр с предметами через д/и «Подбери цифру к предмету».
- Разъяснительная и образовательная работа.
Декабрь:
- Повысить собственный уровень знаний через материал в интернете.
- Использование в групповой деятельности «Загадки-обманки», «загадки-считалки».
- Консультация для родителей «Развитие словесно-логического мышления у детей».
- Рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей дошкольного возраста.
Январь:
- Чтение и инсценирование русской народной сказки «Три медведя».
- Игры с детьми на развитие логического мышления, игры на расширение кругозора, игры на анализ и синтез, игры на развитие творческого воображения. «Догадайся», «Что забыл художник?», «Раз, два, три лишний уходи», «Рыбка — червячок», «Небылицы».
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
Февраль:
- Словесно-логические игры и упражнения, как консультация и наглядный материал в родительский уголок.
- Словесно-логические игры и упражнения с детьми, игры с использованием логических концовок.
- Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития дошкольников.
- Изготовить буклет «Дидактические игры по математике» для родителей на родительские собрания.
Март:
- Анкетирование, опрос для родителей о важности развития логического мышления их ребенка; является ли работа кружка «Развивайка» существенной.
- Создание проекта с родителями «Дидактическая игра как средство развития творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста».
- Создать картотеку игр на развитие творческого мышления и воображения дошкольников.
Апрель:
- Изготовить плоскостные блоки Дьенеша и серию игр с блоками совместно с детьми.
- Опубликовать материал в Социальной сети работников образования по данной теме.
Май:
- Мониторинг
- Представить годовой отчет для родителей через презентацию «Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста». Работа кружка в течение года, трудности и успехи детей».
Список использованной литературы
- Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.,1999
- Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4 - 5 лет. 3-е изд. перераб. и дополн. – М: ТЦ Сфера, 2016.-64с. (Математические ступеньки)
- От рождения до школы. Основная общеобразовательна программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комратовой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- .Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.
- Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2005г. №12 с.21.
- Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2005г. №8 с.48.
- Моисеева Г. «Пальчиковые игры - упражнения»// Дошкольное воспитание 2000 г. № 10 с.45
- Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка -М., 2004г..
- Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду 2004-№ 2 с.53.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.
- Береславский Л.Я. «Азбука логики» -М., 2001г.
- Гаврина С. Е. Кутявина Н. Л. 30 занятий для успешного развития ребенка.4 года. Часть 1, Часть 2.
- Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.
- Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: «Акцидент», 1998. – 176 с.: Ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования старшего воспитателя МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» Хруновой Н.М
«Использование современной инновационной образовательной ИКТ - технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и ро...
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя подготовительной группы «Сказка» «МБДОУ - «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15132768","attributes":{"alt":"","cla...
План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...
План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Степановой Светланы Михайловны
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. За...
План по самообразованию воспитателя Бурак Аллы Михайловны на 17-20 гг
Данный материал поможет спланировать работу педагога по самообразованию....
План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ №93 «Лесная сказка» Фокиной Елены Викторовны на 2020-2025 г.г.
План самообразования музыкального руководителя - это руководство для повышения собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изуче...